СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический турнир

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы проводим лингвистический турнир «Знай и люби русский язык». Участвуют в игре две команды 7 классов, которые покажут не только свои знания по русскому языку, но и представят свой ум, смекалку, сообразительность, мышление и внимание. Помочь провести игру мы пригласили компетентное жюри, которое будет судить честно и справедливо. Мероприятие посвящено Международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический турнир»

Лингвистический турнир для обучающихся 7-х классов.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет

К. Г. Паустовский

Учитель: Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами! Язык, на котором мы говорим, очень богат, он один из самых сильных и самых богатых из живых языков. Русский язык изучают во многих странах мира, поскольку он очень красив и мелодичен. Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да при этом еще и не видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Или смотреть спортивные игры, происходящие в другом полушарии? Да только ли это? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных – на наш русский язык.

В русской речи, в русской речи

Есть волшебная страна,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой – это честь.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн,

Конечно, вам дороже всех 

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет, 

Что я на русском говорю

Уж много, много лет!

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден и могуч

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат 

На русском языке.

Бессмертный Пушкин сочинял 

На русском языке.

Сегодня мы проводим лингвистический турнир «Знай и люби русский язык». Участвуют в игре две команды 7 классов, которые покажут не только свои знания по русскому языку, но и представят свой ум, смекалку, сообразительность, мышление и внимание. Помочь провести игру мы пригласили компетентное жюри, которое будет судить честно и справедливо. Мероприятие посвящено Международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля.

Учитель: Уважаемые игроки, придумайте название вашим командам.

Первый раунд «Лингвистические вопросы и загадки»

1.Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?(именительный)

2. Как называется часть слова без окончания? (основа)

3. Как можно превратить мел в мелкое место? (добавить ь)

4. Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)

5. Как называется несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)

6. Перечислите 5 дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

7. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)

8. Я в озёрах и реках, а в воде меня нет. (Буква р)

9. Название какой реки у тебя во рту? (Десна)

10. Название какого города состоит из птицы и животного? (Ворон – еж)

11. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)

12. Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы мы ты)

13. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я мы)

14. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)

15. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я)

16. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (Бежать со всех ног)

Я – сборник карт. От ударенья

Зависят два моих значенья:

Захочешь – превращусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани я.

(Атлас – атлас)

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А «И» ты впереди прибавишь –

И стану птицей я лесной.

(Волга – иволга)

По мне движется кровь,

Меня ищут на сгибах руки.

Если же, буквы смешав,

Мы расставим их вновь,

То получим названье реки.

(Вена – Нева)

Второй раунд «КТО БЫСТРЕЕ?»

Подобрать как можно больше фразеологизмов с общим для них словом, предложенным на карточке каждому участнику.

НОС

Задирать нос; вешать нос; водить за нос; зарубить на носу; встретиться нос к носу; клевать носом; не видеть дальше своего носа; бояться нос показать; остаться с носом; держать нос по ветру;

ГЛАЗ

Мозолить глаза; хлопать глазами; говорить в глаза; пускать пыль в глаза; глазом не моргнуть; с глазу на глаз; хоть глаза выколи; смотреть чужими глазами; открыть (кому -нибудь ) глаза; как бельмо в глазу.

НОГА

Унести ноги, встать на ноги; встать с левой ноги; потерять почву под ногами; падать с ног; сбить с  ног; путаться под ногами; ног под собой не чуять; одна нога здесь, другая – там.

ЯЗЫК

Язык проглотил; прикусить язык; найти общий язык; соваться с языка; язык не поворачивается; развязать язык; не сходить с языка ( у кого-нибудь); острый на язык; язык до Киева доведёт; тянуть за язык; держать язык за зубами.

ГОЛОВА

Человек с головой; морочить голову ( кому-нибудь), потерять голову; не сносить головы, отвечать головой; как снег на голову; голова идёт кругом; свалить с больной головы на здоровую; постоять головой( за что-нибудь)

ЗУБ

Говорить сквозь зубы; иметь зуб; зуб на зуб не попадает; в зубах навязло; положить зубы на полку; ни в зуб ногой; скалить зубы; попасть на зуб; зубы заговаривать.

УХО

Держать ухо востро; пропустить мимо ушей; покраснеть до ушей ; медведь на ухо наступил; развесить уши; навострить уши; слышать краем уха; прожужжать все уши, ушки на макушке.

