СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистические игры

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Мы играем со словами" выполнен ученицей 6 класса Науменко Н.В проекте представлены разные виды лингвистических игр, которые можно применять на уроках, во внекласных мероприятиях.

Просмотр содержимого документа
«лингвистич. игры»

МКОУ Черновская СОШ







Проект



Мы играем со словами!



























Автор:ученица 6 класса

Науменко Настя











Оглавление

  1. Паспорт проекта

  2. Введение

  3. Теоретическая часть. Виды лингвистических задачи и способы их решения.

  4. Практическая часть. Примеры лингвистических задач.

  5. Выводы.

  6. Рекомендации.

  7. Список используемой литературы.













































Паспорт проекта

1.Название проекта: Мы играем со словами!

2.Учебный предмет: русский язык

3.Тип проекта: исследовательский

4. Цель проекта: через разнообразие лингвистических игр-задачек

прививать интерес к русскому языку

5.Задачи проекта:

1.узнать и изучить виды лингвистических задачек

2. научиться решать лингвистические задачки

3. научиться создавать лингвистические задачки

4. использовать свои работы на практике (лингвистические викторины, в предметной недели русского языка)

6.Руководитель проекта: Долгих Т.В.,учитель русского языка и лит-ры.

7. Возраст участника: 11 лет

8. Аннотация проекта.

В данном проекте я представила различные виды лингвистических задач. Постаралась показать их отличие, способы решения. А также попробовала создать свои примеры некоторых задачек.

9. Предполагаемый продукт проекта: презентация, создание рисунков с задачами и их размещение в школьной газете

10. Этапы работы над проектом.



Название

Деятельность

1

Подготовительный

Определение тему, целей, задач.

2

Планирование

Определение источников информации

Составление оптимального плана работы.

3

Реализация проекта.

Сбор литературы и источников Интернета.

Подбор примеров. Решение и создание задачек.

4

Осмысление и оценка проекта

Выводы и рекомендации по проделанной работе





1.Введение

Мы общаемся при помощи слов. Слова описывают все наши чувства, окружающую природу и все, созданное руками человека.

Слово – очень нежное создание. Замена, добавление или изъятие одной буквы могут совершенно изменить значение слова. Слова, как и люди, рождаются, живут и умирают. Но есть слова-долгожители, которые живут тысячи лет (хлеб, вода, воздух).

Еще в раннем детстве, только научившись говорить, мы начинаем изменять существующие слова и придумывать новые.

Всем детям нравятся игры в слова. Это могут быть кроссворды, ребусы, шарады, задачи по поиску и построению слов. В них содержится большой объем лексики и фрагменты художественных произведений. Они иллюстрируют богатство и возможности русского языка. Лексика таких упражнений отличается большим разнообразием. Такой разный лингвистический материал способствует успешному владению словом, повышению уровня грамотности. Я думаю, русский язык , как предмет становиться более интересным для ребят.

Лингвистические игры-задачки развивают логику. В отличие от упражнений

и заданий, ее нужно решать, т.е. ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определенных логических операций, при этом решающий может доказать правильность ответа. Самодостаточность задачи проявляется в том, что весь материал, необходимый для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется специальных знаний и подготовки.

Гипотеза проекта: если решать лингвистические задачки-игры , то развиваются память, логика, навыки грамотного письма и речь.

Проверка гипотезы, методы: Для проверки своей гипотезы я использовала следующие методы : подборка и анализ литературы, работа со словарями, решение лингвистических задач, создание задач и размещение рисунков с ребусами в школьной газете.











Виды лингвистических игр-задач и способы их решения.

Одна из интересных игр- задач со словом-шарада

Чтобы правильно назвать загаданное слово в шараде, нужно сначала правильно разгадать его части, которые называются в рифмованных четверостишиях.

Метаграммы

Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой, - и тогда вы получите новое слово.

ЛОГОГРИФЫ


При разгадывании логогрифов нужно отбросить или вставить новую букву или слог, чтобы из одного слова получить другое.

АНАГРАММЫ

Чтобы получилось новое слово, нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.

Также можно составлять «волшебные» цепочки слов, кроссворды , загадки.

Примеры лингвистических задач.

МЕТАГРАММЫ


  1. С «к» в полях меня найдёте,

С «г» романсы запоёте.

С «в» в косички заплетёте.

Ответ: колос –голос – волос



  1. С «ч» летаю над волною,

С «л» не дам волкам покою.

С «м» - рубашка – безрукавка,

С «з» скачу в лесу по травке,

С «г» меня крепи к детали

Из железа или стали.

Ответ: чайка – лайка – майка – гайка



ЛОГОГРИФЫ

1.С «п» в полях я пашу и сею,

На работу быстр и спор,

А без «п» я зеленею,

Расстилаюсь, как ковёр.

Ответ: плуг – луг



2.С буквой «к» бери меня на покос,

А без «к» ужалю в нос.

