СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Взаимоотношения человека и природы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок литературы и экологии по произведениям В.Астафьева и В.Распутина

Просмотр содержимого документа
«"Взаимоотношения человека и природы"»

ГАПОУ СО «Аткарский политехнический колледж»











Бинарный урок литературы и экологии


Тема: «Взаимоотношения человека и природы»









Подготовил: преподаватель

русского языка и литературы

Степанова Елена Евгеньевна















Аткарск, 2023 г.


Цели урока:

Познавательные:

вспомнить что такое экология; развивать умение выполнять типичные задания; совершенствовать полученные ранее навыки.

Развивающие:

развивать логическое мышление, внимание, устную речь; развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка, развивать умение излагать материал кратко, обобщённо, развивать познавательные и творческие способности, активизировать учебную деятельность обучающихся с помощью тестового задания на экологические темы; выстраивать адекватное речевое поведение (на основе ролевых позиций участников), способствовать наиболее яркому проявлению индивидуальных способностей учащихся, развивать творческие способности и художественное отношение к слову, целенаправленное развитие памяти, речи, внимания, воображения.

Воспитательные:

воспитывать чувство уважения к своей Родине, поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Задачи: развивать творческий потенциал, развивать кругозор, заинтересовать в познании нового, способствовать развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции, совершенствовать навыки...



Тема: «Взаимоотношения человека и природы»

« Сам человек только в зеркале природы

может увидеть своё настоящее лицо».

М.Пришвин.

Ход урока

Столы учащихся стоят по кругу, отдельно – стол учителей, ведущих урок.

Ход урока:

I. Организационный этап (1 мин.)

Преподаватель экологии: Преподаватель литературы:

У нас сегодня необычный интегрированный урок экологии и литературы и вести его будут два преподавателя: преподаватель литературы и преподаватель биологии и экологии. Среди учащихся присутствуют группы литературоведов и экологов.

В течение урока каждый из вас должен быть внимателен и активен. Успехов вам!

II. Сообщение темы урока, цели; мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.)

А сейчас, ребята, откройте тетради, давайте запишем сегодняшнее число и тему нашего урока. (Слайд 1) Тема: «Взаимоотношения человека и природы».

Цели нашего урока таковы (посмотрите на экран) (Слайд 2): привить нравственные ценности, вывести учащихся на философский уровень прочтения рассказа о жизненных ценностях; развивать логическое мышление, устанавливая межпредметные связи (географии, история), а также осуществлять преемственность в обучении, опираясь на полученные знания и личный опыт учащихся.

Человек и природа. Эта тема всегда была предметом напряжённых размышлений, но именно в наше время она приобрела остроту.

Писатели раньше и отчётливее других поняли, что природа не среда обитания, источник существования, что безжалостное отношение к ней ведёт к бездуховности, к упадку нравственности. Теряя какие-то уголки природы, люди теряют часть своей души – не случайно возникло выражение «экология души».

И если в начале века человечество было охвачено жаждой власти над природой, стремлением изменять её по своему усмотрению, то на исходе века люди ясно увидели, что «хозяин природы» зачастую оставляет за собой безжизненные пространства.

Сегодня мы остановимся на произведениях В.Распутина и В.Астафьева не потерявшими за прошедшие годы своего современного звучания.


Готовясь к уроку, вы прочитали ряд произведений о взаимоотношениях человека и природы. Некоторым из вас были даны индивидуальные задания. Нам предстоит рассмотреть взаимоотношения человека и природы на примерах произведений художественной литературы и ознакомиться с современным состоянием окружающей среды и выявить влияние человека на нее.

Для выявления состояния экологической культуры на предварительном этапе было проведено анкетирование «Моё отношение к природе».

Так как урок тесно связан с проблемами экологии, то прежде чем мы начнём освещать проблемы, затронутые в произведениях В.Астафьева и В.Распутина, мы с вами поработаем с тестами, которые позволят определить уровень ваших экологических знаний. Эти тесты помогут вспомнить основные термины экологии, к которым мы будем обращаться на протяжении всего урока (Слайд 3). Результаты тестов озвучим на следующем занятии.

III. Тестирование (4 мин.)

 

1 блок: определение уровня экологических знаний учащихся


1. Что такое экология?

