СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук [а]. Буква А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звук [а]. Буква А.»

Тема: Звук [а]. Буква А.

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся со звуком [а] и буквой А.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить детей с употреблением в речи звука [а] и буквы А, учить выделять из слов на слух гласный звук [а], узнавать графический   образ этих букв.

  • Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

  • Воспитательная: воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.

Оборудование: Касса букв, изображение Айболита, рисунок с изображением (арбуза, апельсина, ананаса, астры), ручка, тетрадь, учебник, доска, раздаточный материал для рефлексии.

Литература: Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс. Учебник / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская. - М.: Просвещение/Учебник, 2013. -2 ч.- 128 с.: ил. – (Школа России)


       Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Формулирование темы урока.

  3. Изучение нового материала.

  4. Физминутка.

  5. Закрепление изученного.

  6. Итог занятия. Рефлексия.

Оформление доски:

Число.

Классная работа.

                           
 





Ход урока.
I. Организационный момент.

Учись читать!

Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

II. Формулирование темы урока.

- Отгадайте загадку:

 Всех на свете он добрей,

 Лечит он больных зверей,

 И однажды бегемота

  Вытащил он из болота,

 Он известен, знаменит

  Это доктор…… (Айболит).

-Правильно!

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит? (Доктор, который лечит зверей)

-Молодцы, правильно! Он лечит больных зверей.

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит?  (А)

-Что надо говорить, когда доктор осматривает ваше горло?  (А-а-а!)

- А как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

- С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке?  (звуком А)

- Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а] .

-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай болит!»)

-А каких зверей он лечил? Назовите только тех из них, в название которых слышится звук [а]. (обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф)

-Очень хорошо!

- Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке? (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).

-Правильно!

-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные травы знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята  и т.д.)  

-Молодцы!

-Сколько звуков [а] слышится в словах : малина, ромашка, липа, мята?

-Молодцы!

-Ребята, звук  [а] обозначают буквой А . А теперь познакомимся с этой буквой.

-Первая-заглавная буква-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.

-А сейчас я Вам прочту стихотворение про букву А.

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

III. Изучение нового материала.

– Найдите в своих кассах печатную букву А и покажите.

– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором (а- а- а- а.)

–Какой он гласный или согласный? (гласный)

Звук [А] – гласный.  Его можно спеть. Попробуйте(Аааааа)

Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.

-А теперь вместе со мной повторяем:

Астра, азбука, айва

Начинается на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

-Очень хорошо!

3.Ребята, назовите что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра)

- С какого звука они начинаются? (все слова начинаются со звука [а]).

- Какая картинка лишняя? (Лишняя - астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)

_Молодцы!  А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:

Игра «Доскажи словечки».

-Я начинаю стихотворение, а вы должны закончить:

     Он большой, как мяч футбольный,

     Если спелый все довольны.

     Так приятен он на вкус,

     И зовут его….(арбуз)

-Правильно, арбуз. Следующее стихотворение:

     Чтоб тебя я повез,

     Мне не нужен овес.

     Накорми меня бензином,

     На копытца дай резины.

     И тогда, поднявший пыль,

     Побежит …(автомобиль)

 -Правильно, автомобиль.

     Вот два столба наискосок,

     Между ними поясок.

     Ты эту букву знаешь? А?

     Перед тобою буква…  (А)

-Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. 

 -Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [а], называется гласной.

-А теперь придумайте слова со звукам [а] (Азбука, мама, рама, папа, чаша, Маша, таракан, капкан, канат, лапа, стакан, арба, панда, радуга, айва, гамак).

-Молодцы!

- Как вы думаете. Из чего можно сделать буквы? (листики, прутики, карандаши)

- Буквы можно сделать из чего угодно, попробуйте сейчас сделать букву А из карандашей, счетных палочек и прочего.

- Напишите букву в воздухе, на столе;( выложить печатную букву из выбранных материалов).

- Молодцы! А теперь давайте прочитаем нашу букву А. Сначала шепотом, затем вполголоса, потом погромче. А после так громко, чтоб тебя услышали во всем мире.

IV. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише-тише

Деревцо все выше-выше!

V. Закрепление изученного.

-Мы с вами отдохнули. А теперь давайте поиграем в игру.

Игра «Кто внимательный?»

– Я называю слова, если звук [а] в начале – встаём, в середине - топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши.

1-й раз – арбуз- встали, тетради –топаем, дома –хлопаем,

2-й раз – апельсин – встать, лекарство - топаем, доска- хлопаем.

3-й раз-Амур-встали,  лошади-топаем,  лягушка-хлопаем.

-Ребята, вы любите сказки? Сейчас я прочитаю вам сказку, но сказка с заданием. Вы должны запомнить слова со звуком  [а] , которые встретятся вам в сказке.

     «Почему А первая?»

      В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. -Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).

- Что же это делается, а?- шипели шипящие. –Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…

- Все правильно,- молча думали гласные буквы,-ведь недаром самые вкусные вещи- арбуз , апельсин, абрикос, ананас-начинаются на А.

       Но громче всех кричала буква Я.

-Я не понимаю, почему все же первая  А, а не Я?!

- А потому, -сказала молчавшая до сих пор А, -что самое первое слово каждого малыша начинается на А.

- Это какое же такое слово?-неунималась Я.

- Агу, -сказала А. –И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике . А всем известно , что адмирал должен быть всегда впереди!

-Так!-сказал твердый знак.


-Вот такая история случилась с буквой А. После того случая буквы жили дружно и никогда не ссорились.

-Какие слова вы запомнили?( дети называют слова)

-Молодцы! Много слов вы запомнили.

      

VI. Итог занятия. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?