Предмет: литературное чтение (обучение грамоте).
Тема урока: «Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д».
Цели урока: познакомить со звуками [д], [д’], буквами Д, д, развивать умение читать слоги и слова с новыми и изученными ранее буквами.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Планируемые результаты обучения, формирования УУД
Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, синтезировать, устанавливать аналогии, извлекать информацию из схем и проверять ее; развивать различные каналы восприятия.
Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать организацию учебной деятельности; делать выводы и обобщения.
Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание, учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; доказывать и отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач; умение работать в паре и группе.
Личностные УУД: умение адекватно оценивать свою деятельность; выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.
Ход урока:
1. Организационное начало урока.
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро – солнцу и птицам!
- Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Ребята, улыбнитесь друг другу. Пусть сегодняшний день будет добрым.
2. Актуализация знаний. Ассоциативная разминка.
- Ребята, какое первое слово приходит на ум, когда мы слышим или говорим слово «добрый»? Какое слово в вашей голове соседствует с этим словом?
- Многим из вас пришло на ум слово «человек». Какого человека мы называем добрым? (Того, кто делает добро, хорошего, отзывчивого человека.)
- Некоторые из вас назвали слово «друг». У Агнии Барто есть стихотворение «Друг напомнил мне вчера». Прочитаем его.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка —
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу. Не влечёт.
- Можно ли такого друга назвать добрым? А можно ли назвать мальчиков друзьями?
- А кто из вас слышал словосочетание «добрый молодец»?
- Кто такой добрый молодец? (Тот, кто достиг «добы», т.е. поры своего расцвета, сильный, крепкий.)
- Где вы слышали это словосочетание?
- «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Кто автор этих строк? Из какого они произведения? («Сказка о Золотом петушке».)
- Ребята, есть одна сказочная игра, которая называется «Верите ли вы?». Давайте в нее поиграем.
- Верите ли вы, что в русском языке все буквы делятся на две группы? Какие?
- Верите ли вы, что в русском языке 10 букв гласных звуков?
- Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных звуков?
- Верите ли вы, что согласные при произношении не встречают преграды?
- Верите ли вы, что гласные звуки можно пропеть?
- Верите ли вы, что буква Е может обозначать два звука?
3. Постановка учебной задачи. Введение в тему урока.
- Ничего нельзя принимать на веру. Все нужно анализировать, проверять. Ребята, произнесите негромко, но четко слова «добрый», «друг», «молодец». С них мы начали урок. Какие звуки встречаются в этих словах чаще всего?
- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?
- Какие задачи мы должны решить? Что нам нужно узнать, чему научиться?
4. Открытие нового знания.
- Что вы можете сказать о звуках [д], [д’]?
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду. Что изображено слева?
- Прочитайте слово «дыня» по слогам и орфоэпически.
- Произнесите первый звук в слове «дыня».
- Дайте характеристику звуку [д].
- Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой д стоит буква ы.)
- Кто изображен справа?
- Проанализируйте модель слова и определите, как зовут девочку.
- Прочитайте слово «Дина» по слогам и орфоэпически.
- Произнесите первый звук в слове «Дина».
- Дайте характеристику звуку [д’].
- Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой д стоит буква и.)
- Звуки [д] и [д’] обозначаются одной буквой Д.
- Рассмотрите, из каких элементов она состоит. (Дети конструируют букву и печатают ее в блокнотиках.)
5. Физминутка.
6. Закрепление пройденного.
- Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено?
- Прочитайте слово «дом» по слогам и орфоэпически.
- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
- На каком месте в слове «дом» стоит буква Д?
- Какой звук обозначает буква Д в слове «дом»?
- Дайте характеристику звуку [д].
- Объясните, почему этот звук произносится твердо?
- Прочитайте слово «дым» по слогам и орфоэпически.
- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
- Произнесите первый звук в слове «дым».
- Дайте характеристику звуку [д].
- Объясните, почему этот звук произносится твердо?
- Прочитайте слово «Дима» по слогам и орфоэпически.
- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
- На каком месте в слове «Дима» стоит буква Д?
- Какой звук обозначает буква Д в слове «Дима»?
- Дайте характеристику звуку [д’].
- Объясните, почему этот звук произносится мягко?
- Назовите гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного.
- Прочитаем слоги по столбикам. Чем похожи слоги в каждом столбике?
- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги начинаются с гласного звука, во втором столбике – со звука [д], в третьем столбике – со звука [д’].)
- Прочитаем слоги и слова на с. 47. (Чтение.)
- Как вы понимаете слово «домино»? «Наудил»? «Надымил»? «Род»?
- Назовите из столбика слов слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия.
- Прочитайте слова, которые состоят из одного слога. Двух слогов. Трех слогов.
- Прочитайте текст «Данила».
- Объясните значение слов «лен», «лодырь».
- Можно ли Данилу назвать добрым молодцем? Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Найдите и прочитайте слова с твердым звуком [д].
- Найдите и прочитайте слова с мягким звуком [д’].
- Прочитаем слова на розовом фоне. Чем отличаются слова в паре «мама - дама». Объясните значение слова «дама». (И т.д.)
7. Задания на развитие внимания.
Учащимся загадывают загадки, ученики делят слова-отгадки на слоги, выделяют ударный слог, характеризуют звуки [д], [д’].
8. Итог урока.
- Какие звуки обозначает буква Д? Дайте характеристику звукам.