СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Женщина цвета луны...

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к открытому уроку по литературе и МХК . В уроке использован материал романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Здесь можно найти прекрасный материал по изучению образа главной героини Маргариты. Почему автор выбрал данное имя, почему именно луна становится символом цвета женщины, которая глубоко любит своего героя. 

Слайд 1.Тема: «Возлюбленная у Булгакова – это и подруга, и ведьма, и королева одновременно …»

            Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

            ( урок литературы в 11 классе)

… тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит…

 

Слайд 2

Цели урока:

1)      на примере анализа эпизода рассмотреть булгаковскую концепцию любви;

2)      формировать навыки работы с текстом художественного произведения;

3)      развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы;

4)      уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель

 

Слайд 3

Актуализация знаний (на фоне мелодии «Вечная любовь»)

1. Булгаков избирает для своей героини имя Маргарита. Случайно или нет?

 2. Маргарита заслуживает Вечный покой со своим любовником Мастером. Почему?

3.Булгаков называет Маргариту «женщиной цвета луны»,что вкладывает писатель в эти слова?

 

 Слайд 4

Объявление темы исследовательской работы, пояснение.

  Я хочу показать вам, организацию урока по заданной теме.

 

 

Слайд 5

- За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

 

Сегодня речь пойдет о любви и о той, которая вдохновляла Мастера, помогала творить. Имя ее Маргарита. Наша задача – убедиться, что любовь Маргариты – явление исключительное, неповторимое.

 

 

 

 

 

 

 

 

- А пока я предлагаю вам вспомнить, как Маргарита вошла в жизнь Мастера. Внимание на экран.

(просмотр видеофрагмента)

 

Вы посмотрели фрагмент фильма. Много чувств и эмоций переполняют душу. Какая деталь заставила Мастера обратить внимание на Маргариту? 

- Попробуйте выразить ваши чувства и эмоции через своеобразное стихотворение «синквейн».

 

Слайд 6

Синквейн – стихотворение из 5 строк, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму:

1 – существительное, задающее тему;

2 – 2 прилагательных к данному существительному;

3 – 3 глагола к данному существительному;

4 – смысловая фраза ( отношение автора к теме, его чувства);

5-  одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.

 

1.Цветы

Желтые, тревожные

Появляются, выделяются, тревожат

Нехорошие цветы, но именно они соединили Мастера и Маргариту.

Любовь.

Слайд7 

2.Чувство.

Тревожное, волнующее

Тревожит, волнует, любит

Нехорошие цветы, именно они соединили Мастера и Маргариту.

Любовь.

 

Желтые, отвратительные, тревожные цветы…Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком. Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под угла  выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Слайд8

1.Работа группы  исследователей - этимологов имени… и  цветовой гаммы в данном эпизоде..

 Булгаков использовал контрастную цветовую гамму: желтое на черном.

 

Желтые цветы – цвет луны. Для Булгакова луна имела особую

 притягательность. Он мог стоя у окна подолгу смотреть на нее. Луна являлась символом мистической силы, символом воссоединения Мастера и Маргариты, символом вечной духовной жизни.

 

Черное пальто – отражение бездны, символ глубины, необъятности.

 

- Цвет луны у Булгакова все-таки не голубой или серебристый, а золотисто-желтый – цвет полнолуния. Желтые цветы на черном пальто и желтая луна на черном небе: свет и тьма, встретившиеся в образе Маргариты.

 Слайд8

2.Работа группы . Но есть в романе еще один цвет. Он скрыт в имени героини.

-  Какие ассоциации возникают у вас с именем Маргарита?

(цветок-маргаритка) Легенды о цветке..

 

Обратимся к традиционной цветовой классификации.

- С каким цветом ассоциируется имя Маргарита. Что это за цвет?

Отличительной особенностью имени Маргариты является двойное присутствие в нем звука [р] и тройное присутствие звука [а].

По традиционной цветовой классификации этим звукам соответствует красный цвет – цвет страсти, обладающий жизнетворящей и трагической символикой. Следовательно, в имени героини заключается что-то мягкое, милое, близкое, но в то же время что-то громкое, горячее, яркое, красное, страстное.

Итак, мы получили следующую цепочку: черный и желтый цвет-ведьма, красный- подруга, возлюбленная, а если соединить все три цвета воедино, то получим- королеву!

Слайд9

- Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! – восклицает автор. Попытайтесь и вы ответить на этот вопрос.

М. испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд – «необыкновенное, никем не виданное одиночество»

 Слайд 10

- Одиночество? А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее? - Кто же такая Маргарита? Что мы узнаем из ее предыстории?

М.Н. красива, умна. Ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж – крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравится. Никогда не прикасалась к примусу

и держала прислугу. Она окружена интересными людьми).

 

 

 

По-видимому, М.Н. не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. «Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью». В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он ее окружил.

 

По- видимому, так же сложилась судьба Маргариты. Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока. Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами вышла, чтобы, наконец, он ее нашел и что, если бы этого не случилось, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста.

 

.

