Ознакомление с окружающим. Общая тема : «Осень». Тема: «Деревья».
Цель: уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; познакомить с названиями деревьев в лесу, ягодами, грибами; закрепить знания о фруктах и овощах, где они растут. Развивать основы логического мышления, внимание, речь. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материал: запись спокойной музыки, картинки с изображением разных деревьев, листьев с этих деревьев, ягод, фруктов. Изображение дерева летом, осенью, зимой. Картинки с изображением осени в горах и в городе. Шапочки с изображением фруктов, ягод, овощей.
Ход занятия
(Тихо звучит музыка).
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем.
(Выполнять движения согласно тексту).
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
А деревья выше, выше.
В. Где можно увидеть много деревьев?
Дети. В парке, в лесу.
(На экране появляются картинки с изображением осеннего городского пейзажа и гор). Дети рассматривают их.
В. А как вы думаете, почему люди стараются выехать в лес, в горы, погулять по парку в выходной день? Вы, наверное, часто слышали от взрослых: «Здесь совсем другой воздух». О каком другом воздухе говорят взрослые? Давайте разберемся. Как вы думаете, дерево – живое?»
(Ответы детей).
В. Дерево, как мы дышит, питается, растет. Оно выделяет кислород – «живой воздух», которым мы дышим. Значит, где больше кислорода – в городе или в лесу? Почему?
(Ответы детей).
На столе – «волшебный телевизор».
В. Давайте посмотрим, как меняет свой наряд дерево в течение года. Каким бывает дерево осенью? Найдите нужную карточку и положите ее в середину экрана. Каким оно бывает летом? (Кладут карточку слева). А зимой? (Карточка – справа).
В. Вы видите, как меняется дерево. Теперь вы можете сказать, что дерево живет, оно живое. Поэтому не надо ломать ветки на деревьях. Природу надо беречь.
Дидактическая игра «Найди и назови».
(На столе лежат картинки с изображением деревьев, а на ковре – листочки с этих деревьев).
В. В лесу растут разные деревья.
Дети разбирают картинки с изображением деревьев – дуба, березы, клена.
В. Подул ветерок, листочки с деревьев упали на землю. Узнайте, с какого дерева лист.
(Дети находят листья и называют, с какого дерева).
Воспитатель предлагает игру – имитацию «Мы осенние листочки».
(Дети берут листочки и имитируют листопад в ветреную погоду).
- Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки. (Дети стоят по кругу).
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели. (Бегают, помахивая листочками).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали. (Приседают).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели. (Дети разбегаются и подбрасывают листья вверх).
В. А что еще растет в лесу?
Д. Грибы, ягоды, шишки.
В. Кто любит полакомиться ими?
Д. Люди, животные, птицы.
Дидактическая игра «Третий лишний».
Калина – клубника – яблоко.
Белый гриб – гриб лисичка – груша.
Малина – смородина – слива.
В. Что здесь лишнее? И почему?
Д. Яблоко, груша, слива. Это фрукты.
В. Где растут фрукты?
Д. В саду, на фруктовых деревьях.
В. Что можно приготовить из фруктов?
Д. Компоты, соки.
В. А что растет в огороде на грядке?
Д. Овощи.
В. Что можно приготовить из овощей?
Д. Салат, суп, борщ и т. д.
П/д/игра «Сварим обед».
(На ковре лежат два обруча. В одном – тарелка с супом, в другом – стакан с компотом).
Звучит музыка. Дети разбирают шапочки с изображением овощей, ягод, фруктов. По окончании музыки дети, в соответствии с картинками, должны собраться вокруг нужного обруча.
Рефлексия. Вот как много вы теперь знаете о деревьях – они «живые», очищают воздух, дают плоды. Берегите природу!