Лингвистическое образование сегодня. Актуальные задачи и пути их решения в процессе обучения иностранному языку Горелова Н.В., учитель английского языка МБОУ «ЯСШ №12»
«Качество образования, повышение квалификации и социального статуса педагогов – ключевые вопросы нашей политики на предстоящие годы. Система общего образования должна соответствовать запросам граждан, развиваться на принципах доступности, справедливости и равенства возможностей»
Путин В.В.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Российские школьники уступают своим сверстникам во многих странах мира:
- в умении работать с информацией;
- в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
- в умении « увязывать » с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
Стратегия 2020 Новые задачи образования :
Образование должно обеспечить
- Стремительный рост и свободный доступ к разнообразным ресурсам информационно-ресурсной базы
- Дистанционность, мобильность и интерактивность
- Формирование социальных образовательных сетей и сообществ
- Широкое внедрение ИКТ –технологий во все сферы жизни
НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕ МОЖЕТ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ ПЕРЕЧНЕМ ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ. ОНО ДОЛЖНО ОХВАТИТЬ ВСЕ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ:
СИСТЕМУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
СИСТЕМУ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ
СИСТЕМУ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ТРЕБОВАНИЯ К НОВОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
НЕОБХОДИМОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ
ЖИЗНЕННО НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ВИДА ГРАМОТНОСТИ – ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ
ВОЗМОЖНОСТЬ ОДНОВРЕМЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПО НЕСКОЛЬКИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТРАЕКТОРИЯМ
УСИЛЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ НАЧАЛ УЧАЩИХСЯ
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ПРОЕКТНОСТЬ
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ
РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ
Целями обучения для предмета «Английский Язык» являются :
1)развитие коммуникативной компетентности (компетентность — сумма знаний, умений, навыков и других характеристик, позволяющих человеку осуществлять определенную деятельность) 2) развитие универсальных способностей (ключевых компетентностей), что означает умение учиться самостоятельно, исследовать и критически осмысливать явление действительности, умение организовать и осуществлять коммуникацию, проектировать собственную деятельность, принимать решение, осуществлять задуманное и оценивать результаты 3) присвоение учащимися гуманистических ценностей и норм
Источники ресурсной базы
К настоящему времени в распоряжении учителя есть широчайший набор разнообразных, в том числе и по качеству, электронных ресурсов. Например:
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http://school-collection.edu.ru/ ), Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ( http://fcior.edu.ru/ )
2.Сеть творческих учителей 2.0 https ://www.facebook.com/groups/stu2.0 /
3. Площадки дистанционного обучения (например, площадка http://Moodle.ru , https://your-study.ru/ , https://www.ispring.ru/ispring-learn , VIBER, VK, SKYPE, https ://error4xx.com/poshagovaya-instruktsiya-kak-ispolzovat-zoom-v-krymu /
4. Массовые открытые онлайн курсы (MOOC-курсы)
5. Собственные разработки учителей 6. Готовые разработки
7.Различные ресурсы ( https://resh.edu.ru/ , http://учи .ru , https://www.yaklass.ru/ , https://skyeng.ru/ , https://education.yandex.ru/ , https://learningapps.org/ , https://en-ege.sdamgia.ru/ , http://neorusedu.ru/ , https://www.yaklass.ru/ )
Электронные образовательные ресурсы для учителей английского языка
• Сетевое сообщество учителей и преподавателей английского языка http://www.eltarea.ru •К английскому с любовью http://www.prosv.ru/umk/vereshchagina •Разработки, поурочные планы, задания, презентации http://www..englishteachers.ru •Интерактивная школа языка http://www.LinguaLeo.ru •ABC-online. Английский язык для всех http://www.abc-english-grammar.com •Английский для детей http://www.englishforkids.ru •Английский язык в школе http://englishaz.narod.ru •Английский язык детям http://www.bilingual.ru •Выучи английский язык самостоятельно http://www.learn-english.ru •Уроки онлайн по английскому языку http://lessons.study.ru •Sites for Teachers http://www.sitesforteachers.com •Аудио-видеофайлы для изучающих английский язык http://www.listen-to-english.com •Видеоклипы и готовые планы уроков по их использованию http://www.esl-lab.com
Стандарт нового поколения - это стандарт, который помогает научить учиться , а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями , которые и формируют фундаментальное ядро образования .
Универсальные учебные действия ( УУД ) — базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни.
Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация , которая является способом реализации деятельностного подхода . Творчество педагога должно быть направлено на создание учебных ситуаций, разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию, целью которой является формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов .
Планируемые результаты:
три основные группы результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоиндификация;
самоуважение и самооценка
Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания и «незнания»
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических
средств, общих схем решения;
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления
аналогий, подведения под понятие
Морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение моральных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
ТИПЫ УРОКА ПО ФГОС
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Тип урока по ФГОС
Виды уроков
Урок открытия нового знания
Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия , беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
Урок рефлексии
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок .
Урок общеметодологической направленности
Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.
Урок развивающего контроля
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
" Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать " А.Л. Минц
Российское образование модернизируют с каждым годом. Перед нами предстает имидж современного учителя, как человека толерантного, креативного, компетентного в своей деятельности. Чтобы заинтересовать детей предметом, на уроках иностранного языка мы используем различные формы обучения: брейн – ринги, дебаты, квесты, проекты , экскурсии и т.п. Применяем компьютерные технологии, такие как презентации, тесты, мультимедиа, интерактивные доски... Мы живем в современном обществе, поэтому и учитель должен идти в ногу со временем и выполнять требования новой системы образования
Литература и интернет-источники:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (нововведения)
- Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г - «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика» (Глава 11. Новая школа)
- Сайт Министерства образования и науки РФ www.mon.gov.ru .
- Сайт Федерального государственного образовательного стандарта www.standart.edu.ru .
- Сайт Института стратегических исследований в образовании www.isiorao.ru