Слайд11  Итак, мы понимаем, что Маргарита называется Булгаковым женщиной цвета луны не случайно, а по назначению. Луна-это и мистика(Ведьма),и реальное(возлюбленная),и возвышенное(королева)

 

Образ Маргариты складывается из 3-х составляющих. Возлюбленная у Булгакова – это и подруга, и ведьма, и королева одновременно.

 

Слайд 12

Итак,В Маргарите главенствует красный цвет,цвет страсти,тревоги и красоты.По –разному раскрывается Маргарита на фоне красных маргариток..

Слайд 13

.Исследование группы 1. - Докажите, что Маргарита стала верной подругой.

 

Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже похудела, побледнела, перестала смеяться. Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе. В трудную для Мастера минуту она решает уйти от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей.

 Слайд14

То, что возлюбленная – это подруга, мы сейчас услышали.

2 группа : рассматривает Маргариту в роли ведьмы, Эпизод «Погром в квартире Латунского»

 

 

- Как изменилась жизнь Маргариты, когда вошел в нее Мастер?

- Чем она занималась?

- Как она вела себя в тяжелые для Мастера дни?

 

тем более что это нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, особенно если задеть ее за живое.

- Давайте рассмотрим эпизод «Погром в квартире Латунского»

 

- Каково место эпизода в идейном замысле писателя?

- Каковы действия Маргариты?

- Какими звуками сопровождаются действия героини?

- Как раскрывается в этом эпизоде ее характер?

 

Испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль. Эти внешние художественные детали отражают психологическое состояние героини. Неистовая ненависть исчезает, уступив место милосердию и разуму, лишь при виде испуганного ребенка.

Маргарита готова на любые жертвы ради любимого человека, не останавливается перед тем, чтобы стать ведьмой. Можно понять ее состояние: она мстит за любимого человека, за свою любовь

 

Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером.

Слайд 15

3 группа рассматривает Маргариту в образе королевы.

 

 Но для возлюбленного она была королевой,   и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу. Как вы считаете, достойна ли Маргарита короны?

 

Анализ эпизода «Маргарита на балу у Воланда»

 это кульминация, стягивает воедино все романные узлы.

Пространство расширено:

Тропический лес – бальный зал; возникают стены тюльпанов, роз; вокруг – шипящие фонтаны, льющаяся вода.

Время замедляет свой ход.

Автор использует звукопись: рев труб, джаз-оркестр

Цветопись: мрачный мир окрашен в яркие тона

 Эпизод «На балу у Воланда» связывают с мотивом падения.

 

Слайд 16 Группа этимологов вступает в бой:

 

Докажите, что это так .Падение –

1) резко опускаться вниз;

2) уменьшаться;

3) нравственное разложение

 

Бал упал на Маргариту сразу в виде света; Маргариту бросили на хрустальное ложе; «мне выпала высокая честь»,- монашески шептала Тофана; «королева, сейчас волна начнет спадать»,- сказал Коровьев; Маргарита повалилась на пол; злые языки уже уронили слово.

 Слова употребляются в прямом и переносном значении. Здесь слово «падение» можно рассматривать в двух значениях – физическое и нравственное падение.

 

Любовь Маргариты – это падение?

Любовь М. – это падение? Ведь она изменяет мужу, обманывает его. Но в то же время это падение знаменуется восхождением к вершине любви. С Мастером Маргарита искренна, их любовь по-настоящему вечна, ее ничто не может уничтожить. Получается, если измена из-за настоящей, верной, вечной любви, то ее можно простить.

 

 

Почему М. не напомнила Воланду о его обещании?

(Гордость)

 «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут».

 

- Какой поступок М. можно считать достойным королевы?

 

Когда ей предлагают награду, она просит не за Мастера, а за Фриду. Это тоже по-королевски: сдерживать слово, если кому-то подал надежду.

Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим.

Возможно, бал у сатаны отчасти нужен был Булгакову именно как испытание Маргариты: человек проверяется в испытаниях, только так можно выявить сердцевину человека.

 Слайд 17

Маргарита для Булгакова – то же, что Татьяна для Пушкина, это его женский идеал.

 

- А вы как думаете? Можно ли считать Маргариту идеалом женщины?

 

Маргарита – это идеал женщины, прежде всего потому, что она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Она бросает своего мужа, но только тогда, когда понимает, что нужна Мастеру, что он пропадет без нее. Она вступает в сговор с сатаной, но и это для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь! Какая она. любовь Маргариты?

Согласитесь, таких героев не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»

 

- Так что же есть любовь по Булгакову? Продолжите предложение: «Любовь – это…»

 

Слайд 18

Концепция любви по Булгакову:

-дружба

-сотрудничество

-сопереживание

-верность

-самоотверженность

-борьба

-самопожертвование

-счастье

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 19

Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, где мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.

 

Слайд20

Подведение итогов

Итак, сегодня мы перевернули еще одну страничку романа; встретились с любимыми героями; через своеобразное стихотворение «синквейн» попробовали выразить свои эмоции по поводу прочитанного и рассмотрели булгаковскую концепцию любви.

 Слайд21 Домашнее задание.

 Возможна ли такая «настоящая, верная, вечная любовь» в наше время?

Напишите рассуждение.

Оценки