СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература второй половины 19 века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к лекции № 8 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по специальности "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Литература второй половины 19 века»

Министерство здравоохранения Камчатского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Камчатского края «Камчатский медицинский колледж» Культурно-историческое развитие России второй половины XIX века. Взаимодействие разных стилей и направлений. Развитие реализма Гагарина Е.С., преподаватель литературы ГБПОУ КК «КМедК»

Министерство здравоохранения Камчатского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Камчатского края «Камчатский медицинский колледж»

Культурно-историческое развитие России второй половины XIX века. Взаимодействие разных стилей и направлений. Развитие реализма

Гагарина Е.С., преподаватель литературы ГБПОУ КК «КМедК»

КОРЗИНА ИДЕЙ Толстой Л.Н.: «Все это переворотилось и только укладывается» . Что это «все»? О каких событиях (исторических, политических, культурных) идет речь?

КОРЗИНА ИДЕЙ

Толстой Л.Н.:

«Все это переворотилось и только укладывается» .

Что это «все»?

О каких событиях (исторических, политических, культурных) идет речь?

Политическая ситуация  поражение России в Крымской войне  рост крестьянских бунтов Александр II признаёт, что «лучше освободить сверху, чем ждать, свергнут снизу»: Отмена крепостного права (1861); Судебная реформа; Военная реформа; Реформа местного самоуправления; Реформа образования; Земельная реформа. На этот период приходится невероятный расцвет русской науки и искусства. Интеллектуальное творчество перестало быть уделом аристократов.

Политическая ситуация

  • поражение России в Крымской войне
  • рост крестьянских бунтов
  • Александр II признаёт, что «лучше освободить

сверху, чем ждать, свергнут снизу»:

  • Отмена крепостного права (1861);
  • Судебная реформа;
  • Военная реформа;
  • Реформа местного самоуправления;
  • Реформа образования;
  • Земельная реформа.

На этот период приходится невероятный расцвет русской науки и искусства.

Интеллектуальное творчество перестало быть уделом аристократов.

Проблематика художественных произведений В литературе шла острая борьба между Славянофилами А.И.Хомяков К.С.Аксаков близки А.Н.Островский Ф.И.Тютчев Н.С.Лесков Западниками В.Г.Белинский А.И.Герцен И.С.Тургенев

Проблематика художественных произведений

В литературе шла острая борьба между

Славянофилами

А.И.Хомяков

К.С.Аксаков

близки

А.Н.Островский

Ф.И.Тютчев

Н.С.Лесков

Западниками

В.Г.Белинский

А.И.Герцен

И.С.Тургенев

«Новые люди» Толковый словарь С.И.Ожегова:  Нигилист – в 1860-х годах в России: «свободомыслящий человек, интеллигент-разночинец, резко отрицательно относившийся к буржуазно-дворянским традициям и обычаям, к крепостнической идеологии».  Разночинец – в 19 веке в России: «интеллигент, не принадлежавший к дворянству, выходец из других классов, сословий».  «Новые люди» были хорошо образованы и занимались интеллектуальным трудом. Они верили в силу разума, смотрели на естественные науки как на основу всех знаний. Верещагин В.В. Апофеоз войны (1871)

«Новые люди»

Толковый словарь С.И.Ожегова:

Нигилист – в 1860-х годах в России: «свободомыслящий человек, интеллигент-разночинец, резко отрицательно относившийся к буржуазно-дворянским традициям и обычаям, к крепостнической идеологии».

Разночинец – в 19 веке в России: «интеллигент, не принадлежавший к дворянству, выходец из других классов, сословий».

«Новые люди» были хорошо образованы и занимались интеллектуальным трудом.

Они верили в силу разума,

смотрели на естественные науки

как на основу всех знаний.

Верещагин В.В.

Апофеоз войны (1871)

 Разночинец «… должен был одеваться как можно проще, иметь простую обстановку, наиболее грязную работу делать сам – одним словом, порвать со всеми разорительными привычками, привитыми богатым чиновничеством и барством ».  Мужчины носили длинные волосы, отращивали бороду, «…большинство нигилисток лишены грации и не имеют нужды намеренно культивировать дурные манеры, они безвкусно и грязно одеты, редко моют руки и никогда не чистят ногти, часто носят очки, стригут (а иногда и бреют) волосы…»  Газета «Весть», 1864 год. Подобных героев мы увидим в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Портрет Евгения Базарова

Разночинец «… должен был одеваться как можно проще, иметь простую обстановку, наиболее грязную работу делать сам – одним словом, порвать со всеми разорительными привычками, привитыми богатым чиновничеством и барством ».

