Цикл занятий на сплочение классного коллектива
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………...…3
Цель и задачи………………………………………..………………………...3
Планируемые результаты …………………………………………………..4
Содержание программы……………………………………………………..4
Принципы, реализуемые в программе…………………………………….4
Тематическое планирование………………………………………………..5
Описание упражнений……………………………………………………….8
Пояснительная записка
Для полноценного развития ребенка огромное значение имеет его общение со сверстниками. От того, как складываются отношения в классе, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.
В любом учебном коллективе возникает вопрос, который связан со сплоченностью его членов. Вопрос этот очень важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность дальнейшей работы класса, а также психологический комфорт каждого из его участников. Данная программа направлена на формирование благоприятного микроклимата в классе в целом, и формирование положительного образа своего «Я» каждого школьника.
Цель программы: способствовать сплочению классного коллектива.
Задачи:
Формирование благоприятного психологического климата в классе;
Развитие умения работать в команде;
Профилактика конфликтного поведения в коллективе;
Сплочение классного коллектива.
Планируемые результаты освоения программы
- овладение школьниками умениями и навыками эффективного взаимодействия;
- улучшение социально-психологического климата класса;
- повышение социального статуса отдельных учащихся.
Содержание программы:
Программа предназначена для учеников 5-8 классов.
В соответствии с поставленными целями и задачами было разработано 7 занятий продолжительностью 45 минут каждое. Занятия проводятся не реже 1 раза в месяц по следующей схеме:
1. Вводная часть (Разминка).
2. Основная часть (Рабочая).
3. Заключительная часть (Рефлексия).
Принципы, реализуемые в программе:
- принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в игры, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;
- принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);
- принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.
Тематическеое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Деятельность |
1 занятие | Занятие 1 - Знакомство. Цель: снятие эмоционального напряжения. Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями занятий, правилами работы в группе. | 1 | 1.Вводное упражнение «Закрой глаза». 2. Правила группы. 3.Упражнение «Знакомство» 4. Упражнение «Ожерелье пожеланий». 5.Рефлексия. |
2 занятие | Занятие 2 Цель: способствовать построению эффективного группового взаимодействия. Налаживание взаимодействия в группе. | 1 | 1.«Сосчитай до 10». 2.Упражнение «Строй» 3.Рисуночное упражнение «Мой класс». 4.Рефлексия. |
3 занятие | Занятие 3 Цель: способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе учащихся. Развитие умение слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми | 1 | 1.Психогимнастика 2.Методика «Неоконченные предложения». 3. Упражнение «Рисуем с тобой». 4.Упражнение «Волшебный стул". 5.Рефлексия. |
4 занятие | Занятие 4 Цель: способствовать построению эффективного командного взаимодействия. способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми | 1 | 1.Вводное упражнение: «Кто так же как я?» 2.Упражнение «Мы похожи с тобой тем, что…» 3.Упражнение «Пожелания». 4.Упражнение «Волшебный стул". 5.Рефлексия. |
5 занятие | Занятие 5 Цель: способствовать построению эффективного командного взаимодействия, выработка умения договариваться. способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми | 1 | 1.Вводное упражнение «Восьмерки» 2.Упражнение «Какой я друг» 3.Упражнение «Фигура из веревки» 4.Упражнение «Волшебный стул" 5.Рефлексия |
6 занятие | Занятие 6 Цель: способствовать построению эффективного командного взаимодействия. Принятие детьми друг друга, содействие доброжелательной обстановке в группе, изучение позитивных чувств и обучение конструктивным способам работы с этими чувствами | 1 | 1.Вводное упражнение «Ванька-встань-ка» 2. «Цветовой тест» 3.Упражнение «Восковая палочка» 4.Упражнение «Узнай, кого загадали» 5.Упражнение «Волшебный стул" 6Рефлексия |
7 занятие | Занятие 7 – Итоговое Цель: развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива | 1 | 1.Вводное упражнение «счет до 10» 2. «Куб в пустыне» 3.Упражнение «Ценности команды» 4.Рефлексия |
Итог | | 7 | |
Описание упражнений
Занятие 1 - Знакомство.
Вводное упражнение, цель, которого, настроить детей на урок: «Закрой глаза».
- Мы сейчас с вами проверим, насколько каждый из вас внимателен. Вы сейчас закроете глаза, а я задам несколько простых вопросов. Говорите ответы тихо или можете отвечать про себя. Кричать не нужно.
Какого цвета стены у вас в классе?
А какого цвета парты?
Сколько окон в вашем классе?
Есть цветы в кабинете?
А если есть, то где находятся?
Какой цвет одежды сегодня у вашего классного руководителя?
Назовите цвет глаз вашего соседа по парте?
Цель упражнения: познакомиться с участниками занятия
С помощью клубка ниток, каждый участник занятия передает, по очереди клубочек, называя свое имя и прилагательное, характеризующее его на первую букву своего имени. Ведущий начинает с себя. Далее, после того, как весь класс, включая классного руководителя, опутан нитью, идет размышление- диалог на тему: невидимые нити взаимоотношений.
