Формирование навыков аргументированного лингвистического анализа текста, совершенствование умений выделять микротемы, письменно излагать текст, вводить элементы сочинения по поставленному вопросу.
Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию речи. Тема: "Лингвистический анализ текста"»
Тема: Развитие речи. Лингвистический анализ текста. Изложение
.
Цель: формирование навыков аргументированного лингвистического анализа текста, совершенствование умений выделять микротемы, письменно излагать текст, вводить элементы сочинения по поставленному вопросу.
Ход урока
I Чтение текста
АНТЕННА
Новые слова для новых вещей и явлений не создаются из ничего. Очень часто для них пользуются старыми словами (в науке главным образом древнегреческими и латинскими), придавая им новый смысл.
Так, например, слово «резина» существовало задолго до того, как мы узнали о каучуконосах и научились пользоваться их соком. «Резина» по-гречески и по-латыни значило просто «смола, камедь», а сейчас у нас означает не смолу вообще, а только определенного рода.
То же произошло и со словом «антенна».
Первая приемная антенна была сделана в 1895 году изобретателем радио русским ученым А.С. Поповым. Слову этому более двух тысяч лет. Но значение его раньше было другим.
Еще до рождения радио зоологи называли антеннами чувствительные усики у членистоногих. Но первоначально «антенна» была термином римского морского флота. Многовесельные суда, достигавшие громадных размеров (были суда с двенадцатью и более рядами весел и со многими сотнями и даже тысячами гребцов), все же снабжались и мачтой.
Реи этой мачты, забравшись на которые обнаруживали приближение противника, и назывались антеннами.
Ответьте на вопрос: как развитие науки и техники влияет на изменение словарного состава русского языка?
II. Работа по тексту
1. Выделите его главную мысль
( новый смысл старых слов)
2. Определить микротемы
(Влияние развития науки и техники на изменение словарного запаса русского языка)
3. Составить план
1. Старые слова с новым смыслом.
2. История слова «резина».
3. Что такое антенна?
III. Написание изложения