МБОУ Новосильская СОШ
«Взаимодействие семьи и школы в рамках реализации сФГОС»
Учителя начальных классов:
Лукашиной Ольги Николаевны
Новосиль 2022 год
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Я думаю, что школа для учеников тоже является домом. Здесь на протяжении всей школьной жизни они проводят большую часть времени. Как и родители учителя следят за их здоровьем, питанием. Так же воспитывают, дают знания. Только у родителей детей может быть несколько, а у учителя их десятки. И все они любимые ученики!
Пожалуй, нет человека, который не был связан со школой. Школа - это наша большая жизнь. Именно в школе мы учимся жить среди людей. В школе учат не только наукам, а, наверное, самому главному - быть человеком. И, конечно, большое значение имеет то, какие люди вас окружают в школе.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.
С первых дней работы в школе я являюсь классным руководителем. И начинаю работу с изучения семьи. Составляю социальный паспорт класса.
Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление моей деятельности.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
От характера отношений учителя с ребёнком, учителя с его родителями зависят не только самочувствие ребёнка, но и его успехи в обучении и воспитании. Помня об этом, я строит свою работу с родителями своих учащихся.
Общаясь с родителями своих учеников, я сделала вывод, что с родителями следует избегать назидательного тона, нравоучительных замечаний. Это раздражает родителей, восстанавливает против вмешательства, как им кажется, в их личные дела. В работе с родителями нужно учитывать, что большинство из них знают о своих обязанностях, стремятся их выполнить, но не всегда умеют сделать это правильно.
С 1 класса стараюсь показать родителям, как они нужны в вопитательном процессе не только детям, но и мне, как классному руководителю, школе.
Доброжелательное общение, консультации после уроков, я всегда рада ответить на их вопросы.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. На данный момент туда входят: Шеляева Татьяна Игоревна, Кудряшова Нина Владимировна.
Формы работы с родителями я использую разнообразные: это индивидуальные (беседа с родителями в школе (могут звонить ), и коллективные (классные собрания, общешкольные родительские собрания).
Собрания провожу так, чтобы заинтересовать их темой, поиграть с ними. Каждое собрание заканчиваю рефлексией и прошу написать отзыв и предложение темы о которой они хотели бы поговорить на следующей встрече. Иногда провожу собрание вместе с детьми. Недавно провела родительское собрание :«Как помочь ребёнку хорошо учиться?!»Где родители бурно обсуждали и предлагали свои идеи по этому вопросу. Так же поговорили о том, что мешает детям учится и все пришли к тому, что это телефоны, планшеты и другие гаджеты.
Работая совместно с детьми и их родителями, я вижу положительную динамику роста интереса родителей и детей к школьным проблемам. Родители отмечают раскованность детей, снижение у них уровня школьной тревожности. Дети быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в школе и дома, что узнают нового. Проявляют активное желание общаться со взрослыми, задавать им вопросы, изменилось и отношение родителей к жизни класса, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу.
Постепенно родители перешли в ряды наших единомышленников. На родительских собраниях отмечается хорошая посещаемость.
Наличие во многих семьях компьютера и доступ в интернет позволяет общаться с родителями и таким образом. Многие родители связываются со мной через ВАТЦАП, сайт «Одноклассники». Таким образом они могут предупредить меня о пропуске ребёнком школы по той или иной причине (например, внезапно заболел, или пришлось срочно уехать), а так же могут задать возникшие у них вопросы. Если ребёнок болеет, родители могут через интернет получить от меня рекомендации по объяснению пропущенной новой темы, о заданиях, которые необходимо проработать с ребёнком.
Организацию совместных мероприятий начинаю так же с 1 класса. На каждое мероприятие стараюсь вовлечь несколько родителей, они на равне с детьми поют, танцуют играют - это сплощает коллектив,но это становится все реже , в связи с COVID-19 .
Родители активно помогают детям готовиться к конкурсам, делают поделки, костюмы.
Итак, внедрение в работу с родителями новых форм, позволило мне повысить активность родителей, помочь им в организации учебно-воспитательного процесса своих детей. Однако, в моей работе встречались и трудности. К сожалению, существует группа пассивных родителей, которых мало интересует жизнь их детей вне дома. Есть, так же, часть родителей, которым сложившиеся обстоятельства не дают проводить с детьми достаточное количество времени. Это сокращает и затрудняет их общение с ребятами и учителями, и, следовательно, снижает продуктивность учебно-воспитательного процесса. Некоторые молодые родители не хотят принимать доброжелательные рекомендации и пожелания учителей, воспринимают их как посягательство на их личную жизнь, отсюда возникают проблемы взаимонепонимания.
Таким образом, быть родителями – длительный и нелёгкий процесс. Информирование родителей о жизни детей в школе, их участие в мероприятиях, в жизни школы и класса, применение новых форм работы с родителями активизирует воспитательные умения, но кроме этого необходимо учить молодых родителей переосмысливать свои стереотипы их установки, развивать рефлексию, учить анализировать собственную деятельность.