   1) наука о взаимодействии человека и природы;
 2)   система знаний об экосистемах;
3)   наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства;
   4) сведения об экологических проблемах;
5) наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей природой;
6)  система знаний о растительном и животном мире;
   7)   наука о биосфере;

8) затрудняюсь ответить.

2. Какие Вы знаете экологические проблемы современности? (назовите 2-3)

3.Что такое Красная книга?

1) список редких и исчезающих видов животных и растений, подлежащих охране;
2) описание экологических проблем современности;
3) перечень лучших дел человечества по охране природы;
4) перечень негативных поступков, действий человека по отношению к природе;
5) описание наиболее красивых объектов, явлений природы;

6) затрудняюсь ответить.

4. Что такое биосфера?
1) совокупность растений и животных;

2) живая оболочка планеты;

3) пространство существования жизни на Земле;

4) взаимосвязь человека и природы;

5) животный мир;

6) видовое разнообразие растений;
7) затрудняюсь ответить;


IV. Постановка проблемных вопросов. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. (5 мин.)

На слайде вы видите проблемные вопросы, на которые нам предстоит найти ответ (Слайд 4):

- каково взаимоотношение природы и человека в произведениях В.Астафьева и В.Распутина?

- можно ли ставить такой вопрос: кто главный – человек или природа?

Преподаватель экологии: Проблема отношения человека к своей земле и её природе, пожа­луй, наиболее актуальная из всех проблем современности. Вслушайтесь: вы слышите пение живых соловьев ... Посмотрите в окно,  вдалеке видны:  лес и   реки Аткара и Медведица, родники, за которыми мы ухаживаем. На слайде вы може­те видеть картины природы. Но всего этого может скоро не стать, если мы срочно не возьмемся за разрешение проблемы отношения человека к природе.


Мы целились в природу,
Попали лишь в себя.
И вред людскому роду,
И корчится земля.
Зима весною дышит,
И лета не видать.
Дожди стучат по крышам,
И осень не узнать.


Эта проблема - в центре внимания международных организаций,  о деятельности которых мы говорили на одном из уроков экологии. Ни одна организа­ция не в силах разрешить эту проблему – это можно сделать лишь совместными усилиями всех нас. Поэтому сегодня мы должны внести свой вклад в решение актуальнейшей из всех проблем экологии.

Преподаватель литературы: Группа литературоведов подготовила обзор литературы по интересующей нас проблеме.

Природа всегда воспри­нималась русскими писателями не только как пейзаж, формирующий эстетический вкус, - с ней связывались нравственные начала, формирующие личность человека.

Нравственный критерий героев  Виктора Астафьева и Валентина Распутина во многом связан с жизнью природы и определяется отношением к ней, потому что назрела необходимость разобраться в причинах эко­логических катастроф.

Преподаватель экологии: Природа в опасности потому, что, стремясь к прогрессу, мы не задумываемся, какими путями мы идем к нему. Поэтому назрела необходимость задуматься над вопросом: в чем наша ошибка? что мы делаем не так на пути к прогрессу? и как это отразится   на нас с вами?

Ответить на эти вопросы поможет писатель,  который, являясь страст­ным защитником родной природы, подчеркивал важность её охраны.


- Какой вы видите Матёру? (Слайд 5) Заслушаем сообщение учащегося:

Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием - Матера, жила она, «встречая и провожая годы». «Лучше этой земли не сыскать»,- решил тот, кто открыл для людей Матёру... На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.

«И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля... От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделившись от материка, держала она в достатке - не потому ли называлась громким именем - Матёра?»

Словно не успела взобраться на горку, поодаль от других изба Петрухи, стонет, словно знает о предсмертном часе. Вот другие оставленные уже людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. А в этих избах ещё теплится жизнь Матёры-деревни. Стонут старухи в тяжелых снах-воспоминаниях, и сны их вспыхивают за окнами зарницами, и по этому можно определить, где ещё остались люди.

Скупые, но ёмкие приметы времени, неразрывная связь прошлого и настоящего, свидетельства того, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела Матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала «коммунию-колхоз». Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать Родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них.

Течет жизнь, время... Масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших дней - все это тоже непосредственно коснулось острова: остров подлежит затоплению.

- Как вы считаете, если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю историю Матёры? Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать?

