СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Тема: « Сжатое изложение». 8-й класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

учебно-познавательные:

  • подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста;
  • повторить алгоритм написания сжатого изложения;

интеллектуально-развивающие:

  • продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации;
  • развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 
  • развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию в тексте; 

воспитательные:

  • раскрыть важную нравственную проблему роли детской дружбы в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришёл в школу самый старый житель села»

Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришёл в школу самый старый житель села Иван Степанович. Он очень волновался. Старожил предупредил директора школы, что разговор у них будет серьёзный.

Старик развернул на столе белый платок. На нём лежал засохший, видавший виды кусок хлеба. Сухомлинский был удивлён этому.  «Это Святой хлеб!» − сказал Иван Степанович и тяжело вздохнул.

Василий  Александрович  услышал  рассказ  старого пастуха и узнал, как появился у него этот хлеб. Накануне пришёл Иван Степанович с пастбища и застал в саду неприглядную картину. Четверо его внуков бросают чёрствый кусок хлеба на дерево, сбивают им спелые груши. Сладкие уродились в этом году груши!

Дедушка говорит внукам: «Разбойники! Что вы делаете! Хлеб целовать надо, а не бросать его». Засмеялись мальчишки. Бегают по саду, резвятся. Поймал их дед, надрал им уши.  Пустили слезу внуки, но не от стыда, а от боли.  А болело сердце их деда. «Разве вырастут настоящими людьми эти дети?» − сказал он с болью Сухомлинскому.

Вскоре в селе узнали, что умер Иван Степанович. Запомнил директор школы разговор с мудрым стариком, поэтому и положил сухарь вместе с белым платком в шкаф на видное место. Смотрит Василий Александрович на хлеб и вспоминает он строгие, тревожные глаза старожила. Упрёком его внукам и всем ученикам школы звучат в ушах директора слова: «Это Святой хлеб!»

Словарная работа.

Старожил - человек, который много лет живет в каком-нибудь одном месте.

Директор - руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения.

Накануне - непосредственно перед чем-нибудь.

Вскоре – в скором времени, в недалеком будущем.

Неприглядная - не обладающая привлекательной внешностью, невзрачная, плохая.



Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи»

Урок развития речи. Тема: « Сжатое изложение». 8-й класс

Цели:

учебно-познавательные:

  • подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста;

  • повторить алгоритм написания сжатого изложения;

интеллектуально-развивающие:

  • продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации;

  • развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 

  • развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию в тексте; 

воспитательные:

  • раскрыть важную нравственную проблему роли детской дружбы в жизни человека.

  • Задачи учителя:совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение), развивать эмоциональную сферу, способствовать становлению и развитию личности; максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как: слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное), письмо; формировать уважительное отношение к  хлебу – символу труда, главному продукту России, духовной ценности; прививать уважительное отношение к старшему поколению и добрым традициям нашей страны.

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, творческая работа).

Оборудование урока:

  • дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося);

  • тексты памяток написания изложений,

  • пустая таблица для написания микротем;

  • презентация (Приложение 1).

  • Цели урока: формировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, учиться понимать устную речь, воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;

  • развивать внимание, память, устную и письменную речь;

  • воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом; воспитывать интерес к истории своей страны и уважение к труду и подвигу отечественников .

  • Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран; раздаточный материал.

  • II. Целеполагание

  • – Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа – слов М Горького о роли и назначении языка. Обратите внимание на слайд.

  • Слайд 2.

  • Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. М.Горький.

  • – Хорошее владение языком – инструментом – необходимо для решения многих важных задач, в том числе для успешной сдачи выпускного экзамена по русскому языку в новой форме. Одно из заданий ГИА – написание сжатого изложения – требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить.
    Цель нашего урока – научиться пользоваться языком, его средствами для написания части С 1 ГИА – сжатого изложения.

  • III. Актуализация знаний

  • Лингвистическая разминка – Что такое изложение?

  • Слайд 3. 

  • Изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора.

  • Какое может быть изложение?

  • Слайд 4. 

  • Подробное изложение (содержание передается полностью и подробно). Сжатое изложение (содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

  • Какие приемы сжатия текста вы знаете?

  • Слайд 5.

  • Исключение второстепенной информации, повторов, уточняющих, поясняющих, вводных конструкций. Обобщение – вычленение единичных фактов, замена их языковыми средствами обобщенной передачи.

