СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическая лаборатория

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в форме лингвистической лаборатории. Актуальность выбранной методики объясняется тем, что поиск, открытие, проектирование являются основополагающими при организации учебного процесса в современной школе. Главная задача учителя - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.

Эти задачи можно решить путем организации исследовательской деятельности на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая лаборатория»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Бобровская средняя общеобразовательная школа № 2













Лингвистическая лаборатория по теме

«Правописание НЕ

с именем прилагательным» (6 класс).



Касаткина Анна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы























2020 год, г.Бобров



Оглавление

Введение ___________________________________________ с.3

Основная часть_______________________________________с.3

Список использованной литературы_____________________с.10

Приложения _________________________________________с.11















































Введение

Урок построен в форме лингвистической лаборатории. Актуальность выбранной методики объясняется тем, что поиск, открытие, проектирование являются основополагающими при организации учебного процесса в современной школе. Главная задача учителя - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.

Эти задачи можно решить путем организации исследовательской деятельности на уроке.


Лаборатория - учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы.



Лингвистический – языковой, относящийся к языку.


В силу своей практической направленности урок имеет исследовательский, поисковый характер, предполагает применение различных методов и приемов исследования (описательного, сопоставительного, статистического), использование научной литературы, справочников. Как особый вид самостоятельной работы учащихся, лабораторный урок формируют умения анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать материалы исследования, делать выводы.




Основная часть

Цель урока:

  • актуализировать знания о написании НЕ с существительными, глаголами;

  • формировать умение различать приставку НЕ и частицу НЕ;

  • отработать умение применять алгоритм правильного написания НЕ с прилагательными.


План урока:


  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

  2. Создание проблемной ситуации (выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию)

  3. Постановка проблемы исследования

  4. Формулирование темы исследования

  5. Формулирование цели исследования

  6. Выдвижение гипотезы

  7. Проверка гипотезы: проведение лабораторной работы

  8. Вывод по результатам исследования (сравнение с эталоном)

  9. Рефлексия. Самооценка. Взаимооценка.

  10. Домашнее задание. Итоги урока


Методы и формы обучения:

  • создание проблемных ситуаций;

  • наблюдение над языком;

  • ИКТ-технологии;

  • здоровьесбережение;

  • индивидуальная, фронтальная работа на уроке.

Межпредметные связи: коммуникативно-речевой межпредметный материал урока проявляется в общности правописных навыков и речевых умений. Это общность орфографических, орфоэпических, стилистических умений и работа над связной речью учащихся



Требования к результатам обучения:

Предметные: правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными.

Метапредметные: умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль,

строить рассуждения.











Конспект урока

1.

Здравствуйте, ребята! Начинаем работу нашей исследовательской лаборатории. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. 

Посмотрите на синквейн и скажите, о какой части речи мы сегодня будем говорить?

------------------------------

Полное, краткое

Указывает, описывает, украшает

Характеризует предмет с разных сторон

Часть речи.

2.

Разомнёмся перед серьёзной работой: начнём с несложных экспериментов.

- Первый эксперимент – теоретический: представьте визитку прилагательного.

(рассказы детей)

- Следующий эксперимент – практический, но сначала вопрос на засыпку: у прилагательных не было своих рода, числа, падежа. Кто помог прилагательным обрести эти категории? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ)

Выполним задание: вставить подходящие по смыслу в слова в текст:

В ----- лесу всё осыпано инеем. Длинные тени лежат на ------- снегу. Лучи --------- солнца едва пробиваются сквозь ветви деревьев. Вдали раздаётся крик -------- птицы.

Слов для справок: зимний, летний, белый, тёплый, тусклый, железный, незнакомый, экзотический

3.

Задание: определить род, число, падеж прилагательных.

- в зимнем (лесу): муж.р., ед.ч., п.п.

- на белом (снегу): муж.р., ед.ч., п.п.

- тусклого (солнца): ср.р., ед.ч., род.п.

- незнакомой (птицы): жен.р., ед., род.п.

Итак, род, падеж и число прилагательных мы определили с помощью существительных. Пора определить проблему нашего урока-исследования.

Проблема: сущ. и прилаг. тесно связаны (у них много общего).

4

- А может ли что-то общее у них быть в плане правописания? (вспомним глаголы). Сформулируем тему урока. Запишем.

Тема: Правописание НЕ с прилагательными

5.

Т.о., какова же цель нашего исследования? Цель исследования: повторить правописание НЕ с сущ. и глаголами, узнать о правописании НЕ с прилагательными

6-7-8.

Выход доцента 1.

Доцент 1. Пустовалов В.Ю.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! У меня есть все основания для выдвижения гипотезы о том, что некоторые прилагательные пишутся слитно с НЕ в том случае, если без НЕ не употребляются. Основанием для такой смелой гипотезы являются орфограммы о правописании НЕ с сущ. и глаголами. Там говорится следующее: если слово без НЕ не употребляется, оно пишется с НЕ слитно.

Прошу внимание на доску (пишет и рассуждает). Например, слово «Невежа» пишется с НЕ слитно, т.к. нет слова вежа, «негодовать» (нет слова годовать). Следовательно, рискну предположить, что у прилагательных может быть то же самое. Предлагаю лаборатории материалы для более детального исследования (передаёт пакет с материалами руководителю лаборатории, т.е. учителю).

Нелепый поступок, неряшливый вид, ненавистный человек, несчастный случай, неизбежный результат







- Сверим с образцом (читаем в учебнике)



Выход доцента 2.

Доцент 2. Краснова В.И.

Добрый день, уважаемые коллеги. У меня есть предположение, что прилагательные пишутся с НЕ слитно в том случае, если их можно заменить синонимом без НЕ. Конечно, речь идёт только о качественных прилагательных.