(Автор хотел показать, что НТП связан с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Может показаться, что не стоило говорить о прошлом Матёры, что это вроде бы отвлекает от основного события. «Прощание с Матёрой» - об этом, о памяти.

Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Поэтому гибель Матёры - это тяжёлое время для многих жителей деревни.)

- В чём видит одна из героинь повести Дарья причины происходящего?

(Причины происходящего, по мнению Дарьи, с болью наблюдающей за уничтожением Матёры, заключаются в душе человека: человек «запутался, вконец заигрался», считает себя царём природы, слишком возомнил о себе. Её рассуждения лишь с виду наивны, на самом деле очень глубоки, она считает, что Бог молчит, «устав спрашивать с людей», и на земле воцарилась «нечистая сила», а люди потеряли совесть, что подтверждает уничтожение кладбища.)

- Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную им в повести?

(Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Но надежда всё же преобладает: «Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она всё перенесёт…» несмотря на трагический финал повести (финал открытый), нравственная победа остаётся за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.)

Истребление природы оборачивается самоистреблением, что-то бесконечно важное уходит из человеческой души. Уничтожая Матёру, люди, прежде всего, уничтожают частичку своей памяти. Об этом говорит уничтожение кладбища.

- К чему может привести отрыв от корней, от своих вековых традиций?

(Человек теряет и свою совесть, его сердце становится каменным. Распутин показывает насколько могут быть бессердечны, жестоки, злы те люди, которые стали «Иванами, не помнящими родства». И не важно, чужую деревню они разрушают или свою, ведь это всё их Родина. От таких людей исходит угроза окружающему миру, а так же и природе.

- Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного вторжения в жизнь. В каком эпизоде мы видим единоборство природы и человека? Кто оказывается сильнее?

(Царственный листвень. Как ни силён человек, а природа оказывается сильнее. Люди могут силой вмешиваться в законы её, обезобразить её, но побеждённым при этом оказывается не природа, а человек)


Преподаватель литературы:   Каким образом Валентин Распутин решает проблему взаимоотношений человека и природы? (Слайд 5)

(Распутин, как и многие авторы, ставит вопрос о путях к прогрессу. Он видит этот путь таким: взять с собой и сохранить всё ценное, переданное нам предыду­щими поколениями - природу, землю, бережное отношение к ним. Только так мы сохраним свой Дом, свою планету.)

Распутин ищет пути решения проблем в лучших чертах русского национального характера, в патриархальности. Поэтизируя прошлое, остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывая к их сохранению. В повести автор отразил общие тенденции, опасные прежде всего с точки зрения нравственного здоровья нации. Наука и техника, которые должны служить для человека вдруг были возвеличены на недосягаемую высоту, добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица земли: так надо, и с этим ничего не поделать, распроститься с Матёрой всё равно придётся. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно. Естественно, что все по-разному относятся к этому событию. Прогресс приходит и к ним, но какой ценой и как материнцам пережить трагедию уничтожения малой родины?


- Какие проблемы ставит Распутин в повести «Прощание с Матёрой»?

(Это проблемы и вечные и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны, всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия НТП для цивилизации в целом? Не приведет ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учёными. Благая цель – промышленное развитие края, строительство электростанции – достигается ценой, которую платить безнравственно.)

Посмотрим презентацию «экологов» о влиянии ГЭС на окружающую среду.

Веками жизнь дарила нам природа,
И мы считали этот долг за ней.
Беспечны, жадны были род от рода,
И вот для нас настали дни потерь.
 
Дни катаклизмов, боли, разрушений
В наш мир приходят за волной волна.
Всю грязь от наших жутких подношений
Природа  возвращает  нам  с полна.  

Горят леса, земля себя взрывает,
Вновь тает лёд и тонут острова.
И тёплый климат в зиму отступает,
И исчезает в родниках вода.

Надежда в государство убывает,
Пришёл черёд наш, граждане земли.
Пусть каждый человек на свете знает,
Что жизнь планеты может он спасти. (Евгений Пинский)


Преподаватель экологии: Уничтожение Матёры лицемерно прикрывается словами о благе народа. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на земле. Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами «экологии души». Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования.)

Преподаватель литературы: Повесть кончается символически: катер, посланный за последними обитателями Матеры, заблудился в тумане. Не так ли и люди потерялись на земле, позарившись на сиюминутное, забыв о вечном.

