Конспект НОД в старшей группе по теме «Марсиане к нам летят – познакомиться хотят!»
Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)
Цель: Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи:
Образовательные:
Через экспериментальную деятельность дать детям представления о свойствах воздуха , показать способы его обнаружения.
Развивающие:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Ход занятия:
Воспитатель - Здравствуйте уважаемые гости!
Воспитатель - Дети, а знаете ли вы зачем мы сюда пришли?
Воспитатель - Мне сегодня пришло сообщение о , что в наш садик прилетает инопланетная делегация! Видите ли вы кого нибудь похожего на инопланетян? (нет). Стук в дверь. Заходят 4 марсианина (Н.А., Степа, Андрей, Егор).
1 марс - Здравствуйте люди! ( Андрей)
2 марс – Мы прилетели к вам для того чтобы посмотреть как вы живете, так как ваша планета считается самой красивой и живой! (Н.А)
3 марс - Как вам удается это сделать?(Степа)
Воспитатель - Мы заботимся о нашей планете, оберегаем ее!
4 марс - А как?(Егор)
Ребенок – В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела…
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
(Артем)
Ребенок 2 - Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться бережно, как к чуду!
Мы забываем , что она у нас одна
Неповторимая. ранимая, живая.
Прекрасная : хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Злата)
2 Марсианин – Земляне скажите, что за чудо у вас происходит? (Н.А)
Воспитатель - Какое?
2 Марсианин - Когда мы прилетели нам совсем не понадобились скафандры? На нашей планете без них мы бы не выжили?!(Н.А)
Воспитатель – Потому что на нашей планете чистый воздух!
3 Марсианин - Воздух? А что это? (Степа)
Ребенок 3 - Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
(Наташа)
Воспитатель – А знаете, уважаемые инопланетные гости давайте мы вам не только расскажем, а еще и покажем свойства воздуха, попрошу вас пройти в нашу лабораторию.
Воспитатель – Здравствуйте уважаемый профессор! Ребята знакомьтесь это профессор Самоделкин! А также его замечательные помощники! Помогите нам пожалуйста мы пришли к вам с гостями и хотим чтобы вы показали нам свойства воздуха!
Профессор – Хорошо тогда приглашаю вас к нам в лабораторию! Но нужно ребята запомнить правила поведения в лаборатории!
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.
Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Воспитатель – дети вы запомнили правила?
Профессор – ребята мы с вами видим воздух? А раз мы его не видим, значит он какой? (Ответы детей)
1 Лаборант (Алена) - чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой?
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета.
Воспитатель - Что внутри пакета? (воздух)
- На что похож мешок? (на подушку, шар)
- Воздух занял все место в пакете.
Профессор - Его не видно ( предложить детям посмотреть сквозь пакет) , но его можно почувствовать. Мы аккуратно проткнем зубочисткой свои пакеты и сжимая пакет ладошками направим отверстие на лицо. Что вы почувствовали? (ветерок, воздух, прохлада). Вывод: Из пакета выходила струйка воздуха. Воздух прозрачный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.
Воспитатель - Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)
2 Лаборант (Даша) – Воздух есть внутри нас! И давайте мы это докажем! У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее.
Профессор - А откуда воздух появился в трубочке?
(ответы детей). Вывод: сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит, воздух есть внутри нас.
3 Лаборант (Варя) - Воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.
Профессор - Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.
Ребята после трудной работы предлагаю вам поиграть! Д/и «Чем пахнет?».
Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (лимона, чеснока, куска мыла) - что вы чувствовали?
Профессор - И так, подведем итог:
1. Воздух – невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздух, двигаясь, образует ветер.
2. Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.
3. Мы дышим воздухом, без воздуха жизни нет. Он часть природы. Воздухом дышат люди, животные и растения.
4. Воздух есть везде.
5. У воздуха нет цвета - бесцветный, но мы может его почувствовать, воздух – прозрачный, сквозь него видно все окружающее.
Воспитатель – Ну что ж уважаемые ученые спасибо вам за столь интересную информацию! Дети вам понравилось?
Профессор - Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали. Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо!
Воспитатель - Давайте попрощаемся с нашими учеными.
Воспитатель – Пришло время прощаться и с вами наши дорогие инопланетные гости! Вам у нас понравилось? Прилетайте еще! Будем рады встрече! (Уходят).
Воспитатель - Расскажите ребята, что вас заинтересовало, понравилось, чем сможете поделиться дома с родителями?. Мы проделали большую научную работу. Теперь можем и отдохнуть, пойдемте в группу!
3