РУКА

Отбиться от рук; всё валится из рук; на скорую руку; умывать руки; сходить с рук; своя рука владыка; прибрать к рукам; .

ДАТЬ

Дать голову на отсечение; дать слово; дать задний ход; дать по шапке; дать жару;

ВСТАТЬ

Встать с левой ноги; встать поперёк горла; встать в тупик; встать поперёк дороги.

ВЗЯТЬ

Взять себя в руки; взять верх (над кем-нибудь), взять быка за рога; взять за горло; взять в оборот (кого-нибудь)

ВЫЙТИ

Выйти сухим из воды; выйти из терпения; выйти на орбиту; выйти в люди; Выйти из себя.

Третий раунд «Корректор».

Ребята, а кто такой корректор? Человек, который исправляет ошибки. И вам сегодня предстоит побывать в роли корректоров. А корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным.

Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме и исправьте их. За каждую исправленную ошибку вы получаете 1 балл, за неисправленную или исправленную неверно – минус 1 балл.

Жалоба
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет ее наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.

Четвертый раунд «Пойми меня»

Если команда угадывает с первой подсказки, то получает 3 балла, если со второй- 2, с третьей-один балл

1. Однажды Всевышний птице средней величины из отряда

воробьиных сделал презент в виде небольшого количества пищевого продукта полутвердой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока.

- Всеядная птица с серо-черным оперением при невыясненных обстоятельствах получила от небесного прародителя вознаграждение натуральным продуктом.

- У орла раз черт украл крошку творога. (Вороне как-то бог послал кусочек сыра.)

2. У женщины гораздо старше средних лет существовали до биологической смерти два представителя водоплавающей птицы подотряда килегрудых с явным проявлением сангвинического темперамента.

- Пожилая женщина обладала правом владения, пользования и распоряжения домашней водоплавающей птицей в количестве двух голов.

- У деда скончалась одна грустная курица. (Жили у бабуси два веселых гуся.)

3. Индивид в возрасте от двух до пяти лет физически переместился в направлении лица одноимённого мужского пола, находящегося с ним в кровнородственных отношениях по восходящей линии.

Субъект права с ограниченной дееспособностью по возрастному признаку в течение ближайших 13-15 лет нанёс визит своему родственнику по мужской линии, законным наследником первой очереди которого он является.

Дылда-дочь от мамы смылась. (Крошка сын к отцу пришёл)

4. Домашнее парнокопытное животное при любых метеорологических условиях способно отыскать размытую водой почву.

- Крупное наземное растительноядное животное, которое вы¬ращивается в индивидуальных и фермерских хозяйствах с целью получения сала и может произвести действие, результат которого свидетельствует о недостаточно благополучной санитарно-гигиенической обстановке вокруг нас

- Корова только здесь пылинку спрячет (Свинья везде грязь найдет)

Учитель: Наш лингвистический турнир «Знай и люби русский язык» подходит к концу. Мне хочется поблагодарить всех вас. Любите родной язык, изучайте его. Обогащайте свой словарный запас, свою память, ведь только знание языка поможет вам в овладении многими науками. Новых вам открытий, знатоки и любители русского языка!

Дорожите родным, милым словом: 
Многоликим - большим языком! 
Нашей жизни ОН - первооснова - 
Всем народам планеты - знаком! 
Берегите ЕГО от цветистых 
Иностранных и чуждых нам слов, 
Чтоб поток - от наречий ручьистых - 
Не затмил родника - родников! 
В нём черпайте живящую силу: 
Русских говоров, песен, стихов... - 
Всё, что дорого сердцу, чтоб слилось

В ЯЗЫКЕ, - как Основе Основ!

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружён, 
Твори светло и упивайся 
Безбрежным русским языком 
Воздушно лёгок, сочен, вкусен, 
Суров и нежен, многолик, 
Во всех мелодиях искусен 
Наш удивительный язык. 
Ему к лицу и термин узкий, 
И междометный вздох, и клич, 
Гордись, что понимаешь русский, 
Старайся глубину постичь.

(Сергей Скачко)


Пятый раунд(запас) . «Словесная лесенка».

Выбирается общая буква, с которой будут начинаться все слова. За определённое время нужно написать «лесенку слов», начинающихся с этой буквы. Первое слово должно быть из двух букв, второе из трёх и т.д. Кто построит самую высокую лесенку победит.

Говорят, что нельзя сделать из мухи слона. А вот нам это сделать удалось.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!