ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса « Лингвистический анализ текста» предназначена для изучения языковых явлений в произведениях писателей и поэтов 19-20 веков. Предлагаемый курс поможет обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся. Курс рассчитан на 70 часов в год (2 часа в неделю).
В процессе преподавания русского языка и литературы приобретает большое значение лингвистический анализ, основанный на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка и четком разграничении и верной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых факторов.
Основные задачи курса
- изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств,
-выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении,
Предметом лингвистического анализа текста являются категории языкового употребления: тема-идея-материал действительности- языковой материал- сюжет- композиция- естественный ряд-образ автора.
Основные приемы лингвистического анализа текста являются:
- семантико-стилистический анализ,
-сопоставительно-стилистический анализ,
-лингвистический эксперимент.
- лингвистический комментарий.
Данные приемы связаны между собой и выступают в различных комбинациях. Главным в данном анализе является исследование текста как языковое целое.
Основные аспекты курса:
- лингвистический аспект, который помимо углубления и расширения знаний, умений , навыков помогает учащимся свободно владеть всеми видами речевой деятельности,
-коммуникативный аспект, который способствует повышению культуры устной и письменной речи учащихся,
- нравственный аспект, который помогает формированию самосознания, духовного здоровья учащихся, воспитанию культурного, образованного человека.
Планируемые результаты:
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале – в виде сформированного
лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение-3 часа
Понятие лингвистического анализа текста. Лингвистическая и стилистическая составляющие текста.
Поэзия 19 века-38 часов.
А. С. Грибоедов – 2 часа -«Горе от ума»
А. С. Пушкин -8 часов- « Я вас любил», «Пора, мой друг, пора!», «Зимнее утро», «Туча», «Я памятник себе воздвиг»
А. А. Дельвиг- 3 часа: «Вдохновение», «Сон».
Е. А. Баратынский- 4 часа: «Весна», «Весна, весна, как воздух чист!»
А. Н. Апухтин- 2 часа: «Опять в моей душе тревоги и мечты»
М. Ю. Лермонтов- 9 часов: «Парус», На севере диком..», «Прощай, немытая Россия», «К***», «Смерть Поэта».
А. А. Фет-4 часа: « Учись у них- у дуба, у березы», «Ласточки пропали»
А. Н. Майков-2 часа: «Дума», «Осенние листья по ветру кружат»
Н. А. Некрасов-2 часа: « Пророк»
А. В. Кольцов- 2 часа: «Где вы, дни мои..»
Проза 19 века-26 часов
А. С. Пушкин-3 часа: «Повести Белкина», «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь- 3 часа: «Вий»
И. С. Тургенев-3 часа: «Стихотворения в прозе»
В. Ф. Одоевский- 2 часа: «4338-й год. Петербургские письма»
А. Ф. Писемский-2 часа: « Питерщик»
М. Е. Салтыков- Щедрин-4 часа: « Господа Головлевы»
Л. Н. Толстой- 8 часов: рассказы 50-х годов, «Война и мир»
А. П. Чехов – 2 часа: «Устрицы»
Литература для учителя.
1.Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: книга для учителя.-М.: Прсвещение,2002.
2. Геймбух Е. Ю. Языковая личность и характер.// Рявш.-№1.-1999.
3. Горшков А. И. Русская словесность. 10-11 классы.- М.: Дрофа,2000.
4. Грязнова А. Т. Лингвостилистический анализ стихотворения// Рявш.-№1.-2001.- Лингвостилистический анализ повести// Рявш.-№2.- 1999.
5. Гулак А. Т. О стилистике романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»// Рявш.- №3.- 1999.-Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»// Рявш.- №4.- 1998.
6.Нарушевич А. Г. Мотив превращения и языковые средства его воплощения в повести Н. В. Гоголя «Вий» // Рявш.- №3.- 2001.
7. Основина Г. А. О взаимодействии заглавия и текста// Рявш.-№4.- 20004.
8. Серебрянная И. Б. Поэтический язык А. С. Пушкина в зеркале русской критики// Рявш.- №3.- 1999.
9. Степанов А. В. Модальная рама Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы»// Рявш.- №6.-2000.
Литература для учащихся.
1.Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.- М.: Просвещение,2002.
