Здоровьесберегающие технологии как фактор успешного обучения детей
(Доклад на педсовет)
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой сегодня, является сохранение здоровья детей.
По данным Министерства здравоохранения социального развития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза.
Распространённость хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилась в 1,4 раза, а среди школьников-подростков – в 2,1 раза. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации около 30% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию и 20% имеют инвалидность. Инвалидность среди детей за последние 5 лет возросла в 2 раза. Слайд №1
По данным медицинского обследования детей нашей школы за прошлый учебный год выявлено больных детей____ человек, что составило ___ % от общего числа учащихся. Больше всего зафиксировано заболеваний, связанных с нарушениями зрения (__ человек), эндокринной системы (__ человек), нервно-психическими отклонениями (__ человек), нарушение осанки (__ человек). Главной причиной пропусков учебных занятий также являются проблемы со здоровьем учащихся. Чаще всего ученики пропускают занятия из-за респираторных заболеваний. Очевидна целесообразность более глубокого и детального рассмотрения педагогическим коллективом вопроса о влиянии учебно-воспитательного процесса на здоровье школьников. Слайд №2
Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:
1) проведение ежегодного медицинского обследования обучающихся;
2) учёт санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеучебной работы;
3) обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в средних классах;
4) нормализация учебной нагрузки учащихся;
5) организация горячего питания;
6) применение здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Слайд №3
Сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Слайд №4
Предлагаем провести педагогический совет в форме деловой игры.
Все участники педсовета рассаживаются за столами. Слайд №5
Задание №1
Какие ассоциации вызывает у вас слово «Здоровье» - 2 мин - зачитывают
Для добавления: Что такое здоровье? Какие пословицы и поговорки вы знаете о здоровье?
«Здоровье - от слова здорово!»
«Здоровье – это когда ничто не мешает радоваться жизни»
«Здоровье – это когда ты готов выполнить любую работу» …
«Здоровый бедняк счастливее больного богача»
«Здоровье не купишь» и т. д.
Задание №2
Предлагается ситуация: «Ваш сын (дочь, внук) по семейным обстоятельствам вынужден поменять школу (например, в связи с переездом в другой район, город). Каким вашим требованиям должна соответствовать новая школа, чтобы вы поверили, что она работает в здоровьесберегающем режиме? Составьте список «Ваши требования к образовательному учреждению», отражающий критерии деятельности образовательного учреждения по развитию своего здоровьесберегающего пространства. -5 мин
Задание №3
Обсудить , какие из перечисленных требований не могут быть реализованы в нашем Центре и почему. 2мин
Задание №4
Составьте список 10 самых главных, на их взгляд, дел администрации школы и педагогического коллектива, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников, учителей и персонала образовательного учреждения. Для этого используются списки, полученные по результатам выполнения второго упражнения.
Задание №5
Каждый участник группы отвечает на вопросы:
Что я могу сделать для создания здоровьесберегающей среды в школе?
Что я уже делаю для этого?
Ответы записываются маркерами на листочках цвета группы и вывешиваются на стенде
Задание №6
После выполнения четвёртого и пятого заданий в творческих группах обсуждаются записи каждого участника и составляются сводные списки группы по предложенным темам.
Задание №7
Посовещавшись внутри группы, решить, какие из предложенных решений, по вашему мнению:
a) самые важные;
b) реально выполнимые.
Задание №8
Делегат от каждой творческой группы подходит к доске и проставляет фломастером значок «+» рядом с тремя самыми понравившимися группе предложениями (идеями).
Задание №9
Гр 1-2 Назовите внешние признаки усталости ученика:
частая смена позы,
• потягивание,
• встряхивание руками,
• зевота,
• закрывание глаз,
• подпирание головы,
• ненужное перекладывание предметов,
• разговор с соседом,
• увеличение количества ошибок в ответах,
• не восприятие вопроса,
• задержка с ответом,
• частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
Гр 3-4 Каковы критерии оценки здоровья?
Задание №10
Попробуйте сформулировать наиболее значимые на ваш взгляд основные установки для достижения хорошего здоровья как психологического , так и физического.
Представьте к презентации правила здорового учителя ( не менее 7
правил).
Просим вас в ходе работы педсовета провести анализ всего сказанного, обобщить полученные результаты и представить членам педсовета творческий отчет по теме «Культура здоровья».