Основанием для возникновения данной гипотезы послужила орфограмма об употреблении НЕ с существительными. Там говорится, что, если слово заменить синонимом без НЕ, оно будет писать с НЕ слитно (пишет на доске и объясняет): неправда (ложь). На глаголы этот случай не распространяется. Следовательно, можно выдвинуть гипотезу, что у прилагательных будет то же самое. Предлагаю лаборатории материалы для более детального исследования (передаёт пакет с материалами руководителю лаборатории, т.е. учителю).

Неглубокая река (мелкая), невежливый пассажир (грубый), небольшое наследство (маленькое), неяркая звезда (тусклая), невысокая трава (низкая)









- Сверим с образцом (читаем в учебнике)

Слово мастеру спорта по школьной зарядке (физкультминутка)



Выход доцента 3.

Доцент 3 Толокольников Н.С.

Здравствуйте! Мои коллеги утверждали, что прилагательные с НЕ пишутся слитно, но упустили из виду, что они могут писаться и раздельно! Основанием для данной гипотезы послужила орфограмма о противопоставлении с союзом А. В ней говорится, что при его наличии сущ.пиш-ся с НЕ раздельно. Обратите внимание, коллеги (пишет на доске и объясняет) не друг, а враг. На глаголы этот случай не распространяется. Следовательно, можно выдвинуть гипотезу, что при противопоставлении с союзом А, т.е. при наличии антонимов, прилагательные тоже будут писаться с НЕ раздельно. Предлагаю лаборатории материалы для более детального исследования (передаёт пакет с материалами руководителю лаборатории, т.е.учителю.).

Не широкий, а узкий; не весёлый, а грустный; не добрый, а злой; неглубокий, но широкий; не знакомый, а чужой













У нас сенсация!!!

Профессор 1. Рябов А.А.

Всё, что говорили до меня мои коллеги, безусловно, верно, но они отталкивались от уже известных правил, проведя ряд сопоставительных анализов. Моё же открытие гласит: ТОЛЬКО прилагательные пишутся с НЕ раздельно, если при них есть слова далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не:

Вовсе не сложная тема, ничуть не трудный эксперимент, нисколько не скучный урок



Профессор 2. Юлдашев Е.А.

А у меня не менее сенсационное заявление. Вы помните, что такое краткие прилагательные? Так вот, обычно с НЕ они пишутся так же, как и их полные формы, но есть ряд кратких прилагательных, которые всегда пишутся ТОЛЬКО раздельно. Запишите и запомните их:

Не расположен, не готов, не должен,
не склонен, не обязан, не намерен 
и не рад.

Полная форма от них не употребительна. Лично мне эти прилагательные напоминают слова, которые произносил бы нерадивый ученик. Кстати, как пишется слово «нерадивый»?

9.

Рефлексия деятельности.

1. Подведем итог нашего урока.

- Ребята, вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока, достигли ли вы этой цели?

- Чему вы учились?

- Какие способы написания НЕ с прилагательными мы открыли на уроке?

2. А теперь оцените свою работу за урок. Для этого заполните

«Лист самооценки».

«Лист самооценки» по теме «Правописание НЕ с именами прилагательными»

Я знаю I способ написания: ________________________________________

__________________________________________________________________

Я знаю II способа написания:________________________________________

__________________________________________________________________

Я знаю III способа написания:_______________________________________


Я знаю IV способа написания _________________________________________



Я знаю V способов написания НЕ с прилагательными _____________________________



10.

Выводы лаборатории, подведение итогов, домашнее задание.


  - Молодцы, вы сегодня были активны. До свидания!





Методические рекомендации:

  • содержанием лабораторных работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учеником творческие и учебно-научные задачи, обеспечивающий новое и более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных учащимся;

  • каждый ученик в ходе работы почувствовал себя исследователем научной лаборатории. У каждого был бейдж с соответствующим званием. Два сильных ученика были профессорами, выдвигающие гипотезы – доцентами, остальные – лаборантами. Учитель – руководитель лаборатории.


Материально-техническое обеспечение содержания урока:

  • мультимедийная презентация по теме урока;

  • лист исследования, лист самооценки - у каждого ученика;

  • конверты с заданиями для лабораторного исследования – для учителя



















Список использованной литературы

  1. Г.А Бахвалова. Лабораторные работы в курсе «Современный русский язык». РЯШ, № 2, 1997, с. 101

  2. О.В Машталер. Лингвистическая лаборатория на уроке. РЯШ, № 6, 1999,с. 41

  3. Я.Н Скрипник . Лабораторные работы по современному русскому языку: учебно-методическое пособие.- Ставрополь: изд. СГПИ, 2008.-88с.

  4. https://infourok.ru/statya-po-russkomu-yaziku-po-teme-lingvisticheskaya-laboratoriya-2215079.html
































Приложения


Лист исследования

(научное звание, Ф.И.)______________________________________

Гипотеза 1

Гипотеза 2

Гипотеза 3
















Г

(Не)лепый поступок, (не)ряшливый вид, (не)навис..ный человек, (не)счас..ный случай, (не)избежный результат

ипотеза 1.







Г

(Не)глубокая река, (не)вежливый па(с/сс)ажир, (не)большое наследство, (не)яркая звезда, (не)высокая трава

ипотеза 2





Гипотеза 3.

(Не)широкий, а …..; (не)весёлый, а…..; (не)добрый, а …..; (не)глубокий, но …. ; (не)знакомый, а ……








Лист самооценки по теме «Правописание НЕ с прилагательными»


Я знаю I способ написания:

1.


Я знаю II способа написания:

1.

2.


Я знаю III способа написания:

1.

2.

3.


Я знаю IV способа написания:

1.

2.

3.

4.

Я знаю V способов написания:

1.

2.

3.

4.

5.