СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический анализ текста

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ        ЗАПИСКА

Программа курса « Лингвистический  анализ текста» предназначена для изучения языковых явлений в произведениях писателей и поэтов 19-20 веков. Предлагаемый курс поможет обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся.   Курс рассчитан на 70  часов в год (2 часа в неделю).

В процессе преподавания русского языка и литературы приобретает большое значение лингвистический анализ, основанный на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка и четком разграничении и верной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых факторов

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический анализ текста»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса « Лингвистический анализ текста» предназначена для изучения языковых явлений в произведениях писателей и поэтов 19-20 веков. Предлагаемый курс поможет обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся. Курс рассчитан на 70 часов в год (2 часа в неделю).

В процессе преподавания русского языка и литературы приобретает большое значение лингвистический анализ, основанный на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка и четком разграничении и верной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых факторов.

Основные задачи курса

- изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств,

-выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении,

Предметом лингвистического анализа текста являются категории языкового употребления: тема-идея-материал действительности- языковой материал- сюжет- композиция- естественный ряд-образ автора.

Основные приемы лингвистического анализа текста являются:

- семантико-стилистический анализ,

-сопоставительно-стилистический анализ,

-лингвистический эксперимент.

- лингвистический комментарий.

Данные приемы связаны между собой и выступают в различных комбинациях. Главным в данном анализе является исследование текста как языковое целое.

Основные аспекты курса:

- лингвистический аспект, который помимо углубления и расширения знаний, умений , навыков помогает учащимся свободно владеть всеми видами речевой деятельности,

-коммуникативный аспект, который способствует повышению культуры устной и письменной речи учащихся,

- нравственный аспект, который помогает формированию самосознания, духовного здоровья учащихся, воспитанию культурного, образованного человека.





Планируемые результаты:

Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале – в виде сформированного

лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение-3 часа

Понятие лингвистического анализа текста. Лингвистическая и стилистическая составляющие текста.

Поэзия 19 века-38 часов.

А. С. Грибоедов – 2 часа -«Горе от ума»

А. С. Пушкин -8 часов- « Я вас любил», «Пора, мой друг, пора!», «Зимнее утро», «Туча», «Я памятник себе воздвиг»

А. А. Дельвиг- 3 часа: «Вдохновение», «Сон».

Е. А. Баратынский- 4 часа: «Весна», «Весна, весна, как воздух чист!»

А. Н. Апухтин- 2 часа: «Опять в моей душе тревоги и мечты»

М. Ю. Лермонтов- 9 часов: «Парус», На севере диком..», «Прощай, немытая Россия», «К***», «Смерть Поэта».

А. А. Фет-4 часа: « Учись у них- у дуба, у березы», «Ласточки пропали»

А. Н. Майков-2 часа: «Дума», «Осенние листья по ветру кружат»

Н. А. Некрасов-2 часа: « Пророк»

А. В. Кольцов- 2 часа: «Где вы, дни мои..»

Проза 19 века-26 часов

А. С. Пушкин-3 часа: «Повести Белкина», «Капитанская дочка»

Н. В. Гоголь- 3 часа: «Вий»

И. С. Тургенев-3 часа: «Стихотворения в прозе»

В. Ф. Одоевский- 2 часа: «4338-й год. Петербургские письма»

А. Ф. Писемский-2 часа: « Питерщик»

М. Е. Салтыков- Щедрин-4 часа: « Господа Головлевы»

Л. Н. Толстой- 8 часов: рассказы 50-х годов, «Война и мир»

А. П. Чехов – 2 часа: «Устрицы»







Литература для учителя.

1.Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: книга для учителя.-М.: Прсвещение,2002.

2. Геймбух Е. Ю. Языковая личность и характер.// Рявш.-№1.-1999.

3. Горшков А. И. Русская словесность. 10-11 классы.- М.: Дрофа,2000.

4. Грязнова А. Т. Лингвостилистический анализ стихотворения// Рявш.-№1.-2001.- Лингвостилистический анализ повести// Рявш.-№2.- 1999.

5. Гулак А. Т. О стилистике романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»// Рявш.- №3.- 1999.-Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»// Рявш.- №4.- 1998.

6.Нарушевич А. Г. Мотив превращения и языковые средства его воплощения в повести Н. В. Гоголя «Вий» // Рявш.- №3.- 2001.

