«Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования»
Состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
( Российская педагогическая энциклопедия)
комплекс методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса.
- обеспечивает обучающемуся и педагогу сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца занятия,
- позволяет использовать полученные умения самостоятельно в дальнейшей жизни .
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения;
- Гимнастика для снятия утомления плечевого пояса и рук;
- Гимнастика для снятия напряжения с мышц туловища и ног;
- Бодрящая гимнастика;
- Дыхательная гимнастика;
- Самомассаж;
- Пальчиковая гимнастика;
- Гимнастика для глаз;
- Релаксация;
- Организация работы в режиме смены позы.
1) Исходное положение – стоя, руки на поясе.
1-поворот головы направо;
2-исходное положение;
3-поворот головы налево;
4-исходное положение.
Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
2) «Ленивые восьмёрки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной поверхности цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой рукой. Затем сразу обеими руками.
3) Исходное положение – сидя на стуле.
1-голову наклонить вправо;
2-исходное положение;
3-голову наклонить влево;
4-исходное положение.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
«Лепим Буратино»
Исходное положение: лежа на спине.
Лепим лоб. Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. Повторить 4 раза.
Рисуем брови. Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. Повторить 3 раза.
Лепим глаза. Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. Повторить 3 раза.
Лепим нос. Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. Повторить 4 раза.
Лепим руки. И.п. – лежа на спине. Похлопать правой рукой по левой снизу вверх и сверху вниз. Погладить правую руку. То же повторить левой рукой.
Лепим пальчики на руках. Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла.
Лепим ноги. И.п. – лежа на спине. Похлопать обеими руками сначала по правой ноге и погладить ее, затем по левой и тоже погладить ее. Повторить 5 раз.
Веселый Буратино. И.п. –лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и руки вверх. Совершить ими хаотичные движения. Повторить 5 раз.
Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).
Пальцами ног дети выкладывают из пуговиц разного размера солнышко.
Игровое упражнение «Соберём урожай».
На полу лежат грецкие, лесные орехи, грибочки. Дети должны пальцами ног собрать «урожай» в ведёрко.
Игровое упражнение «Поймай мячик».
Необходимо на листе картона нарисовать небольшие мячики. Обучающимся дать крышки от пластиковых бутылок. Ребенок должен пальцами ног захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.
Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».
На листе картона необходимо нарисовать ёлку и положить его на пол. Рядом разложить мелкие игрушки от киндер-сюрпризов. Ребёнку необходимо пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.
Игровое упражнение «Башенка».
Дети должны сомкнутыми ногами удержать кубик и выстроить башенку.
Ежик
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.
Ушки
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки.
Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.
Губы «трубкой»
1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.
3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.
Осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки)
Будем листья собирать.
Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки)
Пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки)
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малиной,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
Пчелка в цветке.
Пчелка летает по полянке. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») Садится то на один цветок, то на другой. Ребенок имитирует полет пчелы, машет крылышками, садится на цветы (на диван, кресло, стул) Но вот пчелка налеталась, устала и уснула на красивом цветке. Наступила ночь. (Брамс «Колыбельная») Накидываем на ребенка плотный платок. Наступило утро, взошло солнышко, пчелка проснулась и снова полетела с цветка на цветок. (Платок убираем, музыку меняем).
Снеговики .
Педагог предлагает ребенку превратиться в Снеговика. Встать прямо, руки в стороны, щеки надуть, замереть и оставаться в таком положении 10 секунд.
(Музыка Шопена «Зимняя сказка»). Но вот выглянуло солнышко, солнечные лучики дотянулись до Снеговика и он начал таять. Ребенок опускает руки, приседает, ложится на пол, расслабляется.
“ Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
СОКРАТ