  • Что должно остаться в тексте?

  • Слайд 6. 

  • Содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел, ключевые слова и микротемы.

Ход урока

I. Оргмомент. 





Вы получили на дом текст, в котором должны были оставить только необходимую лексику, а слова, без которых могли обойтись, взять в скобки или подчеркнуть цветной пастой.

Два ученика читают получившиеся варианты, остальные проверяют, объясняя, почему убрали некоторые слова.

О хлебе.

Я видела однажды: по дороге

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.


Тут подошла старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла.

Мальчишка вслед глядел ей, улыбнувшись,

Решил, что это нищенка была.


Тут дед, сидевший на скамейке рядом,

Поднялся и  к мальчишке подошел.

«Зачем, − спросил  он  голосом усталым, −

Ты, мальчик, поступил нехорошо?»


А утром, в день Победы, ветераны

Все при параде в школу ту пришли.

Мальчишке показалось очень странным,

Что ветераны хлеб с собою принесли.


Узнал мальчишка в старом ветеране

Седого старика на той скамье.

Он замер. Тишина стояла в зале.

И хлеб душистый на большом столе.

 

И та старушка, что ушла с батоном,

Сидела рядом, грудь вся в орденах.

В глазах мальчишки, голубых, бездонных,

Вдруг со слезами появился страх.


Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.

Мальчишке нежно в руки подала.

И быль, рассказанная той старушкой,

Его в блокадный Ленинград перенесла.

 

Стоит она и гладит по головке.

В глаза глядит так, как бы глядела мать.

Ему вдруг стало стыдно и неловко.

«Простите», − только это смог сказать.

                                                                                    (Н. Самковова)

 

Приложение 3.

Текст с выделенными ключевыми понятиями.

 

Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришёл в школусамый старый житель села Иван Степанович. Он очень волновался. Старожилпредупредил директора школы, что разговор у них будетсерьёзный.

Старик развернул на столе белый платок. На нём лежал засохший, видавший виды кусок хлеба. Сухомлинский был удивлён этому.  «ЭтоСвятой хлеб!» − сказал Иван Степанович и тяжело вздохнул.

Василий  Александрович  услышал  рассказ  старого пастуха и узнал,как появился у него этот хлеб. Накануне пришёл Иван Степанович с пастбища и застал в саду неприглядную картину. Четверо его внуковбросают чёрствый кусок хлеба на дерево, сбивают им спелые груши. Сладкие уродились в этом году груши!

Дедушка говорит внукам: «Разбойники! Что вы делаете! Хлеб целовать надо, а не бросать его». Засмеялись мальчишки. Бегают по саду, резвятся. Поймал их дед, надрал им уши.  Пустили слезу внуки, но не от стыда, а от боли.  А болело сердце их деда. «Разве вырастут настоящими людьми эти дети?» − сказал он с болью Сухомлинскому.

Вскоре в селе узнали, что умер Иван Степанович. Запомнил директор школы разговор с мудрым стариком, поэтому и положил сухарь вместе с белым платком в шкаф на видное местоСмотрит Василий Александрович на хлеб и вспоминает он строгие, тревожные глаза старожила. Упрёкомего внукам и всем ученикам школы звучат в ушах директора слова: «ЭтоСвятой хлеб

Приложение 5.

Словарная работа.

Старожил - человек, который много лет живет в каком-нибудь одном месте.

Директор - руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения.

Накануне - непосредственно перед чем-нибудь.

Вскоре – в скором времени, в недалеком будущем.

Неприглядная - не обладающая привлекательной внешностью, невзрачная, плохая.

 

Приложение 7.

Пример текста сжатого изложения.

Святой  хлеб.

Однажды к В.А. Сухомлинскому пришёл в школу взволнованный  старожил Иван Степанович. Он предупредил директора  о  серьёзном разговоре.

Старик принёс с собой в белом платке кусок чёрствого хлеба и сказал, что это святой хлеб. Василий Александрович был удивлён.

Из  рассказа  старого пастуха директор школы узнал, как к нему попал хлеб. Вечером он вернулся с пастбища и увидел в своём саду неприглядную картину. Его внуки сбивали хлебом спелые груши.

Дед пристыдил сорванцов. Однако  они только посмеялись над ним. С болью сказал Сухомлинскому старожил, что не вырастут такие дети настоящими людьми.

