ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. МОСКВЫ ШКОЛА №991
Внеурочная деятельность – важнейший компонент
современного образовательного процесса.
Калёнкина Н.А.
Москва
2017
Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются:
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося,
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
- развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
снизить учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Во внеурочной деятельности выделяется 3 уровня.
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень -получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как: экскурсии, соревнования, праздники, викторины, беседы, игры, проектная деятельность и др.
Основным отличием между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием является то, что последнее не имеет уровней и федерального государственного стандарта, оно реализуется во всём образовательном пространстве, которое находится за его пределами. А внеурочная деятельность является неотъемлемой составной частью образовательного стандарта, которая влияет на результаты его реализации.
Таким образом получается, что дополнительное образование - это некая самостоятельная внеурочная деятельность, то есть автономная часть основного образования.
Наша школа работает по трём адаптированным программам
- АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
-- АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
-- АООП для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Раскрою содержание каждого спецкурса.
АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
1. Основы безопасности и жизнедеятельности.
Целевые ориентиры данных занятий определены в соответствии с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, психического и социального здоровья обучающихся.
2. Проектная деятельность
Цель – создания условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью.
3. Основы религиозных культур и светской этики. Цель – социально – педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям.
4. Мой край. Цель: формирование представлений о Москве, воспитание гражданина, знающего и любящего свой город, адаптация учащихся в пространстве своего округа, города.
5. Азбука растений. Цель: формирование экологической культуры. Программа расширяет и углубляет содержание экологического и биологического образования, знания детей о сезонных изменениях в живой природе.
АООП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
1. Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Курс направлен на развитие моторики, графомоторики, тактильно – двигательных восприятий, восприятие формы, величины, цвета, конструирование.
2. Весёлая физкультура. Цель: формирование практических умений, необходимых для организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, способствующих групповому взаимодействию посредством подвижных игр и элементов соревнования.
3. Москвоведение. Цель: сформировать у школьников представление о Москве, интерес к прошлому и настоящему города.
4. Экономический практикум. Курс направлен на формирование у школьников знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе.
АООП для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
1. Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Курс направлен на развитие моторики, графомоторики, тактильно – двигательных восприятий, восприятие формы, величины, цвета, конструирование.
2. Коммуникация и правила социального поведения. Курс направлен на формирование у школьников элементарных предпосылок к овладению навыками коммуникации, общения и культуры поведения в обществе.
Внеурочная деятельность направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Положительную роль в этом играют нестандартные формы внеурочной работы, где на первый план выдвигаются возрастные особенности и отношения к ведущему виду деятельности.
Подробнее хочу рассказать о проектной деятельности. Проектная деятельность относится к социальной форме организации внеурочной работы. Тема проекта «В гостях у сказки».
Цель проекта.
Создание условий для реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Задачи проекта
1.Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.
2.Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.
3.Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям произведений.
Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник развития и воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Содержание программы «В гостях у сказки»
Народные. Бытовые сказки. (16ч)
«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Пых», «Умная внучка», «Старуха, дверь закрой!», «Каша из топора».
Народные сказки. Сказки о животных. (15ч)
«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Кот и петух», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заяц – хваст», «Кот и лиса».
Волшебные народные сказки. (20ч)
«Пузырь, соломинка и лапоть», «Лягушка-царевна», «Морозко», «Три сестры», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Летучий корабль», «Петушок и волшебная меленка».
Авторские сказки. (10ч)
В Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик».
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» .
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».
Шарль Перро «Красная Шапочка».
Моя любимая сказка. (1ч)
Праздник сказок. (1ч)
Проект «В гостях у сказки». (1ч)
Подготовительный этап включает в себя чтение сказки педагогом, организацию обсуждения сказки, повторное чтение, рисование главных героев произведения, лепка из пластилина, рисование иллюстраций фрагментов сказки.
Исследовательский этап. Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр. Продуктивная, изобразительная деятельность. Создание атрибутов для игр-драматизаций.
Заключительный этап - Выставка детских работ, фотовыставка.
При подведении итогов идёт организация обратной связи.
Корригирующий эффект детского театра приобретает наибольшую силу и значимость благодаря коллективному творчеству при инсценировании, где могут участвовать все желающие. Благодаря комплексной деятельности, сочетающей художественно – изобразительное искусство, пение, танец, музыку, любой ребенок или подросток может компенсировать недостаток какой-либо одной способности другой, более развитой в данный момент.
Занятия театральной педагогикой делают жизнь детей в школе более эмоциональной, дают простор воображению и возможность почувствовать уверенность в своих силах, раскрепоститься, наполняют внутреннюю жизнь ребенка особым смыслом; помогают вырабатывать определенное отношение к коллективу, решать самостоятельно простые и сложные задачи.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.