Отчет может быть в песенной или стихотворной форме, с долей
юмора и оптимизма. Надеемся на вашу фантазию и творчество!
Разработайте рекомендации для создания положительного микроклимата на уроке:
1. Чаще улыбайтесь своим ученикам. 2. Позволяйте детям почувствовать их значимость. 3 Проявляйте уважение к их мнении, избегайте отрицательных оценочных суждений. 4. Если не правы, признайте это. 5. Не бойтесь перехвалить. 6. Пусть ученик почувствует, что идея принадлежит ему. Разработайте перечень вопросов необходимых для дальнейшего ознакомления и оценки эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий
1. Результаты проведения мониторинга.
2. Желание учащихся посещать школу.
3. Объем дневной учебной нагрузки на учащихся.
4. Курящие школьники.
5. Гигиеническое состояние школьных туалетов, состояние сантехники.
6. Содержание уроков физкультуры.
7. Жизнь в школе после окончания уроков.
8. Активность и заинтересованность школьников.
9. Психологический климат в педагогическом коллективе.
10. Внешний вид учеников по окончании занятий, после уроков.
11. Характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом.
12. Отношение к школе большинства родителей учащихся.
Подводятся итоги работы групп.
Однако прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей.
Это в первую очередь:
а/ большое количество предметов в расписании, по пять-семь предметов ежедневно;
б/большой объем и сложность учебного материала,
в/неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока - ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), г/стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе).
Следовательно, только устранив эти отрицательные воздействия, мы можем приступать к внедрению этих технологий в практику, чтобы не нарушить священной заповеди педагога:
Давая знания, не отбирай здоровье…
Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности - с расписания уроков. Слайд №6
Хорошо бы уменьшить количество предметов в один учебный день, то есть количество подготовок ученика к урокам за счет спаренных часов, которые позволяют учителю организовать «погружение» в предмет, а ученику избежать «стрессового калейдоскопа».
Мы знаем, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го, 6-го и даже 7 -го уроков.
С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.
Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.
Например, в понедельник, в каком-то классе последний урок - математика. Как же учителю добивается внимания и сосредоточенности учащихся на уроке, эффективности учебного процесса?
И здесь нам на помощь придут здоровьесберегающие технологии, конечно, которые включают в себя систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Слайд №7
Эти технологии, которые ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Хочу привести оценку этих направлений:
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы личность ребёнка, которой необходимо обеспечить комфортные условия для развития и реализации ее природных возможностей.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. И непосредственно здоровьесберегающие технологии . Слайд №8
Элементы этих технологий должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья. Слайд №9
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием их здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
4) благоприятный эмоциональный настрой.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Изучая материалы по данной теме, я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования. Слайд №10
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Слайд №11
* создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций;
* снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
* создание атмосферы доброжелательности, которая формирует у детей веру в свои силы;
* снятие признаков утомления с учётом особенностей динамики работоспособности через смену видов деятельности;
* создание условий для формирования личностных качеств.
Достигается все вышеперечисленное через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.
Структурными элементами уроков выступают:
* приветствие;
* опрос самочувствия;
* релаксация;
* оздоровительные упражнения;
* рефлексия;
* прощание.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.
Однако существует ряд требований к домашним заданиям школьников: позволяя их вам напомнить
· домашнее задание должно быть посильным;
· домашнее задание не должно быть большим по объёму;
· домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока
учащиеся не научаться работать самостоятельно;
По данным многих физиологов, учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд процессов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность.
Ученые считают, что единовременная продолжительность активного внимания учащихся среднего звена обучения составляет 15–20 мин. А после 30–35-минутных непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество ее – на 50%. При этом около 50% детей начинают отвлекаться от работы.
От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Слайд №12
Слово учителю 4-б класса Слайды №13-14
Технологии, которые ориентированы на признание учащимися ценности здоровья,
чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Слайд №15-16
Хочу привести оценку этих направлений:
Личностно-ориентированные, где центр образовательной системы - личность ребёнка, которой необходимо обеспечить комфортные условия для развития и реализации ее природных возможностей.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Технология уровневой дифференциации обучения. Слайд №17
уроки строятся с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося.
