Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 р. п. Переяславка района имени Лазо Хабаровского края
Автор: Ющук Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы
_________________________________________________
«Лингвистический марафон» (интеллектуальная игра).
Цели:
- привить любовь к родному языку, развить интерес к языковым явлениям русского языка;
- активизировать интеллектуальные способности учащихся;
- стимулировать стремление обучающихся к непрерывному познанию русского языка.
Оборудование: презентация с заданиями, плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с номерами команд.
Ход игры.
Вступительное слово ведущего.
Дорогие ребята, уважаемые эксперты («сильные» обучающиеся 11 класса), я рада встрече с вами на нашем «Лингвистическом марафоне». Сегодня вы стали участниками интеллектуальной игры, которая посвящена нашему родному русскому языку. Вы знаете, что русский язык в России является государственным языком и средством межнационального общения. А это значит, что вам необходимо помнить и о качествах хорошей речи: правильность, точность, ясность, логичность, выразительность. Известный вам русский писатель, Иван Сергеевич Тургенев, писал:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
В качестве экспертов на нашу игру приглашены ученицы из 11 класса. Поприветствуем их: Карташова Татьяна, Сериченко Наталья, Малышева Анастасия.
Лингвистический марафон
В качестве домашнего задания трем командам из учащихся 9 класса было дано задание: выбрать капитана и придумать название команды. Поприветствуем капитана 1 команды – «Лингвисты»- Волощенко Анастасию, 2 команды- «Филологи»- Москвитину Ирину, 3 команды- «Умники»- Артёменко Арину.
1 Этап. «Разминка» (брейн-ринг)
Условия игры: выкрикивать нельзя. Любой участник команды, знающий правильный ответ, поднимает сигнальную карту с № команды и отвечает. Если ответ дан ошибочный, отвечают участники другой команды. За правильный ответ команда получает 1 балл. Итак, кто быстрее?
Первый слог-личное местоимение, второй- детская болезнь. Вместе получится слово, обозначающее предмет, который помогает судну удерживаться на месте. (якорь)
Часть слова, которую можно найти в земле? (корень)
Как называются выделенные слова в словосочетаниях:
«заплетенная коса», «острая коса»? (омонимы)
Продолжите пословицу «Где тонко,…» (там и рвется)
Названия каких двух букв составляет целую эпоху? (Р [эр] и А)
В каком слове 4 звука:
- подъезд
-ёж
-поезд
-её ( +)
2 Этап. «Историческая станция»
Перед вами старославянские слова. Ваша задача: на листочек записать эти слова, рядом указав их синоним в современном русском языке, например, «очи»- глаза. За каждый правильный ответ- 1 балл.
-ланиты (щёки)
-выя (шея)
-агнец (ягненок)
-перст (палец)
-чело (лоб)
-длань (ладонь)
-уста (губы)
-десница (правая рука)
Время выполнения – 2 минуты. Сдать список жюри.
3 Этап. «Орфоэпическая станция»
В указанных словах нужно правильно поставить ударение. За верный ответ- 1 балл. После выполнения задания сдать список жюри.
ДоговОр, срЕдства, звонИт, цепОчка, баловАть, щавЕль, жалюзИ, каталОг, красИвее, тОрты.
4 Этап. «Лексическая станция»
1 задание: На листах ответов написать, как называются слова, схожие по звучанию, но разные по значению? (паронимы) -1 балл за правильный ответ.
Вам даны слова: ИСКУСНЫЙ- ИСКУССТВЕННЫЙ. Каково их значение? Приведите пример- по 1 баллу. Сдать листочки жюри.
(ИСКУСНЫЙ- обладающий мастерством, большим умением (искусный оратор); ИСКУССТВЕННЫЙ- сделанный наподобие подлинного (искусственное орошение).
2 задание: заменить фразеологизм одним словом. Команда дает правильный ответ, подняв сигнальную карточку. За правильный ответ- 1 балл.
«мозолить глаза»- надоедать
«клевать носом»- засыпать
«бить баклуши»- бездельничать
«рукой подать»- близко
«обвести вокруг пальца»- обмануть
«спустя рукава»- плохо
3 задание: Дайте толкование фразеологизма «Кричать во всю Ивановскую», расскажите об истории его происхождения. («Очень громко». Произошел от названия Ивановской площади в Кремле, где в старину оглашались царские указы). За полностью верный ответ- 2 балла, частичный- 1 балл. Сдать листочки жюри.