Вскоре умер Иван Степанович. А директор школы положил сухарь на видное место, чтобы все его ученики помнили о святом хлебе.

Да. Хлеб всему голова. Мы должны  беречь хлеб и помнить о его настоящей цене.



Задачи урока:


образовательные:

работа с текстом, его частичный лингвистический анализ;

подготовка к написанию сжатого изложения;


развивающие:

развивать умения выделять главное, обобщать, сокращать текст;

развивать умения логически излагать свои мысли;

развивать умения аргументировать, доказывать;


воспитательные:

воспитание любви к Родине; предкам;

воспитание любви к русскому языку.


Оборудование: интерактивная доска

Ход урока.

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Работа над текстом.


1. Выразительное чтение текста подготовленным учеником. (Текст у учащихся и на экране без деления на абзацы. Слайд 4).


Память и знание прошлого наполняют наш мир, делают его интересным и значительным. Если мы не видим за окружающим миром его прошлого, он для нас пуст. Нам скучно и тоскливо, и мы в конечном счете одиноки, так как с настоящими товарищами нас связывает общее прошлое: школа, институт, работа. А старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.


Человеческая память – творческий процесс: запоминается то, что нужно. Поэтому культура человечества движется вперед не путем перемещения во времени, а путем накопления ценностей. Путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые и бытовые навыки, развивается творчество. При этом человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Впечатления прошлого: воспоминания детства, семейные фотографии, улицы, отдельные дома – постоянно напоминают о себе. Так ненавязчиво прошлое входит в духовный мир человека. Вот почему важно воспитываться в атмосфере памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.


Память активна. Она противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее нравственное значение памяти. Беспамятный человек – это прежде всего человек неблагодарный и безответственный. Ответственность рождается из понимания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится


в его личной памяти и в памяти окружающих. Но это не так. Поэтому каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.


Подобно тому как личная память человека формирует его совестливое отношение к родным и друзьям, историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Хранить память об истории Отечества, беречь память о его защитниках – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. (По Д. Лихачёву)


2. Работа над стилем текста.


- К какому стилю относится данный текст?


- Назовите признаки публицистического стиля.


Слайд 5


Публицистический стиль

Цель

Сфера употребления

Стилевые черты

Языковые средства


Слайд 6 (обобщающий)


Публицистический стиль


Цель: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, внушение ему определённых взглядов, идей.


Сфера употребления: газеты, журналы, радио и телевидение, митинги, собрания.


Стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность.


Языковые средства:

а) общественно-политическая лексика;

б) тропы: эпитет, сравнение;

в) лексические повторы;

г) вводные слова, причастные, деепричастные обороты, сложные предложения


3. Определение типа речи.


- К какому типу речи относится текст?


- По каким признакам вы определили?


4. Задания ГИА


1) Какое утверждение не соответствует содержанию текста? (Слайд 7)

А) Без прошлого мир для нас пуст и мы одиноки.

Б) Каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.

В) Память не нужна для накапливания доброго опыта,


2) Объясните значение слов: ненавязчиво, безответственный (Слайд 8)


- Подберите синонимы к этим словам.


3) В каком словосочетании связь иная, чем согласование? (Слайд 9)

А) совестливое отношение

Б) накопления ценностей

В) недобрый поступок

Г) нравственный долг


- Проанализируйте каждое словосочетание.


4) Замените словосочетания синонимичными со связью согласование: (слайд 10)


культура человека, развивается творчество


5. Деление текста на части (У учащихся текст без деления на абзацы).


- Найдите границы абзацев.


(Проверить с текстом на слайде) (Слайд 11)


6. Запись плана текста.


- Пункты плана должны включать ключевые слова. Поэтому, прежде чем составить план, необходимо определить их.


Чтение по абзацам и выделение ключевых слов:


Микротемы

Память и знание прошлого делают наш мир интересным и значительным, без прошлого мир для нас пуст и мы одиноки.

Человеческая память – творческий процесс: путем памяти накапливается опыт жизни, формируется духовный мир человека, поэтому так важно воспитываться в атмосфере памяти.

Память противостоит уничтожающей силе времени: каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.

Личная память формирует совестливое отношение человека к окружающим, а историческая память формирует нравственную жизнь народа, поэтому наш долг – хранить память об истории Отечества.


7. Определение темы и идеи текста.


- Чтобы написать изложение, надо знать тему и идею текста.


