СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература XIX века. Темы, проблемы, направления.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общее положение страны. Проблемы в лиетарутре. тмы Направления. Сравнение реализма и романтизма.

Просмотр содержимого документа
«Литература XIX века. Темы, проблемы, направления.»

 До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных в России в 19 веке, но и поражающее разнообразие их.      М Горький

До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных в России в 19 веке, но и поражающее разнообразие их.

М Горький

Как вы понимаете слова М.Горького? О каких талантливых писателях и поэтах говорит М.Горький Вспомните и назовите произведения 18го и  19го века, изученные в 9 классе. Какие из них вам запомнились больше и почему? Какие вопросы, проблемы ставили перед собой авторы в этих произведениях? *произведение, на ваш взгляд, самое трудное для современного юного читателя?
  • Как вы понимаете слова М.Горького?
  • О каких талантливых писателях и поэтах говорит М.Горький
  • Вспомните и назовите произведения 18го и 19го века, изученные в 9 классе.
  • Какие из них вам запомнились больше и почему?
  • Какие вопросы, проблемы ставили перед собой авторы в этих произведениях?
  • *произведение, на ваш взгляд, самое трудное для современного юного читателя?

С какими трудностями столкнулось развитие литературы в начале и середине века? Крепостное право Резкое расслоение населения Политический гнет (жесткая царская цензура) Преследование «неугодных» стране деятелей и пр. «У народа, лишенного общественной свободы, литература—единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» (А.И.Герцен).
  • С какими трудностями столкнулось развитие литературы в начале и середине века?
  • Крепостное право
  • Резкое расслоение населения
  • Политический гнет (жесткая царская цензура)
  • Преследование «неугодных» стране деятелей и пр.

«У народа, лишенного общественной свободы, литература—единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» (А.И.Герцен).

«Деятели» XIX века Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство .  В первой четверти века литература становится ведущей областью русской культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией . Произведения походили на политические памфлеты, боевые, революционные призывы, воодушевлявшими передовую молодежь .  В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция . Во второй половине XIX в ведущая роль в культуре принадлежит разночинцам, к которым относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации.

«Деятели» XIX века

  • Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство .
  • В первой четверти века литература становится ведущей областью русской культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией . Произведения походили на политические памфлеты, боевые, революционные призывы, воодушевлявшими передовую молодежь .
  • В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция . Во второй половине XIX в ведущая роль в культуре принадлежит разночинцам, к которым относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации.

Основные темы русской литературы XIX века 1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?»  А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души» 1855 – 1861 – основной вопрос : «Кто виноват?»  И.С.Тургенев «Записки охотника», «Рудин», И.А.Гончаров «Обломов», М.Е.Салтыков-Щедрин «Губернские очерки», Ф.М.Достоевский «Дядюшкин сон». 1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?»  Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»

Основные темы русской литературы XIX века

1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

1855 – 1861 – основной вопрос : «Кто виноват?»

И.С.Тургенев «Записки охотника», «Рудин», И.А.Гончаров «Обломов», М.Е.Салтыков-Щедрин «Губернские очерки», Ф.М.Достоевский «Дядюшкин сон».

1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?»

Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»

Основные проблемы в литературе 19 века    добро и зло;  вина и наказание;  мир и война;  энергия человека и его бездействие;  мудрость и легкомыслие;  любовь и отчуждение;  деспотизм и рабство;  труд и праздность;  тело и душа;  вера и скепсис.

Основные проблемы в литературе 19 века

  • добро и зло;
  • вина и наказание;
  • мир и война;
  • энергия человека и его бездействие;
  • мудрость и легкомыслие;
  • любовь и отчуждение;
  • деспотизм и рабство;
  • труд и праздность;
  • тело и душа;
  • вера и скепсис.