Мужчины носили длинные волосы, отращивали бороду, «…большинство нигилисток лишены грации и не имеют нужды намеренно культивировать дурные манеры, они безвкусно и грязно одеты, редко моют руки и никогда не чистят ногти, часто носят очки, стригут

(а иногда и бреют) волосы…»

Газета «Весть», 1864 год.

Подобных героев мы увидим

в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Портрет Евгения Базарова

В 1-ой половине 19 века Вся интеллектуальная жизнь сосредоточена в разнообразных светских салонах. Именно в них шла бурная жизнь и обсуждались основные проблемы эпохи. Иллюстрация к роману Л.Толстого «Война и мир». Салон А.Шерер

В 1-ой половине 19 века

Вся интеллектуальная жизнь сосредоточена в разнообразных светских салонах.

Именно в них шла бурная жизнь и обсуждались основные проблемы эпохи.

Иллюстрация к роману Л.Толстого «Война и мир». Салон А.Шерер

Во 2-ой половине 19 века Светские салоны заменили: профессиональные объединения разночинцев; Собрания у редакторов журналов и газет (у Н.Некрасова и М.Каткова); Студенческие кружки  по интересам; Объединения  специалистов одной  области науки. А.Я.Панаева среди сотрудников журнала

Во 2-ой половине 19 века

Светские салоны заменили:

  • профессиональные объединения разночинцев;
  • Собрания у редакторов журналов и газет (у Н.Некрасова и М.Каткова);
  • Студенческие кружки

по интересам;

  • Объединения

специалистов одной

области науки.

А.Я.Панаева среди сотрудников журнала "Современник".

На смену героям начала 19 века, «лишним людям» ,  таким ,как Онегин и Печорин, - умным, талантливым, но не нашедшим себе места в жизни , пришли герои Н.Чернышевского, И.Тургенева, И.Гончарова.   Новым героем литературы начиная  с 1860-х годов стал герой действующий .  Эти герои трудолюбивы, их волнуют не столько личные, сколько общественные проблемы. Однако и эти герои не нашли ответов на волнующие современников вопросы. Русская литература этого периода не создала образ человека деятельного, энергичного и занятого конкретным полезным делом. Евгений Онегин. Художник Д. Кардовский. 1909

На смену героям начала 19 века, «лишним людям» ,

таким ,как Онегин и Печорин, - умным, талантливым, но не нашедшим себе места в жизни , пришли герои

Н.Чернышевского, И.Тургенева, И.Гончарова.

Новым героем литературы начиная

с 1860-х годов стал герой действующий .

Эти герои трудолюбивы, их волнуют

не столько личные, сколько общественные проблемы.

Однако и эти герои не нашли ответов

на волнующие современников вопросы.

Русская литература этого периода не создала

образ человека деятельного, энергичного

и занятого конкретным полезным делом.

Евгений Онегин. Художник Д. Кардовский. 1909

Новая тематика литературных произведений Крестьянская тема: Развита в произведениях Н.А.Некрасова и  И.С.Тургенева. Савицкий К.А. Ремонтные работы на железной дороге (1874) Женская тема: Рассматривалось положение русской женщины в семье, в общественной жизни  жизнь крестьянок (Н.А.Некрасов)  жизнь купчих (Н.С.Лесков, А.Н.Островский)  жизнь дворянок (Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев)

Новая тематика литературных произведений

  • Крестьянская тема:

Развита в произведениях Н.А.Некрасова и

И.С.Тургенева.

Савицкий К.А. Ремонтные работы на железной дороге (1874)

  • Женская тема:

Рассматривалось положение русской женщины в семье, в общественной жизни

  • жизнь крестьянок (Н.А.Некрасов)
  • жизнь купчих (Н.С.Лесков, А.Н.Островский)
  • жизнь дворянок (Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев)
Русская литература усиленно пыталась найти ответ на вопрос: «что делать?» Первым на него в одноименном романе попытался ответить Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» был опубликован в журнале «Современник» весной 1863 года , когда сам писатель был заключен в Петропавловскую крепость. Произведение получило подзаголовок «Из рассказов о новых людях» . Чернышевский Николай Гаврилович

Русская литература усиленно пыталась найти ответ на вопрос: «что делать?»

