Урок 7
Тема. Литература первой половины XIX века. А. С. Пушкин. Южная ссылка. Романтические традиции
Цель:
Расширить представление учащихся о жизни и творчестве великого русского поэта (годы южной ссылки). Раскрыть нравственные идеалы и романтическую настроенность поэта.
Развивать у учащихся умение сравнивать познавательные объекты (романтизм и реализм), выделять главное в познавательном объекте.
Воспитывать
Этапы урока
I. Сообщение темы, целей урока
II. Вступительное слово учителя.
Крупнейшие исторические события первой половины XIX века.
По словам Бестужева, в России началось свободомыслие? (1812 г.) С чем это связано?
Цари, правившие Россией в 1800-1830 годах? (Павел I, Александр I). Расскажите о жизни России в этот период (инд. задание).
Временные рамки русской литературы первой половины XIX века. (1820-1841).
Имена крупнейших писателей, поэтов русской литературы первой половины XIX века.
Проблемы, события истории нашли отражение в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя? (1 – критика крепостничества, 2 – противостояние дворян и царского самовластия, 3 – победа над наполеоном, 4 – деятельность тайных обществ и разгром декабристов).
III. Проверка домашнего задания
С чем связано рождение русской литературы в первой половине XIX века? (С творчеством А. С. Пушкина).
Благодаря чему русская литература вышла на один уровень с европейской? (Пушкин создал русский литературный язык, написал шедевры во многих жанрах.)
Кто продолжил традиции А. С. Пушкина? В чём? Приведите примеры наиболее значимых произведений. (М.Ю. Лермонтов в поэзии и прозе: «Мцыри», «Бородино», «Герой нашего времени». Н. В. Гоголь в прозе и драматургии: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Ревизор», «Мёртвые души»)
Какие направления в русской литературе были наиболее важными в начале XIX века? (Романтизм и реализм)
С чем связано возникновение романтизма? (С общественно-политической ситуацией в Европе и с особенностями исторического развития в России)
Перечислите причины возникновения романтизма, назвав события в Западной Европе и в России.
По каким позициям отличаются романтизм и реализм? (Герой, место действия, особенность отражения мира, приёмы создания образа, жанры)
Расскажите о романтизме как направлении в литературе по плану: отличительные черты, темы, образы, представители.
IV. Работа с учебником
1. Заполнение таблицы (задание 1 на с. 19).
Автор | Название произведения | Худ. направление | Тема |
А. С. Пушкин | «Песнь о вещем Олеге» | романтизм | |
«Дубровский» | романтизм + реализм | |
«Станционный смотритель» | реализм | |
«Барышня-крестьянка» | романтизм | |
«Капитанская дочка» | реализм | Россия в период восстания под руководством Е. Пугачёва |
М. Ю. Лермонтов | «Бородино» | романтизм | |
«Парус», «Тучи» | романтизм | |
«Мцыри» | романтизм | |
«Песня про купца Калашникова» | романтизм | |
Н. В. Гоголь | «Ночь перед Рождеством» | романтизм | |
«Ревизор» | реализм | |
2. Рассмотрение портретов А. С. Пушкина, выполненные В. А. Тропининым (с. 20) и О. А. Кипренским (форзац 3). Определение, какой из портретов романтический, а какой – реалистиче-ский.
Физминутка
V. Слово учителя
1. Работа с эпиграфом на с. 20.
2. Лекция учителя (по материалам с. 20-21).
Одна из важнейших тем лирики Пушкина — тема свободы. Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода — основа дружбы. Свобода — условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.
Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля» «вольный» — ключевые слова пушкинского «словаря». Это слова-сигналы с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это «знаки присутствия» самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.
Уже в стихотворениях 1817—1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом — предметом «похвального слова» («хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный / Учуся в Истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, / Стихаем жертвуя лишь ей») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода — это его точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.
В петербургский период творчества свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность. Свобода - вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней поэт наплел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.
VI. Просмотр презентации
VII. Составление конспекта
VIII. Подведение итогов урока
IX. Рефлексия
X. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Узник» (с. 21). Подумать над вопросом 5 (с. 22)
Таблица (задание 1 на с. 19).
Автор | Название произведения | Худ. направление |
А. С. Пушкин | «Песнь о вещем Олеге» | |
«Дубровский» | |
«Станционный смотритель» | |
«Барышня-крестьянка» | |
«Капитанская дочка» | |
М. Ю. Лермонтов | «Бородино» | |
«Парус» | |
«Тучи» | |
«Мцыри» | |
«Песня про купца Калашникова» | |
Н. В. Гоголь | «Ночь перед Рождеством» | |
«Ревизор» | |
Таблица (задание 1 на с. 19).
Автор | Название произведения | Худ. направление |
А. С. Пушкин | «Песнь о вещем Олеге» | |
«Дубровский» | |
«Станционный смотритель» | |
«Барышня-крестьянка» | |
«Капитанская дочка» | |
М. Ю. Лермонтов | «Бородино» | |
«Парус» | |
«Тучи» | |
«Мцыри» | |
«Песня про купца Калашникова» | |
Н. В. Гоголь | «Ночь перед Рождеством» | |
«Ревизор» | |
Таблица (задание 1 на с. 19).
Автор | Название произведения | Худ. направление |
А. С. Пушкин | «Песнь о вещем Олеге» | |
«Дубровский» | |
«Станционный смотритель» | |
«Барышня-крестьянка» | |
«Капитанская дочка» | |
М. Ю. Лермонтов | «Бородино» | |
«Парус» | |
«Тучи» | |
«Мцыри» | |
«Песня про купца Калашникова» | |
Н. В. Гоголь | «Ночь перед Рождеством» | |
«Ревизор» | |
Вопросы по проверке знания содержания с. 17-19
С чем связано рождение русской литературы в первой половине XIX века?
________________________________________________________________________
Что сделал А. С. Пушкин, благодаря чему русская литература вышла на один уровень с европейской?
________________________________________________________________________
Кто продолжил традиции А. С. Пушкина в лирике и в прозе? Приведите пример наиболее значимого произведения.
________________________________________________________________________
По каким позициям отличаются романтизм и реализм?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Расскажите о романтизме как направлении в литературе по плану: герой, место действия.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Вопросы по проверке знания содержания с. 17-19
С чем связано рождение русской литературы в первой половине XIX века?
________________________________________________________________________
Что сделал А. С. Пушкин, благодаря чему русская литература вышла на один уровень с европейской?
________________________________________________________________________
Кто продолжил традиции А. С. Пушкина в лирике и в прозе? Приведите пример наиболее значимого произведения.
________________________________________________________________________
По каким позициям отличаются романтизм и реализм?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Расскажите о романтизме как направлении в литературе по плану: герой, место действия.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________