5 Этап. «Орфографическая станция»
Какое из предложенных четырех слов является лишним? Почему?
(1 балл). Для ответа используем сигнальную карту.
-серебря..ый
-ледя..ой
-нефтя..ой
-оловя..ый + (искл.)
Найдите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением. (Сигнальная карточка. По 1 баллу. Максимал.-3 балла)
-соб..рался
-св..тился +
-р..стение
-заг..реть
-цв..точный +
-проб..жал +
Укажите слово с орфографической ошибкой. (Сигнальная карточка. 1 балл)
-бульон
-прилечь
-чертежь +
-компаньон
5 Этап. «Морфологическая станция»
(Сигнальная карточка. 1 балл)
Разве, бы, даже, вот- это
(Сигнальная карточка. 1 балл)
-наречия
-предлоги
-союзы
-частицы +
Укажите слово (-а), в которых нет окончания. Почему?
(Сигнальная карточка. 2 балла максимум)
-утро
-палец
-издалека +
-выглядывая +
Поставьте данные ниже существительные в форму множественного числа родительного падежа. За каждое правильное слово- 1 балл. Листы сдать жюри.
-кадеты- (кадетов)
-носки- (носков)
-ботинки- (ботинок)
-сапоги- (сапог)
-погоны- (погон)
-апельсины-(апельсинов)
6 Этап. «Синтаксическая станция»
Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? (Сигнальная карточка. 1 балл за правильный ответ)
Известно (1) что первые пробы пера Пушкина были на французском языке (2) который (3) по общему в то время обычаю (4) господствовал в доме родителей его.
А) 1,2,3
Б) 1,2,3,4 +
В) 1,2
Г) 1,3
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Объясните свой выбор. (Сигнальная карточка. 1 балл за правильный ответ)
А) Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для умеющих их читать (Д.Писарев).
Б) Целью жизни является теоретическое познание, и происходящая отсюда свобода (Анаксагор). +
В) Каждому хочется быть справедливым, да не каждому удается (Д.Голсуорси).
7 Этап. «Творческая станция»
Задание: Перед вами слова. Вы должны всей командой (за 5 минут) из предложенных слов составить небольшой текст (до 10 предложений) юмористического содержания. По окончании выполнения задания капитан каждой команды зачитывает текст. После этого тексты сдаются экспертам.
В лодке море однажды друзья он встреча весло упал память глаза засмеялся летит смех чайки плеск нога запутались солнце страх надолго рыба шок животное |
8 Этап. «Станция корректоров»
Задание: Сейчас вы поработаете корректорами и исправите ошибки в данных ниже предложениях, взятых из текстов школьных сочинений. Предложения записываем сразу в исправленном виде. За каждое правильно исправленное предложение команда получает 1 балл. Листы сдать экспертам.
Когда всё у меня в жизни сложится, хочу найти себе девушку и выйти за нее замуж. (чтобы женится на ней).
Больше всего мне понравилась тема Куприна «Гранатовый браслет». (Особенно мне понравилось произведение Куприна «Гранатовый браслет»).
Просунув голову в дверь спальни, он осматривал кровати, на нижней полке кукол и младшую медсетру.( Просунув голову в дверь спальни, он осматривал младшую медсестру, кровати, кукол, сидящих на нижних полках шкафа).
III Подведение итогов марафона.
Эксперты подсчитывают баллы, определяют команду-победителя.
Вручаем медали и призы.
IV Заключительное слово ведущего.
Русский язык- это один из важнейших языков мира, который развивался более тысячелетия. Это язык, который в XIX- XX веках дал известную всему миру поэзию и литературу.
Александр Иванович Куприн писал: «Язык- это история народа. Язык- это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью».
Совершенное владение русским языком духовно обогащает человека. Поэтому берегите свой национальный язык, чтобы впоследствии потомки смогли познакомиться с одной из замечательных сокровищниц мира.
V Рефлексия
-Понравилась ли вам игра?
-Что вам особенно запомнилось?
-Что нового вы узнали о русском языке?
Используемая литература:
М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. Учебник «Русский язык. 9 класс».- М., «Дрофа», 2011г.
Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Учебник «Русский язык.10-11 классы».- М., ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2012г.
«Фразеологический словарь русского языка для школьников»/ сост.: Л.А.Субботина.- Екатеринбург: У-Фактория, 2008г.
«ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты»/ сост.: Т.Ю.Угроватова.- М.: АСТ; СПб.: Астрель- СПб, 2007г.
Фрагменты из школьных сочинений