Лингафонный кабинет
Что такое лингафонный кабинет? Лингафонный кабинет дословно означает: лат. lingua — язык и греч. phone — звук, речь.
Лингафонные кабинеты - это классы или аудитории, оборудованные лингафонными системами (аудио, видео и мультимедийными средствами) для современного обучения.
Для оборудования лингафонных кабинетов подходит обычный компьютерный класс.
Лингафонный кабинет как техническое средство обучения занимает особое место в изучении иностранного языка и его преимуществами по сравнению с другими средствами обучения являются:
многообразие разных режимов организационных форм работы (общий, парный, групповой режимы);
четкое определение условий применения технических возможностей лингафонного кабинета в зависимости от целей, содержания этапа обучения;
управление познавательной деятельностью как на этапе формирования умений и навыков, так и на этапе контроля;
характер взаимодействия преподавателя и учащихся;
возможность комплексного использования (подключение CD-плеера или телевизора).
Функции лингафонного кабинета:
информативная;
тренировочно-обучающая;
контролирующее-корректирующая;
коммуникативная;
управление учебной деятельностью.
Условия для эффективного использования лингафонного кабинета:
понимание роли, места и значения ЛК в преподавании предмета;
знание психолого-педагогических основ эффективного использования ЛК;
владение методикой использования ЛК.
По отношению к обучаемому лингафонный кабинет выступает в качестве средства воссоздания условий деятельности, и как инструмент деятельности оказывает техническую поддержку в получении или передаче информации.
В лингафонном кабинете каждый учащийся имеет индивидуальное рабочее место с возможностью подключения головных микрофонов (наушники), регулировкой громкости, вызовом преподавателя путем нажатия кнопки вызова, прослушивания аудиосигнала или одноклассника/- ков (монологическое или диалогическое высказывание), проговаривания слов, фраз, рифмовок, скороговорок на определенный звук, а также записи всего вышеперечисленного.
Учитель использует лингафонный кабинет для достижения учебной цели рациональным способом, повышения эффективности учебного процесса при значительной экономии времени. Лингафонный кабинет дает возможность учителю организовать коллективную работу с элементами самостоятельных действий каждого учащегося, проконтролировать или скорректировать деятельность каждого учащегося путем подключения к его рабочему месту.
Применение лингафонного кабинета при изучении иностранного языка дает учителю возможность разнообразить методы, формы, приёмы обучения, делает структуру занятия более насыщенной и глубокой и определенным образом на продуктивность педагогического труда. Это также создает определенный эмоциональный настрой при изучении материала, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
В лингафонном кабинете применяют в работе аудиоматериал (аудиокурсы к УМК или фонетические курсы, озвученные носителями языка), с помощью которого эффективно решаются следующие дидактические задачи:
формирование артикуляции и ритмико-интонационных навыков;
формирование и совершенствование навыка чтения;
формирование и совершенствование навыка аудирования;
формирование и совершенствование лексического и грамматического навыка говорения;
развитие и контроль речевого навыка устной речи (монологическая/ диалогическая);
контроль понимания прослушанного;
контроль усвоения лексического материала.
Исходя из технических возможностей лингафонного кабинета, учащимся могут быть предложены следующие виды работ
при обучении лексической стороне речи (кнопка режима “1”):
прослушивание и повторение за диктором лексической единицы, фразы;
введение, закрепление лексического материала и контроль его усвоения,
где преподаватель прослушивает каждого учащегося и индивидуально корректирует;
при обучении говорению
- в парном режиме (кнопка режима “1” или “3”): общение между партнерами на разных рабочих местах:
вопрос-ответ;
диалогическое общение;
взаимоконтроль;
- в групповом режиме (кнопка режима “4”): соседние рабочие места 1+2+3+4, и т.д.:
работа по цепочке;
полилог,
где преподаватель за один период времени успевает прослушать всех учащихся, таким образом экономится время, что невозможно при обычной классной форме урока;
- в общем (фронтальном ) режиме(кнопка режима “1”):
монологическое высказывание по теме всех учащихся и запись одного из них или одной или двух логически завершенных частей нескольких учащихся, а затем прослушивание записи с целью выявления типичных ошибок (фонетических, лексических, грамматических);
при обучении аудированию (кнопка режима “1”):
при обучении чтению
(кнопка режима “1”):
прослушивание и повторение за диктором фразы из повествовательного или поэтического текста;
совместное прочтение с аудиотекстом;
(кнопка режима “4”):
чтение диалогического текста по ролям (после диктора и совместное прочтение);
- запись:
запись одного ученика (монологическое высказывание по теме или диалогическое общение; произнесение рифмовок, скороговорок, ряда слов на определенный звук или тему; чтение поэтического или повествовательного текста);
запись комментария преподавателя к текущей записи;
запись одного ученика и прослушивание других в общем (фронтальном ) режиме.
Использование лингафонного кабинета увеличивает темп урока и нагрузку на слух. Это требует такой организации занятия, которая позволила бы сохранить устойчивую работоспособность и оптимальный уровень функционального состояния организма. Это техническое средство желательно применять через 5-10 минут после начала урока, уровень громкости звуковых сигналов должен быть в пределах 40-50 дб, длительность звукозаписи для младших школьников рекомендуется 10-15 минут, а для старшеклассников- 20- 25 минут. Невыполнение данных требований приводит к утомляемости организма учащегося, что снижает качество обучения.
Целесообразность использования лингафонного кабинета определяется содержанием учебного материала. Целенаправленное включение лингафонного кабинета в урок приводит к тому, что изучение темы приобретает новые качественные особенности, способствует индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Применение данного технического средства является делом творческим, и задача учителя состоит в том, чтобы овладеть методикой применения и совершенствовать ее.
Учащиеся получают удовлетворение от уроков в лингафонном кабинете, что очень важно для поддержания интереса к предмету; с нетерпением ожидают урок на рабочих местах с головными микрофонами, так как эта форма усвоения знаний отлична от традиционной, вносит разнообразие в череду классических учебных занятий и способствует формированию ответственного отношения в подготовке домашних заданий и как следствие, реализации своего ученического потенциала. Заинтересованность учащихся в подобных уроках несет практическую пользу в изучении иностранного языка: усвоение материала проходит более быстрыми темпами, не требуется многократного повторения, количество ошибок сведено на нет.