СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по обучению грамоте. Один из элементов урока - ассоциативная разминка.

Просмотр содержимого документа
«Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д.»

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте).

Тема урока: «Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д».

Цели урока: познакомить со звуками [д], [д’], буквами Д, д, развивать умение читать слоги и слова с новыми и изученными ранее буквами.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Планируемые результаты обучения, формирования УУД

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, синтезировать, устанавливать аналогии, извлекать информацию из схем и проверять ее; развивать различные каналы восприятия.

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать организацию учебной деятельности; делать выводы и обобщения.

Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание, учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; доказывать и отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач; умение работать в паре и группе.

Личностные УУД: умение адекватно оценивать свою деятельность; выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Ход урока:

1. Организационное начало урока.

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро – солнцу и птицам!

- Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

- Ребята, улыбнитесь друг другу. Пусть сегодняшний день будет добрым.

2. Актуализация знаний. Ассоциативная разминка.

- Ребята, какое первое слово приходит на ум, когда мы слышим или говорим слово «добрый»? Какое слово в вашей голове соседствует с этим словом?

- Многим из вас пришло на ум слово «человек». Какого человека мы называем добрым? (Того, кто делает добро, хорошего, отзывчивого человека.)

- Некоторые из вас назвали слово «друг». У Агнии Барто есть стихотворение «Друг напомнил мне вчера». Прочитаем его.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка —

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу. Не влечёт.

- Можно ли такого друга назвать добрым? А можно ли назвать мальчиков друзьями?

- А кто из вас слышал словосочетание «добрый молодец»?

- Кто такой добрый молодец? (Тот, кто достиг «добы», т.е. поры своего расцвета, сильный, крепкий.)

- Где вы слышали это словосочетание?

- «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Кто автор этих строк? Из какого они произведения? («Сказка о Золотом петушке».)

- Ребята, есть одна сказочная игра, которая называется «Верите ли вы?». Давайте в нее поиграем.

- Верите ли вы, что в русском языке все буквы делятся на две группы? Какие?

- Верите ли вы, что в русском языке 10 букв гласных звуков?

- Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных звуков?

- Верите ли вы, что согласные при произношении не встречают преграды?

- Верите ли вы, что гласные звуки можно пропеть?

- Верите ли вы, что буква Е может обозначать два звука?

3. Постановка учебной задачи. Введение в тему урока.

- Ничего нельзя принимать на веру. Все нужно анализировать, проверять. Ребята, произнесите негромко, но четко слова «добрый», «друг», «молодец». С них мы начали урок. Какие звуки встречаются в этих словах чаще всего?

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Какие задачи мы должны решить? Что нам нужно узнать, чему научиться?

4. Открытие нового знания.

- Что вы можете сказать о звуках [д], [д’]?

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду. Что изображено слева?

- Прочитайте слово «дыня» по слогам и орфоэпически.

- Произнесите первый звук в слове «дыня».

- Дайте характеристику звуку [д].

- Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой д стоит буква ы.)

- Кто изображен справа?

- Проанализируйте модель слова и определите, как зовут девочку.

- Прочитайте слово «Дина» по слогам и орфоэпически.

- Произнесите первый звук в слове «Дина».

- Дайте характеристику звуку [д’].

- Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой д стоит буква и.)

- Звуки [д] и [д’] обозначаются одной буквой Д.

- Рассмотрите, из каких элементов она состоит. (Дети конструируют букву и печатают ее в блокнотиках.)

5. Физминутка.

6. Закрепление пройденного.

- Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено?

- Прочитайте слово «дом» по слогам и орфоэпически.

- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

- На каком месте в слове «дом» стоит буква Д?

- Какой звук обозначает буква Д в слове «дом»?

- Дайте характеристику звуку [д].

- Объясните, почему этот звук произносится твердо?

- Прочитайте слово «дым» по слогам и орфоэпически.

- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

- Произнесите первый звук в слове «дым».

- Дайте характеристику звуку [д].

- Объясните, почему этот звук произносится твердо?

- Прочитайте слово «Дима» по слогам и орфоэпически.

- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

- На каком месте в слове «Дима» стоит буква Д?

- Какой звук обозначает буква Д в слове «Дима»?

- Дайте характеристику звуку [д’].

- Объясните, почему этот звук произносится мягко?

- Назовите гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного.

- Прочитаем слоги по столбикам. Чем похожи слоги в каждом столбике?

- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги начинаются с гласного звука, во втором столбике – со звука [д], в третьем столбике – со звука [д’].)

- Прочитаем слоги и слова на с. 47. (Чтение.)

- Как вы понимаете слово «домино»? «Наудил»? «Надымил»? «Род»?

- Назовите из столбика слов слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия.

- Прочитайте слова, которые состоят из одного слога. Двух слогов. Трех слогов.

- Прочитайте текст «Данила».

- Объясните значение слов «лен», «лодырь».

- Можно ли Данилу назвать добрым молодцем? Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- Найдите и прочитайте слова с твердым звуком [д].

- Найдите и прочитайте слова с мягким звуком [д’].

- Прочитаем слова на розовом фоне. Чем отличаются слова в паре «мама - дама». Объясните значение слова «дама». (И т.д.)

7. Задания на развитие внимания.

Учащимся загадывают загадки, ученики делят слова-отгадки на слоги, выделяют ударный слог, характеризуют звуки [д], [д’].

8. Итог урока.

- Какие звуки обозначает буква Д? Дайте характеристику звукам.