7. Основина Г. А. О взаимодействии заглавия и текста// Рявш.-№4.- 20004.

8. Серебрянная И. Б. Поэтический язык А. С. Пушкина в зеркале русской критики// Рявш.- №3.- 1999.

9. Степанов А. В. Модальная рама Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы»// Рявш.- №6.-2000.



Литература для учащихся.

1.Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.- М.: Просвещение,2002.

2 Барлас Л. Г. Русский язык. Стилистика.- М.: Просвещение,1978.

3. Горшков А. И. Русская словесность.10-11 классы- М.: Дрофа, 2000.

4. Золотова Г. А. Русский язык. От системы к тексту.10 класс.-М .: Дрофа , 2002.

5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка .- М.: Просвещение, 1983.

6. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка 10-11 классы.- М.: Дрофа, 1998.

7. Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста.-М.: Прсвещение,2002.





















































№ п/п


Тема занятия

Кол-во часов


Дата проведения

план

факт



Введение

3




1

Понятие лингвистического анализа текста. Сущность лингвистического анализа

1



2-3.

Сущность стилистического анализа текста

2






Поэзия 19 века

38




3-4.

« Горе от ума». Сопоставление языковой личности и характеров героев. Соединение различных пластов языка в речи героев.

2



5-6.

А . С. Пушкин « Я вас любил». Поэтизмы традиционной стихотворной лексики.

2



6-7.

« Пора, мой друг, пора». Словесные ряды в стихотворении, Многозначность языковых средств

2



8.

« Зимнее утро». Языковые трудности и отступления

1



9.

« Туча». Особенности структуры стихотворения

1



10-11.


« Я памятник». Особенности лексики стихотворения

2




12-13.

« Вдохновение», лексико-фонетические архаизмы.

2



14.

« Сон». Фольклорная стилизация, принцип параллелизма

1



15-16.

Е. А. Баратынский. «Весна», Своеобразие лексического состава стихотворения

2



17-18.

«Весна! Весна!Как воздух чист» , своеобразие жанра песнопение

2



19-20.

А. Н. Апухтин, «Опять в моей душе», двуплановость звукового воплощения образа, диалогичность стихотворения

2




21-22.

М. Ю. Лермонтов. «Парус», тропы и фигуры в стихотворении

2



23-24.

«На севере диком», поэтические перифразы, оригинальность строф

2



25.

« Прощай, немытая Россия», лексико-фонетические архаизмы.

1



26-27.

«К***», лексические особенность речи

2



28-29.

« Смерть Поэта»,Роль эмоционально-экспрессивной окрашенности слова

2



30-31-32.

А. А. Фет. «Учись у них», язык как средство воспитания чувства художественного слова

3



33.

«Ласточки пропали», Ритмико-мелодическая и интонационная структура произведения

1



34.

А. Н. Майков, «Дума», живопись поэтического слова

1



35.

«Осенние листья», последовательная реализация противопоставления в стихотворении

1



36-37.

Н. А. Некрасов, «Пророк», Употребление архаизмов в стихотворении

2



38-39.

А. В. Кольцов, «Где вы, дни мои», музыкальная экспрессивность, ритмическая организация в стихотворении

2




Проза 19 века

26



40-41-42.




А. С. Пушкин, «Повести Белкина», деление слов, бытовой и литературный стили, характеристика языковой личности


«Капитанская дочка»,своеобразие стилистической организации произведения

3






43-44-45.

Н. В. Гоголь, «Вий», мотив превращений и языковые средства его воплощения

3



46-47-48.

И. С. Тургенев, «Стих-я в прозе», контекст, текст и проблемы экспрессивности»

3



49-50.

В. Ф. Одоевский, «Петербургские письма», своеобразие жанра

2



51-52.

А. Ф. Писемский, «Питерщик», языковое своеобразие


2




53-54-55-56.


Л. Н. Толстой, рассказы 50-х, стилистико-речевые краски юного воина

4



57-58-59-60.

«Война и мир», Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе

4



61-62-63-64.

М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы», модальная рама писателя



4



1





65-66.



А. П. Чехов, «Устрицы», взаимодействие заглавия и текста

2



67-68.

Подготовка проектов.

2



69.

Защита проектов.

1



70.

Подведение итогов года.

1














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!