Р-8 Обобщение и систематизация материала по теме «Однородные члены предложения»
Зачёт по теме «Однородные члены предложения». Теория.
Что такое однородные члены предложения?
Назовите вопросы, на которые отвечают
– однородные подлежащие –однородные сказуемые –однородные дополнения – однородные определения – однородные обстоятельства
Какие определения называются неоднородными? Как отличить однородные определения от неоднородных?(! Четыре способа определения)
Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения с обобщающим словом?
Назовите 6-8 фразеологизмов с союзом И, при которых не ставится запятая.
Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения с повторяющимися союзами? Как правильно расставить знаки препинания при повторяющихся союзах, если первый однородный член не сопровождается союзом?
Как ставятся знаки препинания в предложениях с попарно употреблёнными однородными членами?
Назови все двойные союзы. Как ставятся знаки препинания при двойных союзах?
В каких случаях перед союзом да запятая не ставится?
Зачёт №1
Однородные члены, связанные бессоюзной связью.
Докажи графически, что эти предложения осложнены однородными членами с бессоюзной связью. Расставь знаки препинания, составьте схемы.
1)Поэты будут грустно нежно страстно писать про юность много-много лет
__________________________________________________________________
2)Поля луга леса освещены солнцем.
__________________________________________________________________
3) Вода бурлила клокотала пела
_________________________________________________________________
4) Калиныча более трогали описания гор водопадов необыкновенных зданий больших городов
__________________________________________________________________
5) Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи вместо дороги.
__________________________________________________________________
6) По дороге зимней скучной тройка борзая бежит.
_______________________________________________________________
7) Всё зашевелилось запело проснулось зашумело заговорило.
__________________________________________________________________
8) Люблю дымок спалённой нивы в степи ночующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз.
__________________________________________________________________
Зачёт №2 Повторяющиеся союза при однородных членах предложения
Расставьте знаки препинания при однородных членах, графически объясните постановку знаков препинания.
Далёко гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром.
____________________________________________________________
Радостно, молодо было и на небе и на земле и в сердце человека.
_______________________________________________________________
Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Додон.
________________________________________________________________
Колокольчик отдалённый то замолкнет то звенит.
_______________________________________________________________
Ни на небе ни в горах ни на небе ни одной цельной линии ни одного цельного цвета ни одного одинакового момента.
_______________________________________________________________
Голоса раздавались то далеко то близко то слышался тенор то бас.
______________________________________________________________
7)Как милы мне твои улыбки молодые и быстрые глаза и кудри золотые.
_______________________________________________________________
На земле как-то тихо и голо без пшеницы и ржи и овса
________________________________________________________________
9)Я люблю эти звёздные ночи эти звёзды и клёны и пруд.
________________________________________________________________
10)Человек оставшись один в лесу или разговаривает сам с собой или свистит или поёт или сшибает палкой сухие листья.
________________________________________________________________
Зачёт №3 Двойные союзы
Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными двойными союзами.
Как во всяком произведении так и в создании искусства не должно быть ничего ни недоконченного ни недостающего ни последующего.
Шумный успех встретил как первую так и все последующие книги С. Аксакова.
Эстетическое образование требуется не только писатель но и инженеру и рабочему.
Андерсен сделал интересной сказку как для взрослых так и для детей.
Владимир Солоухин не только поэт стихотворец но и великолепный прозаик и публицист и литературный критик.
Грин любил не столько море сколько выдуманные им морские побережья.
Как в театре так и в кино в общем содружестве встречаются драматург режиссёр актёр художник-гримёр.
Исправьте ошибки в предложениях с однородными членами, соединёнными двойными союзами.
Многие лингвисты не сомневаются не только в поэтическом, а также в прозаическом тексте.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Богатство русского языка позволяет назвать не только предмет, признак, действие, а также выразить самые разнообразные оттенки значения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расходы на строительство зависит как от стоимости строительных материалов, а также заработной платы рабочих.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачёт № 4
Постановка запятой в предложениях с однородными членами, соединёнными противительными союзами и ошибочно принимаемыми за противительные.
