СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лишайники - друзья планеты

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы. 

Просмотр содержимого документа
«Лишайники - друзья планеты»

5класс Тема урока: «Лишайники».

Цель урока:  познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников

Планируемые результаты:

Предметные

Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножении.

Метапредметные

Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.

Личностные

Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»!

  1. Проверка домашнего задания

Вспомните:

1. Из чего состоит тело гриба? Шляпка, ножка

2. Как называют тело водорослей? из одноклеточных, нитчатых или пластинчатых слоевищ.

3. Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов? Симбиоз

3.Актуализация знаний

Показ видеофрагмента.

Из видео мы узнали что:

- Лишайники похожи на растения, но не растения.

- Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах.


4. Изучение нового материала

----Тело лишайника — слоевище — состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли. Нити гриба лишайника поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а в клетках зелёных водорослей образуются органические вещества.
Водоросль, входящая в организм лишайника, отделённая от гриба, как правило, может существовать самостоятельно. Гриб отдельно от водоросли жить не может.


---Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске. Они бывают кустистыелистоватые и накипные.




----Значение лишайников

Лишайники очень неприхотливы. Всей поверхностью тела они впитывают влагу дождей, росы и туманов. Лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах (на голых скалах, на камнях, в пустынях, на крышах, даже на поверхности стекла). 

 

Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения.

В жару лишайники настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными и легко крошатся. Но после дождя они оживают вновь.


Практическое значение лишайников довольно велико. На Севере они служат основным кормом для оленей зимой. Из некоторых видов лишайников получают краску и лакмус, необходимый химической промышленности. Многие виды лишайников используют в медицине и парфюмерной промышленности.


5.Закрепление


Чем лишайники отличаются от растений? Ответы учащихся, работа с учебником

- Каково строение лишайников?

- Как они питаются, размножаются?

- Какие группы и формы лишайников бывают?

- Какую роль играют в природе и жизни человека?

Лабораторная работа «СТРОЕНИЕ МХА»

  1. Домашнее задание.§17

7 Итоги урока. Рефлексия

Друзья, сегодня на уроке мы хорошо поработали, узнали много нового.

-я узнал много нового, мне было интересно.

– я не всё понял, мне было трудно.

– я ничего не узнал, мне было не интересно.