Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Время | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные |
Орг. момент | Определить уровень готовности обучающихся к уроку. | Словесный метод: беседа. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, обеспечивает быстрое включение учащихся в работу. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в учебный процесс. | Ф, И | | 1 мин | | РУУД: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии. | |
Мотивация к учебной деятельности | Создать условия необходимые для мотивации обучающихся к активной работе. | Словесный метод: беседа. Наглядный метод: презентация. | Предлагает обучающимся прочитать девиз и подумать, что оно означает. | Читают девиз и высказывают свое мнение. | Ф | Интерактивная доска. | 1 мин | | | ЛУУД: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними. |
Проверка домашнего задания | Создать условия для повторения пройденного материала. | Словесный метод: беседа. | Задает вопросы по теме прошлого урока. | Отвечают на вопросы. | Ф | Учебник. | | | КУУД: формулировать ответы на вопросы учителя. ПУУД: уметь понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | |
Актуализация знаний | Организовать проверку ранее полученных знаний, которые будут способствовать усвоению новой темы урока. | Словесный метод: беседа, разъяснение. | Задает наводящие вопросы к теме урока и читает загадку. | Обучающиеся отвечают на вопросы. | Ф | | 3 мин | Научится подтверждать правильность и неверность предположений и выводов, пользуясь информацией текста учебника. | РУУД: определение и осознание усвоенного и еще подлежащего усвоению. ПУУД: структурирование знаний. КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ЛУУД: нравственно-этическая ориентация. |
Целеполагание | Сформулировать в совместной деятельности с обучающимися, цель урока. | Словесный метод: беседа. | Учитель подводит обучающихся к теме урока, выводит их на цель урока. | Определяют тему урока. В совместной деятельности с учителем ставят цель урока и задачи. | Ф | | 2 мин | | РУУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно. | |
Подготовка к первичному восприятию текста | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение материала. | Словесный метод: беседа, объяснение, разъяснение. Наглядный метод: презентация, демонстрация. | Рассказывает обучающимся про И.С.Сокова-Микитова и проводит словарную работу. | Обучающиеся слушают учителяя. | Ф | Интерактивная доска. | 3 мин | | ПУУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения главной информации. КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ЛУУД: нравственно-этическая ориентация. |
Первичное чтение произведения | Создать условия для знакомства с произведением «Листопадничек». Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение материала. | Практический метод: прослушивание произведения. | Предлагает обучающимся прослушать произведение. | Слушают произведение. | Ф | Интерактивная доска. | 5 мин | | ПУУД: понимать информацию, представленную в виде текста. КУУД: использование речевых средств, для выражения своих мыслей. | ЛУУД: Нравственно-этическая ориентация. |
Проверка первичного чтения произведения | Проверить, как дети восприняли содержание произведения И.С.Соколова-Микитова «Листопадничек» | Словесный метод: беседа, объяснение, разъяснение. | Задает обучающимся вопросы по теме произведения. | Отвечают на вопросы учителя. | Ф | Учебник. | 3 мин | Научатся понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному, а также выразительно читать произведение. | ПУУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения главной информации. | |
Вторичное чтение и анализ произведения: выборочное чтение | Проанализировать конкретное содержание текста. | Практический метод: чтение рассказа. Словесный метод: беседа. | Предлагает обучающимся прочитать произведение и ответить на вопросы. | Читают произведение и отвечают на вопросы учителя. | Ф, И | Учебник. | 8 мин | Читать осознанно и выразительно произведение; работать со словом, целенаправленно пополнять свой активный словарный запас. | КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
Динамическая пауза | Снять напряжение с мышц шеи, лица, рук, ног, спины. | Практический метод: выполнение упражнений. | Читает стихотворение и показывает движения для выполнения упражнений. | Повторяют движения (упражнения) за учителем. | Ф | | 1 мин | | РУУД: умение регулировать свои действия. | |