Преподаватель экологии: Сегодня важно осознавать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. А.И. Герцен однажды сказал, что «природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам», об этом же говорят законы экологии, которые были сформулированы в начале 70-х годов XX в. американским ученым Б. Коммонером.

Первый закон. Все связано со всем. Он призван предостеречь человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям. (Например, осушение болот приводит к обмелению рек).

Второй закон. Все должно куда-то деваться. Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы от которой неизбежны, и потому необходимо думать как об уменьшении их количества, так и о последующем их использовании.

Третий закон. Природа "знает" лучше. Нельзя забывать, что человек - тоже биологический вид, что он - часть природы, а не ее властелин. Это означает, что нельзя пытаться покорить природу, а нужно сотрудничать с ней.

Четвертый закон. Ничто не дается даром. Это закон рационального природопользования.

Думаю, что человечество уже давно должно было прислушаться к его словам. Ан, нет! Оно продолжает создавать себе одну проблему за другой. Человек ведет себя как потребитель. От полного разграбления природы его останавливает только страх перед штрафом или тюрьмой. Человек живет одним днем, одним сезоном: побольше б урвать задарма запрещенной охотой, браконьерством.

Преподаватель литературы: Сегодня всем известно слово «экология». А в 70-е годы прошлого столетия, когда почти ничего не говорилось об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, В.П.Астафьев первый вскричал о беде. Он заговорил о бережном отношении к природе, о её беззащитности и вместе с тем о способности её постоять за себя. В повествовании «Царь-рыба», вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей.

- Как эти проблемы решаются в центральном рассказе цикла? Заслушаем сообщение учащегося -литературоведа.

Сообщение учащегося из группы «литературоведов»:

- Герой повести В. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич умеет делать все и лучше и быстрее всех. Его отличает бережливость и аккуратность. До идеала главному герою повести, конечно, далеко: им властвует жадность и потребительское отношение к природе. Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу суровое испытание. Произошло это так: Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей и во время браконьерской ловли на самоловы попадает гигантский осётр. В этот момент Игнатьич увидел рыбу у самого борта лодки. «Увидел и опешил: что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела — на доисторического ящера походила она...» Рыба сразу показалась Игнатьичу зловещей. Душа его как бы раздвоилась: одна половина подсказывала отпустить рыбу и тем сохранить себя, но другая, ни в какую не хотела упускать такого осетра, ведь царь-рыба попадается лишь раз в жизни. Страсть рыбака берет верх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить его. Но по неосторожности он оказывается в воде, на крючке собственной снасти. Игнатьич чувствует, что тонет, что рыбина тянет его на дно, но он ничего не может сделать для своего спасения. Перед лицом смерти рыбина становится для него некоей тварью и судьёй одновременно. Герой, никогда не верующий в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью.

- «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» – слабо, без надежды взмолился ловец. Икон дома не держал, в Бога не веровал, над дедушкиными наказами насмехался. Именно в этот прямой диалог с Богом включены Астафьевым все добрые и злые силы природы. Отягощена совершенным злом душа браконьера, и терпит он великие муки.

Игнатьич вспоминает о том, что пытался забыть в течение всей своей жизни: опозоренную девушку, которую обрек на страдания. Выходило так, что природа, тоже в каком-то смысле «женщина», мстила ему за причиненное зло. Игнатьич, «не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь да услышит его, прерывисто и изорванно засипел: «Гла-а-аша-а-а, прос-ти-и-и...» И когда рыба отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в течение всей жизни. Но в жизни так бывает не всегда и природа не прощает человеку его промахов и ошибок Астафьев оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой. (группа экологов расскажет об ошибках, допущенных при строительстве ГЭС, цена за которые более чем дорогая (слайды).

- Какова идея произведения? (Протест против хищничества. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, и к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победа, так как человек и природа связаны между собой («повязаны одним смертным концом»). Гармонические отношения могут быть сохранены только благодаря духовно-историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливает у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но им приходится им повиноваться.)