Первым на него в одноименном романе попытался ответить Н.Г.Чернышевский.

Роман «Что делать?» был опубликован в журнале «Современник» весной 1863 года ,

когда сам писатель был заключен

в Петропавловскую крепость.

Произведение получило подзаголовок

«Из рассказов о новых людях» .

Чернышевский Николай Гаврилович

Споры об искусстве ЛИТЕРАТУРА ПУШКИНСКОЕ направление ГОГОЛЕВСКОЕ направление ПУШКИНСКОЕ направление или «Чистое искусство» Последователи требовали независимости литературы от власти и народа, писателя представляли богом. Опирались на стихотворение А.С.Пушкина «Поэт и толпа»: Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Представители: Дружинин В.В., Анненков П.В., Боткин В.В.

Споры об искусстве

ЛИТЕРАТУРА

ПУШКИНСКОЕ направление

ГОГОЛЕВСКОЕ направление

ПУШКИНСКОЕ направление или «Чистое искусство»

Последователи требовали независимости литературы от власти и народа, писателя представляли богом.

Опирались на стихотворение А.С.Пушкина «Поэт и толпа»:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Представители: Дружинин В.В., Анненков П.В., Боткин В.В.

ГОГОЛЕВСКОЕ направление В поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголь выделил два типа писателей:  творца «искусства для искусства»  писателя-обличителя . Эту идею поддержал В.Г.Белинский : «отнимать право у искусства служить общественным  интересам – значит унижать его».  Н.Г.Чернышевский развил мысль, отметив, что художник  должен: быть реалистом; быть мыслителем и учителем; быть революционером.

ГОГОЛЕВСКОЕ направление

В поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголь выделил два типа писателей:

  • творца «искусства для искусства»
  • писателя-обличителя .

Эту идею поддержал В.Г.Белинский :

«отнимать право у искусства служить общественным

интересам – значит унижать его».

Н.Г.Чернышевский развил мысль, отметив, что художник

должен:

  • быть реалистом;
  • быть мыслителем и учителем;
  • быть революционером.
Эпоха русского романа

Эпоха русского романа

Журналистика  Журналы ( «Современник», «Колокол», «Русское слово», «Искра», «Русский вестник», «Вестник Европы») сыграли огромную роль в развитии русской литературы и искусства. «Современник» - руководитель Н.А.Некрасов – представлял революционно демократическое направление. Политическим и критическим отделами руководил Н.Г.Чернышевский . В 1856 году присоединился Н.А.Добролюбов . В 1866 году журнал был запрещён  цензурой. Идеи «Современника» Н.А.Некрасов  продолжил в журнале «Отечественные записки» (1868). Группа писателей журнала «Современник»

Журналистика

Журналы ( «Современник», «Колокол», «Русское слово», «Искра», «Русский вестник», «Вестник Европы») сыграли огромную роль в развитии русской литературы и искусства.

«Современник» - руководитель Н.А.Некрасов

представлял революционно демократическое направление. Политическим и критическим отделами руководил Н.Г.Чернышевский .

В 1856 году присоединился Н.А.Добролюбов .

В 1866 году журнал был запрещён

цензурой.

Идеи «Современника» Н.А.Некрасов

продолжил в журнале

«Отечественные записки» (1868).

Группа писателей

журнала «Современник»

Уточняющие вопросы:  Если я правильно понял, то.. ? Объясняющие вопросы: Почему? Практические вопросы: Где в жизни могут использоваться…? Оценочные вопросы: Что хорошо? Что плохо? Простые вопросы: Что? Когда? Где? Культурно-историческое развитие России второй половины XIX в. Творческие вопросы: Что было бы, если…?

Уточняющие вопросы:

Если я правильно понял, то.. ?

Объясняющие вопросы:

Почему?

Практические вопросы:

Где в жизни могут использоваться…?

Оценочные вопросы:

Что хорошо?

Что плохо?

Простые вопросы: Что?

Когда?

Где?

Культурно-историческое развитие России второй половины

XIX в.

Творческие вопросы:

Что было бы, если…?