Лингвистический турнир для обучающихся 7-х классов.
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет
К. Г. Паустовский
Учитель: Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами! Язык, на котором мы говорим, очень богат, он один из самых сильных и самых богатых из живых языков. Русский язык изучают во многих странах мира, поскольку он очень красив и мелодичен. Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да при этом еще и не видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Или смотреть спортивные игры, происходящие в другом полушарии? Да только ли это? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных – на наш русский язык.
В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.
Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн,
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что я на русском говорю
Уж много, много лет!
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.
Суворов одобрял солдат
На русском языке.
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке.
Сегодня мы проводим лингвистический турнир «Знай и люби русский язык». Участвуют в игре две команды 7 классов, которые покажут не только свои знания по русскому языку, но и представят свой ум, смекалку, сообразительность, мышление и внимание. Помочь провести игру мы пригласили компетентное жюри, которое будет судить честно и справедливо. Мероприятие посвящено Международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля.
Учитель: Уважаемые игроки, придумайте название вашим командам.
Первый раунд «Лингвистические вопросы и загадки»
1.Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?(именительный)
2. Как называется часть слова без окончания? (основа)
3. Как можно превратить мел в мелкое место? (добавить ь)
4. Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
5. Как называется несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)
6. Перечислите 5 дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
7. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)
8. Я в озёрах и реках, а в воде меня нет. (Буква р)
9. Название какой реки у тебя во рту? (Десна)
10. Название какого города состоит из птицы и животного? (Ворон – еж)
11. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)
12. Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы мы ты)
13. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я мы)
14. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)
15. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я)
16. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
Я – сборник карт. От ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь – превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я.
(Атлас – атлас)
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А «И» ты впереди прибавишь –
И стану птицей я лесной.
(Волга – иволга)
По мне движется кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если же, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки.
(Вена – Нева)
Второй раунд «КТО БЫСТРЕЕ?»
Подобрать как можно больше фразеологизмов с общим для них словом, предложенным на карточке каждому участнику.
НОС
Задирать нос; вешать нос; водить за нос; зарубить на носу; встретиться нос к носу; клевать носом; не видеть дальше своего носа; бояться нос показать; остаться с носом; держать нос по ветру;
ГЛАЗ
Мозолить глаза; хлопать глазами; говорить в глаза; пускать пыль в глаза; глазом не моргнуть; с глазу на глаз; хоть глаза выколи; смотреть чужими глазами; открыть (кому -нибудь ) глаза; как бельмо в глазу.
НОГА
Унести ноги, встать на ноги; встать с левой ноги; потерять почву под ногами; падать с ног; сбить с ног; путаться под ногами; ног под собой не чуять; одна нога здесь, другая – там.
ЯЗЫК
Язык проглотил; прикусить язык; найти общий язык; соваться с языка; язык не поворачивается; развязать язык; не сходить с языка ( у кого-нибудь); острый на язык; язык до Киева доведёт; тянуть за язык; держать язык за зубами.
ГОЛОВА
Человек с головой; морочить голову ( кому-нибудь), потерять голову; не сносить головы, отвечать головой; как снег на голову; голова идёт кругом; свалить с больной головы на здоровую; постоять головой( за что-нибудь)
ЗУБ
Говорить сквозь зубы; иметь зуб; зуб на зуб не попадает; в зубах навязло; положить зубы на полку; ни в зуб ногой; скалить зубы; попасть на зуб; зубы заговаривать.
УХО
Держать ухо востро; пропустить мимо ушей; покраснеть до ушей ; медведь на ухо наступил; развесить уши; навострить уши; слышать краем уха; прожужжать все уши, ушки на макушке.
РУКА
Отбиться от рук; всё валится из рук; на скорую руку; умывать руки; сходить с рук; своя рука владыка; прибрать к рукам; .
ДАТЬ
Дать голову на отсечение; дать слово; дать задний ход; дать по шапке; дать жару;
ВСТАТЬ
Встать с левой ноги; встать поперёк горла; встать в тупик; встать поперёк дороги.
ВЗЯТЬ
Взять себя в руки; взять верх (над кем-нибудь), взять быка за рога; взять за горло; взять в оборот (кого-нибудь)
ВЫЙТИ
Выйти сухим из воды; выйти из терпения; выйти на орбиту; выйти в люди; Выйти из себя.
Третий раунд «Корректор».
Ребята, а кто такой корректор? Человек, который исправляет ошибки. И вам сегодня предстоит побывать в роли корректоров. А корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным.
Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме и исправьте их. За каждую исправленную ошибку вы получаете 1 балл, за неисправленную или исправленную неверно – минус 1 балл.
Жалоба
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет ее наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.
Четвертый раунд «Пойми меня»
Если команда угадывает с первой подсказки, то получает 3 балла, если со второй- 2, с третьей-один балл
1. Однажды Всевышний птице средней величины из отряда
воробьиных сделал презент в виде небольшого количества пищевого продукта полутвердой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока.
- Всеядная птица с серо-черным оперением при невыясненных обстоятельствах получила от небесного прародителя вознаграждение натуральным продуктом.
- У орла раз черт украл крошку творога. (Вороне как-то бог послал кусочек сыра.)
2. У женщины гораздо старше средних лет существовали до биологической смерти два представителя водоплавающей птицы подотряда килегрудых с явным проявлением сангвинического темперамента.
- Пожилая женщина обладала правом владения, пользования и распоряжения домашней водоплавающей птицей в количестве двух голов.
- У деда скончалась одна грустная курица. (Жили у бабуси два веселых гуся.)
3. Индивид в возрасте от двух до пяти лет физически переместился в направлении лица одноимённого мужского пола, находящегося с ним в кровнородственных отношениях по восходящей линии.
Субъект права с ограниченной дееспособностью по возрастному признаку в течение ближайших 13-15 лет нанёс визит своему родственнику по мужской линии, законным наследником первой очереди которого он является.
Дылда-дочь от мамы смылась. (Крошка сын к отцу пришёл)
4. Домашнее парнокопытное животное при любых метеорологических условиях способно отыскать размытую водой почву.
- Крупное наземное растительноядное животное, которое вы¬ращивается в индивидуальных и фермерских хозяйствах с целью получения сала и может произвести действие, результат которого свидетельствует о недостаточно благополучной санитарно-гигиенической обстановке вокруг нас
- Корова только здесь пылинку спрячет (Свинья везде грязь найдет)
Учитель: Наш лингвистический турнир «Знай и люби русский язык» подходит к концу. Мне хочется поблагодарить всех вас. Любите родной язык, изучайте его. Обогащайте свой словарный запас, свою память, ведь только знание языка поможет вам в овладении многими науками. Новых вам открытий, знатоки и любители русского языка!
Дорожите родным, милым словом:
Многоликим - большим языком!
Нашей жизни ОН - первооснова -
Всем народам планеты - знаком!
Берегите ЕГО от цветистых
Иностранных и чуждых нам слов,
Чтоб поток - от наречий ручьистых -
Не затмил родника - родников!
В нём черпайте живящую силу:
Русских говоров, песен, стихов... -
Всё, что дорого сердцу, чтоб слилось
В ЯЗЫКЕ, - как Основе Основ!
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
(Сергей Скачко)
Пятый раунд(запас) . «Словесная лесенка».
Выбирается общая буква, с которой будут начинаться все слова. За определённое время нужно написать «лесенку слов», начинающихся с этой буквы. Первое слово должно быть из двух букв, второе из трёх и т.д. Кто построит самую высокую лесенку победит.
Говорят, что нельзя сделать из мухи слона. А вот нам это сделать удалось.