Занятие 2 –
Цель упражнения: выявить лидера в данной группе и посмотреть, насколько слаженно может действовать группа.
Участники встают, не касаясь друг друга, ни плечами, ни локтями, закрывают глаза и «опускают носы вниз». Задание состоит в том, чтобы сосчитать до десяти. Число должен произносить только один человек. Если два или больше участников называют одно число одновременно – это считается ошибкой, и счет начинается заново – с «одного». Игра продолжается до тех пор, пока команда участников не сосчитает до десяти без ошибок и повторений.
Это упражнение также можно использовать в той ситуации, когда необходимо успокоить участников после веселой подвижной игры, подготовить для более серьезных упражнений, где необходимы внимание и серьезность.
Цель упражнения: способствовать построению эффективного командного взаимодействия.
Ребят делят на 3 группы (по рядам) и по очереди предлагают построиться в шеренгу по первой букве имени, первой букве фамилии, дате рождения.
Цель упражнения: способствовать построению эффективного группового взаимодействия. Налаживание взаимодействия в группе.
Инструкция: «Давайте сейчас нарисуем ваш класс. Посмотрите друг на друга. Вспомните самые интересные события в вашем классе. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать. Я раздам каждому листочек, а вы подумаете и нарисуете свой класс: рисовать можно что угодно и как угодно. Можно нарисовать событие из жизни класса, эмоции, человека»
Затем все рисунки наклеиваются на общий ватман, далее следует обсуждение коллажа.
Занятие 3-
Психогимнастиика (Интерпретация и адаптированный вариант работы докторов Пола И.Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”) Гимнастика мозга представляет собой очень простые для выполнения и доставляющие удовольствие движения и упражнения, которые помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Всего несколько минут (3-5минут) занятий дают высокую умственную зарядку.
Цель упражнения: развитие способности осознания детьми своих эмоциональных переживаний, которые у них вызывает школа.
Дети дописывают фразы:
«Мне нравится в школе то, что . . .»
«Мне не нравится в школе то, что . . .»
«Если бы я был учителем . . .» и.т.д.
Цель упражнения: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
У доски стоит стул. Классу дается инструкция: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный стол». Способности этого стула таковы: приглашается кто-либо из вас на этот стул: как только он садится, «высвечиваются» только его достоинства. При этом ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул». Ваша задача: увидеть эту хорошую сторону, выразить его словами перед всеми присутствующими.
Занятие 4 –
Упражнение «Мы похожи с тобой тем, что…»
Цель: способствовать построению эффективного командного взаимодействия. Принятие детьми друг друга, содействие доброжелательной обстановке в группе
Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.
Цель: способствовать построению эффективного командного взаимодействия. Принятие детьми друг друга, содействие доброжелательной обстановке в группе
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.
Занятие 5 –
Цель упражнения: сплочение, выработка умения договариваться.
Все участники держат веревку и создают фигуры: круг, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник.
Занятие 6 –
Вводное упражнение, цель, которого, настроить детей на урок: «Ванька-встань-ка»
Цель упражнения: выявить лидера в данной группе и посмотреть, насколько слаженно может действовать группа.
Ведущий показывает любое количество пальцев. В классе должно встать то количество ребят, которое показывает ведущий. Между собой переговариваться ребята не должны.
Цель упражнения: сплочение, умение действовать сообща.
Ребята становятся в тесный круг. Посередине становится участник и падает в сторону одноклассников. Те, в вою очередь должны поддержать товарища.
Занятие 7 – Итоговое
Цель упражнения: развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива
Ребята делятся на 4 команды. Каждая команда вытягивает карточку с описанием ценности совместной работы. За 5 минут команде необходимо написать, почему эта жизненная ценность необходима в команде. А также попытаться ее изобразить. Объяснить рисунок.
Успех
Успех приходит тогда когда вся команда работает в едином ритме, когда каждый, не думая о собственной выгоде, видит общую цель. Сила и успех каждого – в том удивительном ощущении единства, которое дает совместная работа. Пройдут годы и Вы, радуясь успехам своих близких, с теплом и радостью будете вспоминать об ощущении успеха вашей команды. Но помните, что успех не является вашей единственной целью, он лишь показывает, что вы на правильном пути.
Мысли
Думайте только о позитивном, поскольку любая мысль касается окружающих. Наполняйте свои мысли силой любви и таланта, а иначе они будут сухими. Мысль – это семя, а любовь и талант – это вода, которая питает его. Если Вы не добиваетесь успеха, поразмышляйте об этом, и Вы увидите причину. Овладейте искусством созидания хороших мыслей, и Вы сможете навсегда избавиться от пустоты. Осознайте ценность своей мысли.
Сотрудничество
Сотрудничество основывается на вере, понимании и доверии. Это не сделка, в которой успех одного достигается за счет другого. Истинное сотрудничество бывает там, где есть добрые пожелания и чистые чувства друг к другу.
Ответственность
Мир – это сцена, а мы актеры. Каждый актер играет свою уникальную роль и несет ответственность за свои действия. Быть ответственным значит играть точно свою роль, какой бы трудной не была задача. Каждый из Вас играет огромную роль в эффективной работе команды.