С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Драматичен финал борьбы — рыба уходит от человека, чтобы умереть. Речь идет и о трагедии Человека, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и ее. От нас требуется мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача настоящего и будущего. Гармонию с природой обретает герой Астафьева, потому что он осознал, что человека ожидает расплата не только за варварское отношение к природе, но и за жестокость к людям. Истребляя в своей душе то, что природа закладывает изначально (доброту, порядочность, милосердие, честность, любовь), Игнатьич становится браконьером не только по отношению к природе, но и к самому себе.

Преподаватель литературы: Хищническое отношение к природе, тема браконьерства проходит через всю книгу. В основе браконьерства лежит потребительство как образ жизни, поведение и философия… Создавая портреты чушанских браконьеров, писатель использует одинаковую, типичную ситуацию – «случай на реке», представляющую собой разновидность классической ситуации испытания человека в его противоборстве с природой…

- Кто противостоит природе, кого ей надо опасаться?

(Многочисленные образы браконьеров, губящих все живое. Браконьерами Астафьев считает не только тех, кто губит непосредственную природу, как «чушанцы», которые буквально грабят родную реку, безжалостно травят ее. Браконьер и «вольный человек» Гога Герцев, который вытаптывает души одиноких женщин, встречающихся на его пути. Браконьеры и те чиновники государственного масштаба, которые так спроектировали и построили на Енисее плотину, что загноили великую сибирскую реку и прилегающие к ней земли.)

Преподаватель экологии: К сожалению, борьба «царя природы» с природой, его породившей, длится и по сей день. Борьба бессмысленная, губительная, которая бумерангом возвращает людям зло, сотворённое ими. Но нет ответа на вопрос: где этому конец?

Действительно, браконьерство страшное зло.(группа экологов подготовила презентацию про царь-рыбу и последствия хищнического вылова осетра)

Преподаватель литературы: Автор пытается донести до нас мысль о том, что всё-таки браконьеры - это люди, живущие среди нас, но возникающее сочувствие больше похоже на соболезнование. Человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде. Самая главная вина Игнатьича - надругательство над любившей его девушкой. Получается, что неважно начинается ли это зло с человека, с рыбы, со зверя, а оборачивается оно общим злом. Поэтому Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе.

- Каким образом показывает автор единство человека и природы?

(Это единство показано через ассоциации между человеком и природой. Образы персонажей, художественные приемы (сравнения, метафоры) подчинены основной концепции Астафьева: человека он видит через природу, а природу - через человека. Ребенок ассоциируется с зеленым листком, который «прикреплялся к древу жизни коротеньким стерженьком», а смерть старого человека вызывает ассоциацию с тем, как «падают в старом бору перестоялые сосны, с тяжелым хрустом и долгим выдохом». Образ матери и ребенка - это образ Древа, питающего свой Росток: « Заранее напрягшись в ожидании боли, мать почувствовала ребристое, горячее нёбо младенца, распускалась всеми ветвями и кореньями своего тела, гнала по ним капли живительного молока, и по раскрытой почке сосца оно переливалось в такой гибкий, живой, родной росточек». О речке Опарихе говорится: «Синенькая жилка, трепещущая на виске земли». Другая, шумная речка тоже сравнивается с человеком: «Бедовый, пьяный, словно новобранец с разорванной на груди рубахой, урча, внаклон катился поток к Нижней Тунгуске, падая в ее мягкие материнские объятья». И таких ярких, живых метафор и сравнений очень много в книге. Астафьев напоминает, что человек и природа - единое целое, что мы все - порождение природы, ее часть, волей - неволей человек как бы цивилизован он ни был, находится под властью законов природы. Поэтому отношение между человеком и природой писатель рассматривает как отношение между матерью и её детьми.)


Сразу после выхода книги на страницах журналов и газет завязались оживлённые дискуссии, выступали не только критики-профессионалы, но и читатели самых разных профессий, а среди которых с особой страстностью – специалисты по охране природы, таким образом «Царь-рыба» угодила в самое больное место проблемы «Человек и природа».

Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающий в вечном, неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Велика его вера в торжество добра, в то, что каждый из нас может познать себя как человека.

Преподаватель литературы:

- Подведем итоги: ответим на поставленные в начале урока вопросы, конечно же, побежденных или победивших в этой вечной борьбе быть не может, мы должны жить в согласии и гармонии с природой. Да, заблудился человек, если творит такое с матерью – природой. Безнравственный, потерявший опору человек поистине страшен.

