Конспект урока по окружающему миру 04-02 |
Дата: | 11.12.2020 г. |
Номер: | 28 |
Класс: | 4 – Г |
Тема: | Жизнь в пресных водах. Природное сообщество пресных вод. Человек у воды. (с. 178 - 186) |
Методическая цель урока: | Сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека. |
Задачи урока: | Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема; познакомить с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоема; развивать познавательный интерес учащихся. |
Планируемые образовательные результаты: | УУД: познавательные — выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого повеления; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — приобретать новые знания, умения. |
Тип урока: | Решение учебных задач. |
Оборудование | Презентация, учебник, электронное приложение к учебнику. |
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Тест.
1. На лугу растут:
а) только травянистые растения
б) мхи и лишайники
в) кустарники и травянистые растения
2. На лугу живут:
а) лебеди, рябчики, шелкопряды
б) шмели, совы, глухари
в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки
3. Растениями луга являются:
а) тимофеевка, клевер, нивяник
б) ландыш, осока, ягель
в) черника, пион, типчак
4. Санитарами луга и леса называют:
а) жуков навозника и могильщика, дятла
б) пчел, кабанов, соек
в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов
5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?
а) желуди — мыши — совы
б) мятлик -» мыши -» совы
в) остатки растений - дождевой червь - трясогузка
III. Самоопределение к деятельности.
— Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит —
Бурно жизнь кипит в нем.
Это пресный... (водоем).
— О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.) (Учитель записывает на доске тему: «Жизнь в пресных водах».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
IV. Открытие нового знания.
1. Беседа
— Вспомним, что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоемы бывают естественные и искусственные. А еще пресные и соленые.)
— О каких водоемах мы будем говорить на уроке? (Пресные водоемы — это реки, озера, болота, ручей. Искусственные водоемы — пруд, канал, водохранилище.)
2. Работа в парах
— Внимательно рассмотрите фотографию на с. 178 учебника. Опишите водоем по фотографии.(Учитель может вывесить картину водоема, продемонстрировать слайд. Заслушать рассказы 2—3 пар.)
— Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей.)
— Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Выполним задание 2 на с. 178 учебника. (Работа в группах.)
— Что интересного узнали? (Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)
На берегах водоема растет череда (показ гербария), это лекарственное растение запоминается тем, что его семена - колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист (показ гербария) можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра. А это сусак зонтичный и горец земноводный (показ гербария). В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок.
— Выполним задание 1 на с. 82 рабочей тетради. (Ученики записывают названия растений водоема, которые им удалось определить, подчеркивают те из них, которые доводилось видеть в природе.)
3. Самостоятельная работа
— Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать? (Ответы детей.)
— Выполним задание 3 на с. 178 учебника.
— Кто смог правильно назвать всех животных водоема?(Далее можно предложить ученикам поработать в парах и проверить друг друга, как запомнили животных водоема: один показывает иллюстрацию животного, другой называет, затем меняются ролями.)
4. Работа в группах. С. 178-182
— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод.(Ученики читают статью.)
— Что нового вы узнали? (Ответы детей.)
— Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща.)
— Как поэтому можно назвать водоем? (Пресноводное сообщество.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Первичное закрепление
Работа с загадками
Ползает наоборот —
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней. (Рак.)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы.)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (Улитка.)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек. (Утка.)
V. Закрепление изученного.
- Расскажите, как связаны между собой растения и животные водоема. Составьте цепи питания.
растения - карась - щука;
растения - головастики - утки.
Растения и животные живут сообща. Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются многие животные. Головастики питаются водорослями, а утка – головастиками. Значит, пресный водоем – это природное сообщество.
Очень часто человек наносит вред водоему. Прочитайте статью «Если вмешивается человек…» на с. 183-184 учебника. Какие беды принес человек водоему?
Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, а это поставило под угрозу существование многих растений и животных. Отлов рыбы привел к увеличению количества больной рыбы.
- Как же должен вести себя человек, чтобы не нарушить экологическое равновесие в водоеме?
Не надо ловить раков-санитаров и моллюсков-фильтров. Не губить головастиков и лягушек – будет много комаров и мошек. Надо охранять редкие растения водоема: белые кувшинки и кубышки.
Составить схему «Животные водоема».
Животные водоема |
Моллюски | Земноводные | Насекомые | Грызуны | Рыбы | Птицы |
Двустворчатые Прудовик Катушка | Лягушка Жаба | Водомерки Комары Жук-плавунец | Бобр Ондатра | Карась Щука Сом | Утка Цапля |
- Найдите лишнее название:
а) рогоз, ряска, стрелолист, береза;
б) бобр, жаба, выдра, ондатра;
в) водомерки, жук-плавунец, карась, комар;
г) карась, щука, сом, дельфин.
Работа с CD
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценивание.
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли?
— Где можно применить новые знания? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 184 учебника.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (Учитель обращает внимание детей на слайд, где записаны вопросы.)
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание: с. 178 - 186 учебника пересказ.