СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь в пресных водах. Природное сообщество пресных вод. Человек у воды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир, 4 класс, Плешаков Андрей Анатольевич, Художник:Жиличкин П. А., Колганов В. Д., Руновская О. И. Просвещение, 2017 г. в 2-х частях. Тема "Жизнь в пресных водах. Природное сообщество пресных вод. Человек у воды. "

Просмотр содержимого документа
«Жизнь в пресных водах. Природное сообщество пресных вод. Человек у воды.»

Конспект урока по окружающему миру 04-02

Дата:

11.12.2020 г.

Номер:

28

Класс:

4 – Г

Тема:

Жизнь в пресных водах. Природное сообщество пресных вод. Человек у воды. (с. 178 - 186)

Методическая цель урока:

Сформировать представления учащихся о жизни пресно­водного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека.

Задачи урока:

Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема; познакомить с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоема; развивать познавательный интерес учащихся.

Планируемые образовательные результаты:


УУД: познавательные — выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, из­влекая нужную информацию; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого повеления; регулятив­ные — действовать по плану, контролировать процесс и результа­ты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — приобретать новые знания, умения.

Тип урока:

Решение учебных задач.

Оборудование

Презентация, учебник, электронное приложение к учебнику.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Тест.

1. На лугу растут:

а) только травянистые растения

б) мхи и лишайники

в) кустарники и травянистые растения

2. На лугу живут:

а) лебеди, рябчики, шелкопряды

б) шмели, совы, глухари

в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки

3. Растениями луга являются:

а) тимофеевка, клевер, нивяник

б) ландыш, осока, ягель

в) черника, пион, типчак

4. Санитарами луга и леса называют:

а) жуков навозника и могильщика, дятла

б) пчел, кабанов, соек

в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

а) желуди — мыши — совы

б) мятлик мыши совы

в) остатки растений - дождевой червь - трясогузка

III. Самоопределение к деятельности.

— Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник,

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит —

Бурно жизнь кипит в нем.

Это пресный... (водоем).

— О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.) (Учитель записывает на доске тему: «Жизнь в пресных водах».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимо­связи.)

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

IV. Открытие нового знания.

1. Беседа

— Вспомним, что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоемы бывают естественные и искус­ственные. А еще пресные и соленые.)

— О каких водоемах мы будем говорить на уроке? (Пресные водоемы — это реки, озера, болота, ручей. Искусственные водоемы — пруд, канал, водохранилище.)

2. Работа в парах

— Внимательно рассмотрите фотографию на с. 178 учебника. Опишите водоем по фотографии.(Учитель может вывесить картину водоема, продемонстриро­вать слайд. Заслушать рассказы 2—3 пар.)

— Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей.)

— Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Вы­полним задание 2 на с. 178 учебника. (Работа в группах.)

— Что интересного узнали? (Кувшин­ку в народе называют белой водяной лилией, она нуждает­ся в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кув­шинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)

На берегах водоема растет череда (показ гербария), это лекар­ственное растение запоминается тем, что его семена - колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист (показ гербария) можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра. А это сусак зонтичный и горец земноводный (показ гербария). В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок.

— Выполним задание 1 на с. 82 рабочей тетради. (Ученики записывают названия растений водоема, которые им удалось определить, подчеркивают те из них, которые дово­дилось видеть в природе.)

3. Самостоятельная работа

— Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать? (Ответы детей.)

— Выполним задание 3 на с. 178 учебника.

— Кто смог правильно назвать всех животных водоема?(Далее можно предложить ученикам поработать в парах и про­верить друг друга, как запомнили животных водоема: один пока­зывает иллюстрацию животного, другой называет, затем меня­ются ролями.)

4. Работа в группах. С. 178-182

— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод.(Ученики читают статью.)

— Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

— Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща.)

— Как поэтому можно назвать водоем? (Пресноводное сообще­ство.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Первичное закрепление

Работа с загадками

Ползает наоборот —

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней. (Рак.)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы.)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом.)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука.)

У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (Улитка.)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек. (Утка.)

V. Закрепление изученного.

-  Расскажите, как связаны между собой растения и животные водоема. Составьте цепи питания.

растения - карась - щука;

растения - головастики - утки.

Растения и животные живут сообща. Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются многие животные. Головастики питаются водорослями, а утка – головастиками. Значит, пресный водоем – это природное сообщество.

  • Очень часто человек наносит вред водоему. Прочитайте статью «Если вмешивается человек…» на с. 183-184 учебника. Какие беды принес человек водоему?

 Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, а это поставило под угрозу существование многих растений и животных. Отлов рыбы привел к увеличению количества больной рыбы.

- Как же должен вести себя человек, чтобы не нарушить экологическое равновесие в водоеме?

 Не надо ловить раков-санитаров и моллюсков-фильтров. Не губить головастиков и лягушек – будет много комаров и мошек. Надо охранять редкие растения водоема: белые кувшинки и кубышки.

Составить схему «Животные водоема».

Животные водоема

Моллюски

Земноводные

Насекомые

Грызуны

Рыбы

Птицы

Двустворчатые

Прудовик

Катушка

Лягушка

Жаба

Водомерки

Комары

Жук-плавунец

Бобр

Ондатра

Карась

Щука

Сом

Утка

Цапля

- Найдите лишнее название:

а) рогоз, ряска, стрелолист, береза;

б) бобр, жаба, выдра, ондатра;

в) водомерки, жук-плавунец, карась, комар;

г) карась, щука, сом, дельфин.

Работа с CD

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценивание.

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли?

— Где можно применить новые знания? (Высказывания де­тей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 184 учеб­ника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (Учитель обращает внимание детей на слайд, где записаны вопросы.)

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание: с. 178 - 186 учебника пересказ.