И Распутин и Астафьев в своих книгах, говоря о взаимоотношениях человека и природы, предупреждают: уничтожение природы – это самоуничтожение.

Преподаватель экологии: Справедлива, мудра, терпелива природа, но и она содрогается от рук человека. А теперь давайте выясним ваше отношение к экологической деятельности. Повернитесь к компьютерам и ответьте на вопросы теста, постарайтесь быть искренними при ответах – это поможет вам при выполнении домашнего задания.

Музыка

Мое отношение к экологической деятельности (Слайд 4 мин)

  1. Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?

    1. да, считаю;

    2. скорее да, чем нет;

    3. скорее нет, чем да;

    4. нет, не считаю.

  2. Что вызывает у Вас  потребность заниматься экологической деятельностью?

    1. требования учителей;

    2. любовь к природе;

    3. стремление быть полезным;

    4. сознание личной причастности к делу охраны природы;

    5. требования родителей;

    6. пример других людей;

    7. интерес к экологическим проблемам;

    8. затрудняюсь ответить;

  3. Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?

    1. да;

    2. не совсем убежден;

    3. нет.

  4. Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь должен заниматься решением экологических проблем?
    1) правительство;
    2) министерство охраны природы;
    3) каждый человек;
    4) специалисты в области охраны окружающей среды;
    5) партия «зеленых»;
    6) наука.

  5. Проявляете ли Вы интерес к проблемам взаимодействия человека и природы? В чем это выражается?

    1. постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики;

    2. иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях;

    3. не интересуюсь этими проблемами;

    4. делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике;

    5. занимаюсь в природоведческом кружке;

    6. провожу исследования в природе;

    7. затрудняюсь ответить.

6. Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?

1) не проявляю интереса к проблемам взаимодействия человека и природы;

    1. не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность;

    2. экологическая деятельность – это очень трудно;

    3. большая загруженность другой работой;

    4. осознание того, что вряд ли я один могу изменить экологическую ситуацию;

    5. я не владею навыками и умениями экологической деятельности;

    6. это не мое дело;

    7. затрудняюсь ответить;


7. Что обычно определяет Ваше поведение в природе?

  1. никогда не задумывался над этим;

  2. бережное отношение к растениям и животным;

  3. стремление получить какую-либо пользу, выгоду для себя;

  4. осознание долга за сохранение всего живого;

  5. стремление отдохнуть, расслабиться, получить положительные эмоции;

  6. стремление насладиться красотой природы;

  7. затрудняюсь ответить;

8.Оцените свой уровень экологической культуры

    1. высокий;

    2. средневысокий;

    3. средненизкий;

    4. низкий;

    5. затрудняюсь оценить.

9. Что, на Ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры?

       1) страх за свое собственное будущее, за все живое на земле; 2)стремление сохранить все многообразие природы;

3) здоровье будущих поколений;

4) осознание ответственности за дальнейшую эволюцию биосферы;
  5) желание сохранить красоту окружающей нас природы.

Аналитическая беседа:

- Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к природе? (От воспитания, от любви к родине, от уважения к самому себе и другим людям).

- Есть такой термин «экология души». Как вы его понимаете? (Охрана нравственной, духовной чистоты людей).

- Связаны ли между собой экология природы и «экология души»? (Да. Если человек осознает себя частичкой народа, общества, истории, чувствует благодарность к предкам и ответственность за потомков, он будет пытаться сохранить Землю, родину, дом для них.)


Преподаватель литературы: Боль за поруганную природу звучит в названных книгах. Варварское уничтожение браконьерами рыбы в реках Сибири, залитые рукотворными морями кладбища и плодородные земли, жестокое уничтожение отдельных видов растений и животных – эти картины встают перед глазами читателей и заставляют думать о природе, человеке, нравственности, добре и зле.


Рефлексия

Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся.
Личностный тест


(Попробуй оценить  свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь).

  Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите.
Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Срав­ните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы.

Мое отношение к природе


№ п/п


Вопросы

Ответы и баллы

Да

Нет

По-разному

Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?

2

0

1

2

Делите ли вы природные объекты на привле­кательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)?

0

2

1

3

Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

2

0

1

4

Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления?

2

0

1

5

Цените ли вы разнообразие в природе?