Обобщение прочитанного | Обобщить прочитанное произведение и выделить у них главную мысль. | Словесный метод: беседа. | Задает вопросы обучающимся. | Отвечают на вопросы учителя. | Ф | Учебник. | 5 мин | | КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
Творческое задание | Применение полученных знаний, приобретенных умений, навыков на практике. | Практический метод: выполнение задания. | Раздает обучающимся задание. | Выполняют творческое задание задания. | П | Карточки с заданием. | 4 мин | Знать основные понятия и уметь применять их на практике. | РУУД: оценка, контроль и коррекция. | ЛУУД: создание ситуации успеха. |
Подведение итогов урока | Соотнести поставленную цель и задачи с полученным в ходе урока результатом и зафиксировать степень ее соответствия. | Словесный метод: беседа. | Обращает внимание обучающихся на поставленные вначале урока цель и задачи. Предлагает повторить пройденный материал. | Проговаривают цель и задачи урока, а также результат ее достижения. Повторяют пройденный материал на уроке. | Ф | | 2 мин | Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение. | ПУУД: структурирование знаний. | |
Рефлексия учебной деятельности | Оценить результат своей деятельности на уроке. | Практический метод: заполнение таблицы. | Предлагает заполнить таблицу и оценить свою работу на уроке. | Оценивают свою работу на уроке. | И | Карточки для рефлексии. | 1 мин | | РУУД: оценка результатов работы. | ЛУУД: формирование адекватной самооценки. |
Домашнее задание | Закрепить усвоение знаний обучающихся по теме урока дома. | Словесный метод: объяснение. | Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание в дневник. | Ф, И | Дневник | 1 мин | | | |
Этап урока | Прямая речь учителя | Прямая речь обучающихся |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Влада Олеговна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте ваше рабочее место. Все ли готово к уроку? - Садитесь. | Приветствуют учителя - Да. |
Мотивация к учебной деятельности | - Я предлагаю вам урок, но необычный! Читать и думать – пусть войдёт у вас в привычку! Сегодня тексты почитаем, порассуждаем, поиграем! - Ребята, прочитайте девиз, который написан на доске. - Как вы думаете, что он означает? - Правильно. И я надеюсь, что этот девиз будет сопутствовать вам на протяжении всего урока. | - Всегда, везде и всюду – хочу, могу и буду. - Что наши достижения зависят от нас. |
Проверка домашнего задания | - На прошлом уроке вы познакомились с новым разделом «Люби живое», вы прочитали М.М. Пришвина «Моя Родина» и дома отвечали на вопросы. - Давайте ответим на вопросы с 1-5. | Отвечают на вопросы из учебника |
Актуализация знаний | - Посмотрите на экран, что видите? - Что происходит осенью в лесу? - Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? - Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шубка серая, для лета. Для зимы другого цвета. - А как называют зайцев родившихся осенью? - Сейчас я прочитаю вот четверостишье, где есть подсказка. Слушайте внимательно: У нас в семье большая радость Пусть листья падают, летят, В канавке, тёплой под осинкой Три листопадничка лежат. | - Осенний лес. - Холодает, на землю падает листва, птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме. - Листопад. - Заяц. - Не знаем. - Листопаднички. |
Целеполагание | - Хорошо. Как вы думаете с каким произведением мы сегодня будем знакомиться? - А какая будет цель урока? - Верно. А какие задачи мы можем вами поставить? - Хорошо. | - «Листопадничек». - Познакомиться с произведением И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек» - Научиться выразительно читать, находить главную мысль и анализировать. |
Подготовка к первичному восприятию текста | - Сейчас посмотрите на экран и давайте познакомимся с биографией автора. - Ребята, в тексте вам могут встретиться неизвестные слова: Долговязый - очень высокий, худой. Плотина - перегородка на реке. Запрудили - перегородили реку плотиной. Настлано – настелено. Зябнуть - испытывать чувство холода. Робеть – бояться. - А выделенное слово «хатка», посмотрите сами в словаре учебника. | Смотрят презентацию - Хатка- это название небольшого дома на Украине, в Белоруссии и на юге России. |