На уроках учащимся приходится достаточно много писать. Слайд №18-20
Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить детям возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут быть менее выраженными и даже отступить. Наиболее эффективны в этих случаях физкультурные минутки. Слайд №21-23
Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем – при появлении первых признаков утомления. Это случается примерно через 20–25 минут после начала урока. Внешним проявлением утомления является рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка и т.д. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока поможет включение в структуру урока двигательных упражнений средней интенсивности.
Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, помогает мне в поддержании высокой работоспособности и сохранении здоровья детей.
Можно выделить следующие виды физкультминуток:
упражнения для снятия общего и локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
гимнастика для улучшения слуха;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика Слайд №24
Физкультминутка Оганесян А.Ю.
Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит – с позиций здоровьесбережения – не менее физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка – показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья «встряска» необходима и мыслительному процессу, поскольку оживляет творческий настрой. Слайды №25-26
Отдельная, воспитательная сторона – оценка услышанных шуток вне уроке. Слайды №27-28
Проявление самоутверждения способствует личностному развитию, культурному росту. Задача учителя – попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора и спортивного азарта для обретения радости и здоровья.
Подводя итоги здоровьесберегающих технологий урока хочется отметить: Слайды №29-38
Внеклассная работа школы способствует внедрению ЗСТ Слайды № 39-49
Профессия педагога признана одной из самых разрушительных для здоровья. Слайды №50-52 Учитель работает в условиях постоянного внешнего и внутреннего контроля. Его психические ресурсы за день проведения уроков так истощаются, что к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональная опустошенность – вот цена, которую платит учитель. А уже на этой почве расцветают пышным букетом многие физические заболевания …
Но работа учителя связана не только с затратами, но и с особой, ни с чем не сравнимой радостью – ежедневным творчеством, неожиданными открытиями, живым общением с детьми, возможностью видеть, как растут и развиваются ученики.
И хотя многие печальные факты изменить пока невозможно – вроде низкой оплаты труда, физических перегрузок или конфликтной атмосферы, задумаемся: а что же зависит от самих учителей? Как им ослабить давление ежедневных стрессов и не потерять чувствительность, не закрыться от сопереживания ученикам, которое во многом и придает смысл учительской профессии?
Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья современного школьника, однако не менее важен вопрос о сохранении психологического здоровья учителя.
Очевидно, что только психологически здоровый учитель реально способен создать эмоционально комфортную атмосферу в классе, обеспечивающую не только обучение и развитие ребенка, но и его воспитание как личности. Слайд №53
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ (цитата): “Наш организм создан для 120 лет жизни! И если мы живем меньше, то это вызвано не недостатком организма, а тем, как мы с ним обращаемся”? (Кеннет Купер)
Основные причины заболевания учителя
Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.
Деятельность учителя часто сопровождается эмоциональной и интеллектуальной истощенностью и депрессивными состояниями.
Вынужденное превышение нормативных нагрузок.
Причины, разрушающие здоровье учителя
Мировоззренческие причины:
отсутствие идеала, показывающего образец для подражания и обеспечивающего «непотопляемость» личности, несмотря ни на какие условия;
неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;
неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;
наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;
неумение видеть во врагах – строгих и бескомпромиссных учителей;
неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от работы на кухне … и сохранить свое здоровье;
неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем.
Психические причины:
неумение противостоять стрессам;
отсутствие навыка управления своими эмоциями;
частое превышение своих психических возможностей;
психическая дезадаптация как следствие неудовлетворенностью жизнью.
у 30% учителей низкая эмоциональная устойчивость;
50% учителей – невротики;
10% учителей должны лечиться от невроза, но они работают в школе (невротики плодят невротиков);
Если в коллективе 10-12% невротиков – он нестабилен и конфликтен.
Внутренние усилия:
Лишь 4% учителей-мужчин делают зарядку и всего 1% женщин;
20% учителей курят;
5% алкоголики;
До 5% учителей проявляют скрытые формы садизма;
5% учителей пробовали наркотики.
Анализ психологической составляющей профессионального здоровья позволяет выделить главный источник стресса на уроке. По мнению специалистов, это феномен «учительской агрессии» (выделяются экспрессивная, импульсивная, враждебная и инструментальная агрессия). Отрицательные эмоциональные состояния – стресс, страх, тревога, агрессия – особенно вредны при общении учителя с детьми. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии. Специфическое речевое поведение педагогов принято называть репрессивным.
