Здоровьесбережение как одно из главных направлений.
Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Существует множество различных факторов, которые влияют на здоровье дошкольников и школьников:
- внутренние (педагогические, физиолого – гигиенические, психологические);
- внешние (экологические, экономические, социальные).
Принципы здоровьесбережения:
- Не навреди!
- Принцип триединого представления о здоровье.
- Непрерывность и преемственность.
- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.
- Комплексный, междисциплинарный подход.
Единое здоровьесберегающее пространство:
- медицинский кабинет
- физиотерапевтический кабинет
- прививочный кабинет
- спортивный зал
- площадка для спортивных занятий на улице.
Чтобы сохранить и поддержать здоровье детей, на сегодняшний день во всех детских учреждениях создаются всевозможные технологии по здоровьесбережению.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленной на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий обеспечение высокого уровня реального здоровья ученика и воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, компетентности, позволяющей самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Другими словами целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей и учителей, а также просвещению родителей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):
1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Виды здоровьесберегающих технологий – классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих
технологий в дошкольном образовании:
- медико-профuлактические (обеспечивающие сохранение и приумножение
здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии
с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств);
- физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка)
- обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии– это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Киселёва Е. С.