2 Барлас Л. Г. Русский язык. Стилистика.- М.: Просвещение,1978.
3. Горшков А. И. Русская словесность.10-11 классы- М.: Дрофа, 2000.
4. Золотова Г. А. Русский язык. От системы к тексту.10 класс.-М .: Дрофа , 2002.
5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка .- М.: Просвещение, 1983.
6. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка 10-11 классы.- М.: Дрофа, 1998.
7. Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста.-М.: Прсвещение,2002.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
| Введение | 3 | | |
1 | Понятие лингвистического анализа текста. Сущность лингвистического анализа | 1 | | |
2-3. | Сущность стилистического анализа текста | 2 | | |
| Поэзия 19 века | 38 | | |
3-4. | « Горе от ума». Сопоставление языковой личности и характеров героев. Соединение различных пластов языка в речи героев. | 2 | | |
5-6. | А . С. Пушкин « Я вас любил». Поэтизмы традиционной стихотворной лексики. | 2 | | |
6-7. | « Пора, мой друг, пора». Словесные ряды в стихотворении, Многозначность языковых средств | 2 | | |
8. | « Зимнее утро». Языковые трудности и отступления | 1 | | |
9. | « Туча». Особенности структуры стихотворения | 1 | | |
10-11. | « Я памятник». Особенности лексики стихотворения | 2 | | |
12-13. | « Вдохновение», лексико-фонетические архаизмы. | 2 | | |
14. | « Сон». Фольклорная стилизация, принцип параллелизма | 1 | | |
15-16. | Е. А. Баратынский. «Весна», Своеобразие лексического состава стихотворения | 2 | | |
17-18. | «Весна! Весна!Как воздух чист» , своеобразие жанра песнопение | 2 | | |
19-20. | А. Н. Апухтин, «Опять в моей душе», двуплановость звукового воплощения образа, диалогичность стихотворения | 2 | | |
21-22. | М. Ю. Лермонтов. «Парус», тропы и фигуры в стихотворении | 2 | | |
23-24. | «На севере диком», поэтические перифразы, оригинальность строф | 2 | | |
25. | « Прощай, немытая Россия», лексико-фонетические архаизмы. | 1 | | |
26-27. | «К***», лексические особенность речи | 2 | | |
28-29. | « Смерть Поэта»,Роль эмоционально-экспрессивной окрашенности слова | 2 | | |
30-31-32. | А. А. Фет. «Учись у них», язык как средство воспитания чувства художественного слова | 3 | | |
33. | «Ласточки пропали», Ритмико-мелодическая и интонационная структура произведения | 1 | | |
34. | А. Н. Майков, «Дума», живопись поэтического слова | 1 | | |
35. | «Осенние листья», последовательная реализация противопоставления в стихотворении | 1 | | |
36-37. | Н. А. Некрасов, «Пророк», Употребление архаизмов в стихотворении | 2 | | |
38-39. | А. В. Кольцов, «Где вы, дни мои», музыкальная экспрессивность, ритмическая организация в стихотворении | 2 | | |
| Проза 19 века | 26 | | |
40-41-42. | А. С. Пушкин, «Повести Белкина», деление слов, бытовой и литературный стили, характеристика языковой личности «Капитанская дочка»,своеобразие стилистической организации произведения | 3 | | |
43-44-45. | Н. В. Гоголь, «Вий», мотив превращений и языковые средства его воплощения | 3 | | |
46-47-48. | И. С. Тургенев, «Стих-я в прозе», контекст, текст и проблемы экспрессивности» | 3 | | |
49-50. | В. Ф. Одоевский, «Петербургские письма», своеобразие жанра | 2 | | |
51-52. | А. Ф. Писемский, «Питерщик», языковое своеобразие | 2 | | |
53-54-55-56. | Л. Н. Толстой, рассказы 50-х, стилистико-речевые краски юного воина | 4 | | |
57-58-59-60. | «Война и мир», Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе | 4 | | |
61-62-63-64. | М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы», модальная рама писателя | 4 1 | | |
65-66. | А. П. Чехов, «Устрицы», взаимодействие заглавия и текста | 2 | | |
67-68. | Подготовка проектов. | 2 | | |
69. | Защита проектов. | 1 | | |
70. | Подведение итогов года. | 1 | | |