Любому учителю важно уметь регулировать свое психоэмоциональное состояние, памятуя о том, что по сегодняшним представлением часто не самими знаниями, а эмоциональным фоном, на котором они подаются обучающимся, играет достаточно серьезную роль. В овладении своим эмоциональным миром большую помощь могут оказать аутогенная тренировка, медитация, тренинги.
Древние не зря говорили, что самым сильным человеком надо признать того, кто умеет управлять собой. Целенаправленная саморегуляция есть тот самый ключ, который поможет каждому учителю открыть в самом себе резервы этой силы.
Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний
Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:
Экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
Для этого следует:
Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».
Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.
Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнера, подогнать его под себя.
Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
В конце своего выступления еще раз хочется сказать, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
Таким образом, учитель постоянно находится под влиянием "спрессованного" времени и ритма. Он не замечает, как истощаются его жизненные силы.
Обследования учителей показали, что к концу III четверти
35% педагогов находятся в состоянии высокой степени истощения жизненных сил и на грани срыва адаптационных механизмов,
62% - на среднем уровне риска
и лишь 3% показали нормальное самочувствие.
Часто переживаемые отрицательные психические состояния оставляют негативный след, проявляющийся в поведении учителя. Это и раздражительность, обычно проистекающая из-за чрезмерного возбуждения нервной системы, и несдержанность, как отсутствие контроля за эмоциями. Несдержанные мысли наносят вред мозгу, тогда как несдержанные действия наносят вред телу: травмы, ушибы, аварии...
На наш взгляд, пассивное отношение педагогов к собственному здоровью в значительной степени определяет недооценку роли их педагогической деятельности в сохранении и укреплении здоровья школьников. Проблемой сохранения и укрепления здоровья учителя является практическое отсутствие обеспечения этого направления в школе. Поэтому педагогу стоит помочь самому себе: усилить мотивацию к сохранению собственного здоровья, вооружиться методами самоанализа и саморегуляции Слайды №54-59
Тест – тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать»
I. Если утром вам надо встать пораньше, вы
заводите будильник
доверяете внутреннему голосу
полагаетесь на случай
II. Проснувшись утром, вы
сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела
встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на работу
увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом
III. Из чего состоит ваш обычный завтрак?
из кофе или чая с бутербродами
из мясного блюда и кофе или чая
вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять
IV. Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность
успеть поесть в столовой
поесть не торопясь и еще спокойно выпить чашку кофе
поесть не торопясь и еще немного отдохнуть
V. Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами
каждый день
иногда
редко
VI . Если вы отказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, вы пытаетесь разрешить ее
долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию
флегматичным отстранением от споров
ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров
VII. Надолго ли вы обычно задерживаетесь после окончания занятий
не более чем на 20 минут
до 1 часа
более 1 часа
VIII. Чему вы обычно посвящаете свое свободное время?
встречам с друзьями, общественной работе
хобби
домашним делам
IX. Встреча с друзьями и прием гостей для вас – это
возможность встряхнуться и отвлечься от забот
потеря времени и денег
неизбежное зло
X. Когда вы ложитесь спать?
всегда примерно в одно и тоже время
по настроению
по окончанию всех дел
XI. Как вы используете для отдыха свой отпуск?
все сразу
часть летом, а часть – зимой
по два-три дня, когда у вас накапливается много домашних дел
XII. Какое место занимает спорт в вашей жизни?
ограничиваетесь ролью болельщика
делаете зарядку на свежем воздухе
находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной
XIII. За последние 14 дней вы хотя бы раз
танцевали
занимались физическим трудом или спортом
прошли пешком не менее 4 км.
XIV. Как вы проводите летние каникулы?
пассивно отдыхаете
физически трудитесь, например, в саду
гуляете и занимаетесь спортом
XV. Ваше честолюбие проявляется в том, что вы
любой ценой стремитесь достичь своего
надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды
намекаете окружающим на вашу ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы
Оценка результатов Теперь найдите в таблице оценки для каждого из ваших ответов и суммируйте их
400-480 очков: у вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей учебы. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.
280-400 очков : вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.
160-280 очков: вы «середнячок». Если вы будите и дальше жить в таком же режиме, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.
Менее 160 очков: по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и в учебе дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача-гигиениста или психолога. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.
Релаксация педколлектива: Слайд №60-61
Важнейшим элементом здорового образа жизни является рациональное питание. Слайды №62-64
Слово для выступления…
Рекомендуем: Слайд №65
Решение педсовета: