СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная

Нажмите, чтобы узнать подробности

инсценирование отрывков из художественных произведений

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная»

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ (ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР)

« ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ КНИГ»

Лепина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Зарянская школа Володарского М О»

Цель: воспитание интереса к произведениям русской литературы , привитие чувства прекрасного, воспитание гордости за родную культуру.

Задачи :

– развитие духовно-нравственных ценностей;

– привитие потребности у учащихся в чтении литературы;

– развитие познавательного интереса.



Ход проведения

Ведущий1. Литература – это фантастический и удивительный мир! И этот удивительный мир нам открывают поэты, прозаики, драматурги.

Они создали прекрасные, неповторимые, вечные произведения искусства, создали бессмертные образы женственности, мужества , преданности, героизма, чистоты, вечной любви.

Ведущий 2. И сегодня мы приглашаем всех вас в Литературную гостиную. Вы встретитесь с вашими любимыми героями!

Ведущий 1. Праздник начинается! (под музыку все герои входят в зал парами и садятся за столики)

Чтение стихотворений А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…»,отрывок из романа «Евгений Онегин» (письмо Татьяны – инсценирование), инсценирование отрывка из повести «Капитанская дочка»

  1. Пугачев (Швабрину). Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее.
    Швабрин (испуганно, взглянув на Гринева). Государь, она не под караулом... она больна... она в светлице лежит.
    Пугачев (вставая). Веди ж меня к ней.

    Швабрин нерешительно идет к перегородке. Пугачев и Гринев следуют за ним. У занавески Швабрин останавливается.

    Швабрин (Пугачеву). Государь! Вы властны требовать от меня что вам угодно, но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей.
    Гринев (в ярости). Так ты женат!
    Пугачев (останавливая его). Тише! Это мое дело. (Швабрину.) А ты не умничай и не ломайся: жена ли она тебе или не жена, а я веду к ней кого хочу. (Гриневу.) Ваше благородие, ступай за мной!
    Швабрин (загораживая собой занавеску). Государь, предупреждаю вас, что она в белой горячке и третий день, как бредит без умолку.
    Пугачев (отстраняя Швабрина). Пропусти! (Откидывает занавеску и входит вместе с Гриневым на левую половину.)

    Там на полу, в крестьянском оборванном платье, сидит Маша, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед ней стоит кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. Увидя Гринева, Маша вздрогнула и закричала.
    Гринев бросается к ней.

    (Швабрину, с горькой усмешкой.) Хорош у тебя лазарет! (Маше.) Скажи мне, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? В чем ты перед ним провинилась?
    Маша. Мой муж? Он мне не муж! Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят!
    Пугачев (грозно взглянув на Швабрина). И ты смел меня обманывать! Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?

    Швабрин падает на колени, обнимает ноги Пугачева. Гринев с омерзением смотрит на него.

    Швабрин. Помилуй, государь! Пощади!..
    Пугачев (смягчившись). Милую тебя на сей раз, но знай, что при первой вине тебе припомнится и эта. (Маше.) Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я — государь.

    Маша быстро взглянула на него и догадалась, что перед ней убийца ее родителей. Она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств. Гринев кидается к ней, но в эту минуту вбегает Палашка и начинает приводить в чувство свою барышню. Пугачев выводит Гринева из-за перегородки на правую половину, задернув занавеску.

    (Смеясь, Гриневу.) Что, ваше благородие? Выручили красную девицу! Как думаешь, не послать ли за попом да не заставить ли его обвенчать племянницу? Пожалуй, я буду посаженым отцом. Швабрин дружкою; закутим, запьем — и ворота запрем!
    Швабрин (бросаясь к Пугачеву, в исступлении). Государь! Я виноват, я вам солгал, но и Гринев вас обманывает. Эта девушка не племянница здешнего попа: она дочь Ивана Миронова, который казнен при взятии здешней крепости.
    Пугачев (с недоумением, Гриневу). Это что еще?
    Гринев (твердо). Швабрин сказал тебе правду.
    Пугачев ( Гриневу). Ты мне этого не сказал!
    Гринев. Сам ты рассуди, можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива. Да они бы ее загрызли. Ничто бы ее не спасло!
    Пугачев (смеясь). И то правда: мои пьяницы не пощадили бы бедной девушки! Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их. (Садится на лавку.)
    Гринев (ободрясь, подходит к Пугачеву). Слушай, как тебя назвать, не знаю да и знать не хочу. Но Бог видит, что жизнию рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты — мой благодетель. Доверши, как начал: отпусти меня с бедною сиротой, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы е тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души...
    Пугачев (тронутый). Ин быть по-твоему! Казнить — так казнить, жаловать — так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь. (Швабрину.) Выдай ему пропуск во все заставы и крепости, подвластные мне!

    Швабрин отходит к столу, пишет. Из-за занавески выходит Маша.

    Гринев (подойдя к Маше). Милая Марья Ивановна, я почитаю тебя своею женою. Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно; ничто на свете не может нас разлучить! (Берет ее руку в свои.)
    Маша (глядя ему в глаза). До могилы ты один останешься в моем сердце!
    Пугачев (Швабрину, беря у него пропуск). Лошади готовы?

    Швабрин уходит.

    (Передает пропуск Гриневу.) Прощай, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь.
    Гринев горячо жмет его руку и вместе с Машей провожает его до дверей. Звон колокольчиков отъезжающей тройки

Ведущий 2. Пушкин – это наше все! Он неисчерпаем, как неисчерпаема сама жизнь .













Инсценирование отрывка из произведения «Недоросль Д. И. Фонвизина

Сцена.

Мать: Во-первых, прошу милости всех садиться.


(Все садятся, кроме Митрофана и Еремеевны.)

   Вот в чем дело, батюшка. За молитвы даровал нам господь Митрофанушку.   Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Гость:  О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях. Любопытно бы послушать, чему он научился.

Мать: Всем наукам, батюшка.        

Отец:  Всему,    мой отец.

Митрофан: Всему, чему изволишь.

Гость: Чему ж бы, например?

Митрофан: (подает ему книгу). Вот, грамматике.

Гость:  (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна...

Гость: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Гость: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Гость: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофа:. И ведомо.

Мать: Что, каково, мой батюшка?

Отец: Каково, мой отец?

Гость:   Нельзя лучше. В грамматике он силен. Я думаю, не меньше и в истории.

Гость:   (Митрофану). А далеко ли вы в истории?

Митрофан: Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Гость:    А! вот о какой истории идет речь!

Мать: Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.  

Гость:  Да не у ней ли оба вы учились и географии?

Мать:   (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан:  (тихо матери). А я почем знаю.

Мать:  (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан: (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.

 Мать:   (гостю). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Гость:.  География.

Мать: (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан: Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Мать: (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.

Гость:  Описание земли.

Г-жа .Простакова : А зачем она эта наука-то?

Гость:  Сгодилась бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова: Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Гость:  О, конечно, сударыня. В невежестве утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Мать: Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?

Гость: Плохо! В невежестве живете, о дитяти не думая, растет он недорослем! Вот злонравия достойные плоды


Ведущий 1 . Творчество Д.И. Фонвизина – чудесный, неповторимый, прекрасный мир!



Сцена из романа М Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Когда он поравнялся с сидящей на скамье женщиной, она подняла голову, взгляды их встретились, она вздрогнула от неожиданности.

Вера!
Вера: Я знала, что вы здесь.
Печорин: (сел возле нее и взял ее за руку). Мы давно не виделись.
Вера:. Давно. И переменились оба во многом!
Печорин: Стало быть, уж ты меня не любишь!..
Вера: Я замужем!..
Печорин: Опять? Однако несколько лет тому назад эта причина также существовала, но между тем...

(Вера выдернула свою руку из его руки.)

Может быть, ты любишь своего второго мужа?..

(Вера молча отвернулась).

Или он очень ревнив?

(Вера молчит).

Что ж? Он молод, хорош, особенно, верно, богат и ты боишься...
Вера: (взглянула на него с выражением глубокого отчаяния). Скажи мне, тебе очень весело меня мучить? Я бы тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий... (Ее голос задрожал, она склонилась к Печорину и опустила голову на грудь его.)

(Он ее обнял. Слышен отдаленный раскат грома.)

(Подняла голову.) Идет гроза... (Поспешно.) Мы живем рядом с княгиней Лиговской. Мой муж дальний ее родственник. Ты должен познакомиться с Лиговскими. Мы только там можем видеться. Обещай мне, что ты с ними познакомишься.
Печорин: Даю тебе слово.

(Близкий удар грома).

Вера (встает): Прощай. (Быстро уходит.)
Печорин (один, задумчиво): «Ты ничего мне не дал, кроме страданий...» Может быть, ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда... Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастья, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь: теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже, мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!..

Ведущий 1. Герои М. Ю. Лермонтова покоряют наши сердца. И так будет всегда!

Сцена из произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Оксана (сама с собою глядя в зеркало): Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? будто хороши мои черные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! (Отодвигает несколько подалее от себя зеркало, восклицает) Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя.

 

Тихо и незаметно входит Вакула. Он, пожимая плечами, наблюдает, как вертится Оксана у зеркала.

 

Вакула (тихо говорит в сторону): Чудная девка! И хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!

 

Оксана (продолжает говорить сама с собою, глядя в зеркало и усмехаясь): Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня, как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Всё это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!

 

Оксана (оборачивается, видит кузнеца, вскрикивает от неожиданности и тут же набрасывается на него со словами): Зачем ты пришел сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О! я знаю вас! Что, сундук мой готов?

 

Вакула (говорит, комкая от волнения в руках шапку): Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни у одной поповны не будет такого сундукаНе сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!

 

Оксана (сменяя гнев на милость, кокетливо): Кто ж тебе запрещает? Говори и гляди!

 

Вакула (говорит с осторожностью и пытается присесть рядом на скамью): Позволь и мне сесть возле тебя!

 

Оксана (вскакивает, отряхивает платье и говорит свысока): Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею!

 

Вакула (в сторону, грустно повесив голову): Не любит она меня. Ей всё игрушки; а я стою перед нею, как дурак, и очей не свожу с нее. И всё бы стоял перед нею, и век бы не сводил с нее очей! Чудная девка, а я ее так люблю, как ни один человек на свете не любил, и не будет никогда любить.

 

Оксана (весело): Правда ли, что твоя мать ведьма?

 

Вакула (тоже весело): Что мне до матери? ты у меня мать и отец и всё, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, всё отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами. Не хочу, сказал бы я царю, ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства. Дай мне лучше мою Оксану!

 

Оксана: Видишь какой ты! только отец мой сам не промах. Увидишь, когда он не женится на твоей матери. (обеспокоенно посматривает в окно) Однако ж девчата не приходят... Что б это значило? Давно уже пора колядовать. Мне становится скучно.

 

Вакула: Бог с ними, моя красавица!

 

Оксана (дерзко, с вызовом): Как бы не так! С ними, верно, придут парубки. Тут-то пойдут балы. Воображаю, каких наговорят смешных историй!

 

Вакула (с горечью в голосе): Так тебе весело с ними?

 

Оксана (кокетливо): Да уж веселее, чем с тобою. А! Кто-то стукнул, верно, девчата с парубками! (подбегает к окну и смотрит).

 

Вакула (в сторону): Чего мне больше ждать? Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова. Но если ж так, не достанется, по крайней мере, другому посмеяться надо мною. Пусть только я, наверное, замечу, кто ей нравится более моего; я отучу... (громко) Постой, я сам отворю!

 

Вбегает толпа девушек с мешками, смеясь, окружает Оксану. Достают из мешков подарки за колядки, хвастаются. Оксана веселится. Кузнец стоит в стороне. Неожиданно Оксана обращает внимание на сапожки одной из девушек.

 

Оксана: Э, Одарка! У тебя новые черевики! Ах, какие хорошие! И с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который всё тебе покупает; а мне некому достать такие славные черевики.

 

Вакула: Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит!

 

Оксана (надменно, с иронией): Ты? Посмотрю я, где ты достанешь черевики, которые могла бы я надеть на свою ногу. Разве принесешь те самые, которые носит царица.

 

Девчата (весело): Видишь, каких захотела!

 

Оксана: Да! Будьте все вы свидетельницы, если кузнец Вакула принесет те самые черевики, которые носит царица, то, вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж.

Девушки убегают, смеясь.

 

Вакула (сам с собой): Смейся, смейся! Я сам смеюсь над собою! Думаю, и не могу вздумать, куда девался ум мой. Она меня не любит — ну, бог с ней! будто только на всем свете одна Оксана. Слава богу, девчат много хороших и без нее на селе. Да что́ Оксана? С нее никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться.

 

За занавесом слышится звонкий смех девчат и слова Оксаны: «Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!».

Кузнец обхватывает голову руками и убегает прочь.

 

Ведущий 1. Сочинения Н.В. Гоголя вызывают у нас самые разнообразные чувства: мы умираем от страха, когда читаем «Вий» и смеемся, читая «Вечера на хуторе близ Диканьки»









Сцена из «Грозы» А.Н. Островского

Входит Барыня с лакеями. Катерина с криком прячется.

Явление шестое

Те же и Барыня .

Барыня . Что прячешься? Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется!

Пожить хочется! Как не хотеться! – видишь, какая красавица. Ха-ха-ха! Красота! А ты молись

богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей

соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь!

Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весело! Старики старые,

благочестивые об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все

тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!

Катерина прячется.

Куда прячешься, глупая? От бога-то не уйдешь! Все в огне гореть будете в неугасимом!

(Уходит.)

Катерина . Ах! Умираю!

Варвара . Что ты мучаешься-то, в самом деле? Стань к сторонке да помолись: легче

будет.

Катерина (подходит к стене и опускается на колени, потом быстро вскакивает) . Ах!

Ад! Ад! Геенна огненная!

Кабанов, Кабанова и Варвара окружают ее.

Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед

богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь,

помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…

Кабанов (растерявшись, в слезах, дергает ее за рукав) . Не надо, не надо, не говори! Что

ты! Матушка здесь!

Кабанова (строго) . Ну, ну, говори, коли уж начала.

Катерина . И все-то десять ночей я гуляла… (Рыдает.)

Кабанов хочет обнять ее.

Кабанова . Брось ее! С кем?

Варвара . Врет она, она сама не знает, что говорит.

Кабанова . Молчи ты! Вот оно что! Ну, с кем же?

Катерина . С Борисом Григорьичем.

Удар грома.

Ах! (Падает без чувств на руки мужа.)

Кабанова . Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!


Ведущий2. Прожить без А.Н. Островского – значит сознательно лишить себя великой радости приобщения к лучшим достижениям мировой культуры.


Ведущий 1. Вот и все. Окончен праздник.


Ведущий 2. Как жаль нам всем сегодня расставаться.


Ведущий 1. Но мы расстаемся ненадолго. Книги наших любимых писателей стали нашими настольными книгами. И герои их произведений всегда с нами.


Ведущий 2. Низкий поклон создателям мировых литературных шедевров. Вы и ваше искусство будете жить вечно!


Ведущий 1. Любите Литературу! Читайте! Литература – это жизнь!