- Где отражена тема? (В заголовке и в первом предложении).


- Какова идея текста? Где она может быть сформулирована? (В задании А). (см. слайд 7).


8. Работа над синтаксисом.


- Найдите предложения с однородными членами.


- Найдите сложные предложения, охарактеризуйте их.


- Определите количество грамматических основ в последнем предложении.


9. Повторение способов сжатия текста.


Способы сжатия текста (Слайды 13-16)


Содержательные

Разделение информации на главную и второстепенную

Свертывание исходной информации за счет обобщения

Объединение.


Слияние нескольких предложений в одно.


2. Замена:

однородных членов обобщающим словом;

СПП простым предложением;

фрагментов предложения указательным, определительным, отрицательным местоимением с обобщающим значением.


3. Удаление части речи.


Исключение повторов, фрагментов предложения, одного или нескольких синонимов.


10. Практическая работа. Сокращение текста.


11. Проверка. Зачитывание проработанных, сокращенных текстов.

С1. Текст Сухомлинского В.А. для сжатого изложения



Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

(По В.А. Сухомлинскому) (152 слова)

Микротемы.

1. Доброта – основа душевной красоты человека – должна воспитываться с детства.

2. Воспитывать добрые чувства трудно, но необходимо, потому что без этого ребёнок не станет настоящим человеком.

3. Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.

Микротемы к тексту

Без доброты невозможна душевная красота человека.

Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путем человека.

Воспитывать в ребенке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную


Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

(По Юрию Васильевичу Бондареву)

 
















Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву)

152 слова

Война была для детей жестокой школой. Они сидели в мерзлых окопах, а не в теплых классах, вместо тетрадей и ручек у них было оружие. У этих ребят отсутствовал жизненный опыт и понимание истинной ценности самых простых вещей. (37 слова)

Все это «подарила» детям война, заставившая с нежностью хранить в душе то, что было до 21 июня 1941 года… Война же помогла юным солдатам сохранить в себе веру в чистый мир, справедливость, доброту.(33 слов)

Давно уже стала историей война, но память о ней должна жить. Мы обязаны помнить тех солдат и то суровое время! (20

 

























Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.
Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям.
Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непре-одолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.
Микротемы к тексту № 4
1. Свои неудачи и проступки люди подчас склонны объяснять и оправдывать ошибками в своём воспитании и различными обстоятельствами.
2. Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшим является самовоспитание.
3. Только правильная самооценка позволяет человеку ставить в жизни конкретные цели и добиваться их.

Просмотр содержимого презентации
«приемы сжатия текста»

Сжатое изложение ( приёмы компрессии текста)

Сжатое изложение

( приёмы компрессии текста)

Сжатие текста

Сжатие текста

  • Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений .
Требования к сжатому изложению

Требования к сжатому изложению

  • Сжатое изложение «требует умения
  • выделять в тексте микротемы,
  • определять в них главное;
  • отсекать второстепенное.
  • При этом востребованным оказывается прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию»
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся  Исключение

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся

Исключение

  • вводных слов;
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо

При исключении необходимо

  • Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
  • Объединить полученное , используя основные средства связи между предложениями.
Обобщение или объединение

Обобщение или объединение

  • парцеллированных предложений;
  • ряда предложений, связанных одной мыслью;
  • частей предложений;
  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
Замена

Замена

  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения – простым;
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
  • прямой речи – косвенной;
  • части текста одним предложением;
  • части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо

При замене необходимо

  • Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
  • Сформулировать получившееся предложение.
Что нельзя удалять из текста?

Что нельзя удалять из текста?

  • Основные детали, помогающие понять авторскую идею;
  • аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Памятка «Как работать над сжатым изложением» При первом чтении : Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). Запомните последовательность событий, рассуждений. Определите ключевые слова. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Как составить план.  1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

  • При первом чтении :
  • Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
  • Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
  • Запомните последовательность событий, рассуждений.
  • Определите ключевые слова.
  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  • Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение) После второго чтения  Разделите текст на смысловые части.  Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст,  необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом , а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания .  Напишите сжатое изложение каждой части , свяжите их между собой, чтобы получился текст.  Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.

Памятка «Как работать над сжатым изложением» (продолжение)

После второго чтения

  • Разделите текст на смысловые части.

  • Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом , а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания .

  • Напишите сжатое изложение каждой части , свяжите их между собой, чтобы получился текст.

  • Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.

  • Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!