СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук Й, буква Й

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звук Й, буква Й»



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι.Актуализация

знаний


1. Организационный момент.

-Встали, подровнялись. Ребята, сегодня у нас не обычное занятие! К нам на урок пришли ваши воспитатели из детского сада. Давайте поздороваемся с ними.

-А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Повернитесь ко мне, улыбнитесь. Мы подарили друг другу хорошее настроение и настроились на урок.

-Проверьте вашу готовность. У вас на партах: учебник азбуки, пенал и раздаточный материал, который вы пока что не трогаете.

-С какими звуками познакомились? (Гласными и согласными).

-Какие секреты раскрыли у гласных? (Есть гласные, которые обозначают мягкость, а есть – твердость. Они поются).

-Какие секреты мы раскрыли у согласных? (Они наталкиваются на преграду. Бывают твердыми и мягкими. Звонкими и глухими).

-Как вы думаете, все звуки мы изучили, все секреты раскрыли?

-Чем сегодня займемся? (Будем узнавать новое о звуках и обозначать их буквами).

-А как мы это умеем делать?


Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

2. Постановка учебной проблемы.

СЛ

– Посмотрите на доску. – Что видите? (Лес). – В лесу домик зайки, да вот зайка плачет, потому что дорожку к домику потерял. Давайте поможем найти дорогу домой.

- Что это за звук? (Ворона)

- Она очень умная и, наверное, знает, где живет зайка. Она сказала, что укажет нам направление, куда идти только тогда, когда мы выполним одно задание. Выполним задание Вороны?

3.Открытие нового знания.

СЛ

(На доске расставлены в ряд картинки с изображением майки, чайника, гайки, лейки, чайки.)

У: Постарайтесь запомнить их в указанном порядке. А сейчас закройте глаза.

(Учитель в это время делает в ряду предлагаемых картинок перестановку.)

СЛ

У: Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.

Д: (Ответ даёт один ученик.) Первоначально картинки стояли так: майка, чайник, гайка, лейка чайка. Сейчас они расположены так: чайка, лейка, гайка, чайник, майка. Поменялись картинки с изображением чайника и лейки, майки и чайки.

У: Назовите одинаковый звук, который вы услышали во всех словах, и сформулируйте 1 часть темы нашего сегодняшнего урока.

Д: В каждом слове встречается звук [й], значит, первая часть нашей темы сегодняшнего урока «Звук [й]».


У: Рассмотрите изображения букв, выделите одну из них по трём признакам и сформулируйте 2 часть нашего урока.

(На доске буквы: а, о, и, у, Й, ё, ы)

Д: Я предлагаю исключить букву й. Она одна заглавная, все остальные строчные; она одна согласная, все остальные гласные; эту букву мы не изучали, а с остальными знакомы.

У: А теперь сформулируйте тему урока полностью.

На доске.

Д: Тема сегодняшнего урока «Звук [й] и буква, которая его обозначает».

СЛ

У: Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники, сформулируйте цели нашего урока:

  • познакомиться с … звуком и с новой …;

  • учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;

  • учиться читать … и … с новой буквой.

(Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают её и формируют самостоятельно цель урока).

На доске.

Д: Цель нашей работы такова:

    • познакомиться с новым звуком и новой буквой;

    • учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв;

    • учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

У: Ворона сказала, что надо идти сначала прямо, а потом направо и мы сможем найти Мышонка, может он знает дорогу до домика Зайчика. Ну, что в путь?


4.Физминутка.

У: Ребята, Зайчик устал идти. Он предлагает вам отдохнуть.


5.Знакомство с новым звуком.

СЛ

У: Вот наконец-то, мы дошли. А вот и Мышонок. Мышонок сейчас очень занят. Он просит ему помочь в одном трудном задании. Он никак не может понять, какой последний звук в слове….

-Отгадайте загадку: Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется … (трамвай). СЛ+написать на доске

- Поможем, ребята?

У: Произнесите слово трамвай, выделяя в нём последний звук.

Д: Трамва-й-й.

У: Назовите выделенный звук.

Д: Это звук [й].

У: Произнесите несколько раз звук [й]. Что происходит с губами и языком при его произношении?

Д: При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба.

Д: При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [й] произносится мягко, значит, он мягкий.

У: Охарактеризуйте коротко звук [й]. (На доску)

Д: Звук [й] согласный, звонкий, мягкий.

У: Мышонок послушал ваши рассуждения, сделанный вами вывод и сказал мне, что в характеристике звука [й] требуется кое-что уточнить. Он предлагает, чтобы уточнение вы внесли сами. Мышонок просит вас назвать слова, в которых звук [й] был бы глухим и твёрдым.

(Дети называют слова со звуком [й].)