Первичное чтение произведения | - Ребята, предлагаю вам посмотреть на экран и послушать рассказ И.С.Соколова-Микитова «Листопадничек». | Слушают рассказ |
Проверка первичного чтения произведения | - Понравилось ли вам произведение? - Чем? - Что вы можете сказать об этом произведении? - К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? - Почему вы так решили? | - Да. - Произведение интересное и поучительное. - Сказка о животных. - Потому что все события нереальные, животные разговаривают и т.д. |
Вторичное чтение и анализ произведения: выборочное чтение | - Начинаем читать произведение. Откройте учебник на странице 60. Читать будем громко, четко, выразительно, чтобы передать то настроение, которое испытывал автор при написании текста. Один начинает читать, все остальные внимательно следят. - Кто является главным героем рассказа? - Какая мечта была у маленького зайчика? - Почему она появилась? - Кого встретил зайчонок во время путешествия? - Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? - Почему он там остался? - Каких страхов натерпелся листопадничек? - Как зайчонок попал на болото? - Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке? | Читают рассказ - Заяц-Листопадничек. - Научиться летать и отправиться в теплые страны. - Потому что он боялся, что ему будет скучно и грустно, потому что все готовились к зиме. - Бобров. - Нет, она была холодной и сырой. - Потому что он не умел плавать. - Нападения выдры и других животных, также наводнение. - Сломалась плотина и ему пришлось плыть к берегу. Там он со всех ног побежал к болоту. - Что он храбрый и отчаянный. |
Динамическая пауза | - Давайте немного отдохнем. Встаньте. Посмотрите на экран и повторяйте движения за мальчиком. | Выполняют упражнения |
Обобщение прочитанного: анализ произведений | - Какая главная мысль произведения? - Чему учит сказка? | - Надо ценить то, что у тебя есть и слушать своих родных. - Сказка учит нас любить и дорожить своей семьей, родителями и братьями. Нет места лучше, на земле, чем отчий дом, и нет роднее мамы никого на свет. |
Творческое задание | - Итак, мы с вами познакомились с произведением и проанализировали его. - И сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. - Вам необходимо составить синквейн. - Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. Составление синквейна: 1. На первой строчке пишется существительное – заяй-Листопадничек. 2. На второй строчке пишутся 2 прилагательных к этому слову – храбрый, отчаянный. 3. На третьей строчке пишутся 3 глагола к этому слову – убежал, скучал, вернулся. 4. Четвертая строка это предложение из 4 слов – дружба с бобрами помогла выжить. 5. Пятая строка это ваше мнение, ваша ассоциация с этим существительным – герой. | Выполняют задание |
Подведение итогов | - Итак, ребята, с произведением какого автора мы сегодня познакомились на уроке? - Как он называются? - Какая была цель сегодня на уроке? - Достигли ли мы ее? - Какие задачи мы ставили в начале урока? - Достигли ли вы их? | - С произведением Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. - «Листопадничек». - Познакомиться с произведением И.С.Соколова-Микитова «Листопадничек». - Да. - Научиться выразительно читать, находить главную мысль рассказа, анализировать рассказ. - Да. |
Рефлексия учебной деятельности | - У вас на столах лежат карточки. На карточках написано 5 вопросов. Вам необходимо оценить свою работу на уроке. Выбранный ответ необходимо подчеркнуть. Смог ли ты достичь цель урока? | смог / не смог | На уроке я работал | активно / пассивно | Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным | Трудно ли тебе было выполнять работу самостоятельно? | трудно / не трудно | Доволен ли ты результатами своей работы? | доволен / не доволен | | Смог ли ты достичь цель урока? | смог / не смог | На уроке я работал | активно / пассивно | Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным | Трудно ли тебе было выполнять работу самостоятельно? | трудно / не трудно | Доволен ли ты результатами своей работы? | доволен / не доволен | |
Домашнее задание | - Ребята, откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Ответите на вопросы с 1 по 5 из учебника на странице 66-67. - Всем спасибо за урок, до свидания! | Открывают дневники. Записывают домашнее задание. - До свидания! |