Ответ: коса – оса

АНАГРАММЫ



  1. Я в пруду живу, жирею.

Переставьте буквы – вмиг

Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник.

Ответ: карп – парк


  1. В океанах он живёт,

И мала ему река.

Буквы ставь наоборот –

Будет дёргаться щека.

Ответ: кит – тик


  1. Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

Ответ: насос – сосна

ЗАГАДКИ – СМЕШИНКИ

Речь идёт о словах – омонимах


  1. – Смотри, по воде барашки бегут

- Ну, и люди… ну, и лгут!

-Полно вам, далеко ль до беды?

Барашки-то ведь тяжелей воды.

Барашки – 1) небольшие пенистые волны;

2) молодые баранчики (овцы)


2.- Ты что это к вагонному тормозу башмак приделал, приятель? Неужто с ума спятил?

Башмак – 1) приспособление для торможения

железнодорожных вагонов;

2) ботинок или полуботинок


3.- Сиди на банке и вёслами орудуй смело.

- А она расколется, и стёкла мне изранят тело!

Банка – 1) скамья для гребцов в лодке

2) сосуд стеклянный





Вывод: Работая над проектом, я сделала вывод , что решать лингвистические задачки интересно, увлекательно. Ведь лингвистическая задачка – это игра. А играть любят все дети.

Играя, мы можем узнать новое о словах : их значение, правописание.

Такие задачки воспитывают вкус к работе со словом, азартность в решении интеллектуальных задач, умение упорно, преодолевая трудности, не оставлять дело незавершенным.



Рекомедации: использовать лингвитические задачки-игры могут как ученики при проведении внеклассных мероприятий, так и учителя на уроках. Ведь учение с увлечением так интнресно и полезно!



Список использованной литературы:

  1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Тритон, 1998

  2. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 1990

  3. Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи. – М.: Илекса, 2006

  4. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. – М.: Индрик, 1995


















Просмотр содержимого презентации
«игры»

Проект   Мы играем со словами!    Автор:ученица 56 класса МКОУ Черновская СОШ Науменко Настя

Проект

Мы играем со словами!

Автор:ученица 56 класса

МКОУ Черновская СОШ

Науменко Настя

ШАРАДЫ   Из писка птиц мой первый слог возьмите, Второй - с бараньей головы, Откройте печь и там найдите То, что не раз едали вы.  

ШАРАДЫ

  • Из писка птиц мой первый слог возьмите,
  • Второй - с бараньей головы,
  • Откройте печь и там найдите
  • То, что не раз едали вы.

 

  • Нота – мой первый слог,
  • Поставь с ней рядом предлог
  • И, разгадав загадку до конца,
  • Получишь выражение лица.
Метаграммы    С «к» в полях меня найдёте,  С «г» романсы запоёте.  С «в» в косички заплетёте.

Метаграммы

С «к» в полях меня найдёте,

С «г» романсы запоёте.

С «в» в косички заплетёте.

С «ч» летаю над волною, С «л» не дам волкам покою. С «м» - рубашка – безрукавка, С «з» скачу в лесу по травке, С «г» меня крепи к детали  Из железа или стали.

С «ч» летаю над волною,

С «л» не дам волкам покою.

С «м» - рубашка – безрукавка,

С «з» скачу в лесу по травке,

С «г» меня крепи к детали

Из железа или стали.

ЛОГОГРИФЫ    С «п» в полях я пашу и сею,  На работу быстр и спор,  А без «п» я зеленею,  Расстилаюсь, как ковёр.  

ЛОГОГРИФЫ

С «п» в полях я пашу и сею,

На работу быстр и спор,

А без «п» я зеленею,

Расстилаюсь, как ковёр.

 

С буквой «к» бери меня на покос, А без «к» ужалю в нос.

С буквой «к» бери меня на покос,

А без «к» ужалю в нос.

АНАГРАММЫ         В океанах он живёт, И мала ему река. Буквы ставь наоборот – Будет дёргаться щека.  

АНАГРАММЫ  

 

В океанах он живёт,

И мала ему река.

Буквы ставь наоборот –

Будет дёргаться щека.

 

Воздух в шины я вдуваю,  Жизнь несу я колесу.  Если ж слоги мы смешаем,  Буду деревом в лесу.

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

ЗАГАДКИ – СМЕШИНКИ   – Смотри, по воде барашки бегут  Ну, и люди… ну, и лгут!  -Полно вам, далеко ль до беды?  Барашки-то ведь тяжелей воды.  

ЗАГАДКИ – СМЕШИНКИ

– Смотри, по воде барашки бегут

Ну, и люди… ну, и лгут!

-Полно вам, далеко ль до беды?

Барашки-то ведь тяжелей воды.

 

Ты что это к вагонному тормозу башмак приделал, приятель?  Неужто с ума спятил?

Ты что это к вагонному тормозу башмак приделал, приятель?

Неужто с ума спятил?

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!