Открытый урок по физике на тему "Линзы. Построение изображения в линзах"
Цели урока:
- Образовательная: продолжить изучение световых лучей и их распространение, ввести понятие линзы, изучить действие собирающей и рассеивающей линз; научить строить изображения даваемые линзой. ПК 1
- Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть , слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы. ПК2
- Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.КК1
Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.
Ход урока
Организационный момент :
- приветствие учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- ознакомление с целями урока (образовательная цель ставится общая, не называя тему урока);
- создание психологического настроя.
Начать урок мне хочется словами М.В.Ломоносова: «Пою перед тобой в восторге похвалу; не камням дорогим, ни злату, а стеклу».
Повторение ранее изученного материала :
- Блиц – опрос
1_Зеркала бывают плоскими, выпуклыми, вогнутыми? (да)
2_Угол падения обозначается латинской буквой бета? (нет)
3_Изображение в плоском зеркале действительное? (нет)
4_На границе двух прозрачных сред, световой луч меняет свое направление? (да)
5_Угол падения всегда больше угла отражения? (нет)
5 Изучение нового материала:
Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?
Линза - слово латинское и означает чечевица. lens
Чечевица – растение, плоды которого имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть – линзами.
Линзами называются прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями.
Рисуем на доске
Линза, у которой края толще, чем середина является вогнутой.
Линза, у которой края тоньше, чем середина является выпуклой.
Оптическая ось – прямая, проходящая через центр линзы.
Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей после преломления в расходящийся – называются рассеивающими.
Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в сходящийся и собирают его после преломления в одну точку называют собирающими линзами. А данная точка – фокусом линзы.
Линзы, с помощью которых можно получить увеличенное изображение, называются собирающими.
Расстояние от линзы до ее фокуса называется фокусным расстоянием линзы и обозначается буквой F и измеряется в метрах. Линзы имеют характеристику, которая называется оптической силой линзы. Оптическая сила линзы – это величина, обратная ее фокусному расстоянию. Оптическая сила линзы обозначается буквой D и измеряется в 1/м = 1 дптр.
Поскольку фокус рассеивающей линзы мнимый – ее фокусное расстояние принято считать отрицательной величиной. Оптическая сила такой линзы – отрицательная, у собирающей – положительная.
Если у одной из двух линз фокусное расстояние меньше, то она дает большее увеличение, говорят, оптическая сила такой линзы больше. D=1/ F
Если D > 0, линза собирающая,
если D < 0, линза рассеивающая.
6_Практическое задание
Рассчитать оптическую силу линзы, если фокусное равно 2 см
Основное свойство линз – способность давать изображения предметов.
Свойства лучей, проходящих через линзу
- Луч, падающий на линзу параллельно оптической оси, после преломления идет через фокус линзы.
- Луч, проходящий через оптический центр линзы не преломляется.
- Луч, проходя через фокус линзы после преломления идет параллельно оптической оси.

Построим изображение предмета

Практическое задание: Построить изображение предмета, если он находится на двойном фокусном расстоянии от собирающей линзы

7_Рефлексия
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
Сегодня на уроке я узнал ….
Теперь я могу …
Было интересно
- Подведение итогов урока (5 мин):
- С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?
- Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока: Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху? Оценки за работу на уроке.
- Сегодня на уроке вы хорошо поработали: выполнили все поставленные перед вами задачи. Спасибо за урок.
- Домашнее задание (2 мин):Построить изображение предмета в рассеивающей линзе