Мал золотник да дорог (да =….)
С весны до поздней осени дед брал грибы да ягоды. (да=….)
Встречай не с честью а с лестью.
Слышался удаляющийся шум автомашины да беззаботное воркование горлинки.(да=….)
Курочка по зёрнышку клюёт да сыта бывает.(да=….)
Мороз невелик да стоять не велит.(да=…)
В книге ищи не буквы а мысли.
Поворчал он да не смел ослушаться.(да=….)
Про родные леса да поля бескрайние любим песни мы петь.(да=…)
10)Зимой солнце светит да не греет.(да=….)
Зачёт №5
Постановка знаков препинания в предложениях, в которых однородные члены предложения употребляются попарно.
1)Писатель создаёт своего героя красавцем или уродом счастливцем или неудачником может дать ему долгую жизнь или убить на первой странице.
________________________________________________________________
2) Реальная живая жизнь переносится на полотно и на бумагу на киноэкран и нотный лист через глаза и руки через душу писателя.
________________________________________________________________
3)Этот сказочный мир неба солнца зелени пчёлок и бабочек причудливо переплетается с вымышленным миром отваги и благородства чистой дружбы и чистой любви.
_______________________________________________________________
4)В осаждённом Ленинграде удивительно много читали в землянках и дотах на батареях и на вмёрзших в лёд кораблях в неотапливаемых библиотеках и промёрзлых квартирах._____________________________
Зачёт № 6 Однородные и неоднородные определения.
Докажите, что употребляемые в данных предложениях определения являются неоднородными.
Большая чёрная лошадь Лаврецкого ,мерно раскачиваясь, шла мерно.
_____________________________________________________________ ____________________________________________________________
Отец мой изредка присылал мне пачки синих полинялых ассигнаций.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Этот человек всё время ходил и зиму и лето в желтоватом нанковом кафтане немецкого покроя.
________________________________________________________________________________________________________________________________
4)Был прекрасный июльский день.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Верхний тонкий край растянутого облачка подобен блеску кованого серебра.
________________________________________________________________________________________________________________________________
5)Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
6)Звёздное небо затянула лёгкая белёсая паутина.
________________________________________________________________________________________________________________________________
7)История стойкого оловянного солдатика – моя любимая сказка.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачёт №7 Знаки препинания в предложениях, в которых однородные члены употребляются при обобщающих словах.
Девушка разложила на столе цветы медуницу кипрей ромашку генциан плакучий и стала их перебирать.
________________________________________________________________2) Нас связывали три вещи лес охота и любовь к литературе.
_______________________________________________________________
3)На деревьях на воде в воздухе всюду поют и пляшут по зорям пернатые весельчаки.
_______________________________________________________________
4)Всё это звуки и запахи тучи и люди было странно красиво и грустно.
__________________________________________________________________
5)И кочи и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным.
_________________________________________________________________
6)Ничто в мире ни деревья ни тайны ни мечты не сможет сравниться с человеком.
__________________________________________________________________
7)Герасим ничего не слыхал ни быстрого визга падающей Муму ни тяжёлого всплеска воды.
__________________________________________________________________
8)Я всё любил леса и нивы снегов немую белизну и вод весенние разливы и детства мирную весну.
_________________________________________________________________
9)На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
__________________________________________________________________
10)Любимые вещи в мире музыка природа стихи одиночество.
__________________________________________________________________
Зачёт по теме « Однородные члены»
Список класса | Зачёт (теория) | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | Оценка |
1.Исаев Андрей | | | | | | | | | |
2. Колесникова Анна | | | | | | | | | |
3. Королёва Дания | | | | | | | | | |
4.Опарин Дмитрий | | | | | | | | | |
5. Фёдорова Евгения | | | | | | | | | |
6.Хаустов Данила | | | | | | | | | |