У: Вы назвали много слов со звуком [й], но среди них нет ни одного слова, в котором этот звук был бы глухой и твёрдый. Я тоже таких слов не знаю. Какой мы можем сделать вывод?

Д: Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.

У: А что мы можем сказать о слове «трамвай»? Сколько в нем букв? Сколько звуков? Сколько слогов?

Д: В слове Трамвай – 7 букв, 7 звуков, 2 слога.

У: Сколько звуков в 1 слоге?

Д: В первом слоге – 4 звука.

У: Сколько звуков во 2 слоге?

Д: Во втором слоге – тоже 3 звука.

У: Мышонок сказал, что идти нам надо через сосновый лес. Там живёт Белка, она укажет нам дорогу дальше.

6.Знакомство с новой буквой.

СЛ

У: Вот и мы и дошли до соснового леса. Где же Белка? А вот она. Прыгает с ветки на ветку. Белка узнала, что мы с вами познакомились с новым звуком. А с каким?

Д: Звук [й] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.

У: Белка предлагает нам вместе с ней найти букву, которая обозначает звук [й]. Я буду показывать буквы, если встретится знакомая буква, вы хором громко назовёте её, а если встретится незнакомая буква, то захлопаете в ладоши.

(Учитель показывает буквы и дети хлопают в ладоши при виде букву Й, учитель показывает эту букву детям).

У: Вот вы и поприветствовали новую букву. А как она называется?

СЛ

Д: Это буква «Й краткое».

У: На какую букву похожа буква Й?

Д: Буква Й похожа на букву И, только у неё сверху есть значок, похожий на запятую.

У: А как вы думаете, почему букву так назвали?

Д: При произношении произносим коротко [й].

У: Белка нам указала путь. Она сказала идти прямо по тропинке через мостик. В путь, друзья!


Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.



Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙΙ. Применение нового знания

7.Чтение слов с новой буквой.

СЛ

У: Ох, как далеко убежал Зайка от дома. Вот мы прошли мостик и оказались на полянке. Смотрите, кто это там за ёлочкой? Да это же Ёжик. Ёжик очень мудрый зверёк. Он очень любит читать и предлагает вам прочитать слова с новой буквой, которые вы видите на грибах.

Раздаточный материал.

( Учитель обращает внимание на грибы, на которых написаны слова с буквой Й, дети читают хором.

Май, лай, дай, мой, вой, рой, пей, лей.)

У: Ёжик просит вас внимательно посмотреть на яблоки, которые у него в корзинке. На яблоках вы видите слоги. Как вы думаете, какое задание придумал для вас Ёжик?

Д: Если есть слоги, значит нужно составить из них слова.

Работа в парах.

У: Сейчас вы будете работать в парах. Вспоминаем правила работы.

У: Составьте из слогов слова.

(В корзинке яблоки, на которых написаны слоги:

Во-ро-бей, сой-ка.)

Д: Из данных слогов составить можно слова: воробей, сойка.

У: По какому признаку можно объединить эти слова в одну группу?

Д: Эти слова можно объединить в одну группу – так как это названия птиц.


8.Физкультминутка.

У: Ребята, Зайчик устал идти. Он предлагает вам поиграть вместе с ним в игру. Я буду называть вам слова, а если в названном мной слове есть звук [й], вы прыгаете как зайчики. А если такого звука нет, вы приседаете. Запомнили?

Каравай, герой, портфель, чай, бой, тарелка, скамейка, скакалка, лейка, аптека, чайка, муравей, трамвай.



9.Работа по учебнику (чтение слов).

У: на странице 35 прочитайте слова в столбиках.

У: В первом столбике. В какой позиции стоит буква Й? (в начале) А во втором? (в конце) Вспомните слово трамвай. А там где стояла Й? (в конце)

У: Какой новый вывод мы можем сделать?

У: У вас на партах лежат листы со словами. Подготовили три карандаша: черный, зеленый, желтый. Если звук Й стоит в начале слова – черный. Если в середине – зеленый. Если в конце – желтый. Работаем у доски.

Работа в парах.

У: Ёжику понравилось, как вы работали. И он сказал, что домик Зайчика прямо за его полянкой. И правда вот и домик. Обрадовался Зайчик. Я предлагаю вам украсить полянку у домика Зайчика. Он очень любит цветы, они у вас лежат на партах. Если вам понравилось наше путешествие и вы всё поняли, то прикрепите к полянке Зайчика цветочки.


Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.















Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.





ΙV. Итог

10.Итог урока.

У: Вот и закончилось наше путешествие. А мы давайте вернёмся к поставленным вами целям и посмотрим, все цели были реализованы?

-С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?

Д: Мы познакомились со звуком [й] и буквой Й краткой.

У: Дайте характеристику звука [й].

Д: Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.

У: Что больше всего запомнилось на уроке?

У: Урок окончен.

ТООУ



9