2

0

1

6

Влияет ли природа на ваше настроение?

2

0

1

7

Проявляется ли этот интерес в ваших по­ступках?

2

0

1

8

Все ли в окружающей природе вас интересует?

1

2

0

9

Всегда ли вы обращаете внимание на окру­жающую вас природу?

2

0

1

10

Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления?

1

0

2

11

Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда ви­дите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

2

0

1

12

Любите ли вы читать описания природы в книгах?

2

0

1

13

Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

2

0

1

14

Влияет ли природа на ваше поведение?

2

0

1

15

Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)?

1

2

0

16

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

0

2

1

17

Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

2

0

1

18

Часто ли вы проявляете равнодушие к при­роде?

0

2

1

19

Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах?

2

0

1

20

Или в более старшем возрасте?

0

2

1

21

Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на кар­тинах (фотографиях)?

2

0

1

22

Знакомы ли вам музыкальные произведе­ния, связанные с природой?

2

0

1

23

Приходилось ли вам сочинять стихи о при­роде, рисовать природу, работать с природ­ным материалом?

2

0

1

24

Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

2

0

1

25

Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам

2

0

1


Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впе­чатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувст­во оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей чело­века в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.

 От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осоз­нано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, за­думывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями ис­кусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к ок­ружающим вас людям станет более осмысленным и активным.

 От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые вы­бранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении бла­гополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведе­нию окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружа­ющей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: чи­тайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.

 Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализи­руйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.

(Слайд)Рефлексия: метод неоконченного предложения: (заполнение анонимных анкет)

1. На занятии о В. П. Астафьева я узнал…

2. Мне понравилось в процессе работы…
3. Мне запомнилось на занятии…
4. Мне захотелось прочитать следующие произведения В.П. Астафьева…

Как предупреждение людям звучит в конце повести «Прощание с Матерой» риторический вопрос: «Доколе ты будешь молчать, Земля? Да и молчишь ли ты?»

Вот на этой тревожной ноте,  заставляющей задуматься серьёзно каждого из нас, мы и закончим урок.

 

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Человек и природа или же природа и человек? Сегодня я думаю необходимо поставить знак равенства между этими понятиями. Ведь человек - это часть природы, это целое которое нельзя разъединить. Я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем уроке попытался это понять, осмыслить, проанализировать.


VIII. Определение и разъяснение домашнего задания (1 мин.)

На следующем занятии мы подведем итоги анкетирования, и проанализируем результаты домашнего задания.

В качестве домашнего задания я хочу предложить вам написать сочинение-миниатюру или эссе, опираясь на изученные художественные произведения:  

1. «Безнравственное отношение к природе - разрушает самого чело­века, нравственное – обогащает»

2. «Конец существования Матёры – историческая неизбежность или человеческая ошибка»





ПРИРОДА ОБЪЯВИЛА НАМ ВОЙНУ

Природа объявила нам войну,
Смотреть на наше варварство устала.
И первый залп был выпущен в страну,
Страну, что больше всех ее терзала.

Лживыми идеями пронырливых вождей,
Мнимым равенством ублюдков и людей.
Искажением истин, истреблением мудрецов,
Издевательством над верою отцов.

Природа объявила нам войну - имеет право!

Природа объявила нам войну
Холодными кислотными дождями
И обратила осенью весну,
Отравленными окружив морями.

Дырами озонными разорванных небес,
Бешенством вулканов, взрывами АЭС,
Вирусами, спидами, бесплодностью полей,
Пожарами лесов и затоплением кораблей.

Природа объявила нам войну - на то имея право.

Природа объявила нам войну
За то, что мы ее, не слыша стонов,
Держали, как заложницу, в плену
И жили против всех ее законов.

И вот тогда мы спохватились, каясь и моля,
Когда над нами грянул гром и вздрогнула земля,
И вспомнили про Бога и Иисуса во Христе,
И вспомнили поэтов, что распяли на кресте.

Природа объявила нам войну,
Чтоб в нас проснулась совесть…(И.Тальков)


Вы сегодня были замечательными помощниками, спасибо.

Нам было с вами очень интересно работать, и мы хотели бы увидеть и ваше отношение к нашему уроку. Выходя из класса, покажите нам своё мнение, вложив в файл с подходящим вам смайликом свои фишки.






18