СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Мой урок ЧТЕНИЯ»


Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 4 класс.


Цели:

1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся.

Формировать умение прогнозировать текст.

2. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

3. Воспитывать любовь к чтению, к книге.


Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Организационный момент.

- Любим мы читать и слушать
Сказки и стихи про дружбу,
Ритм ногами отбивать
И героев оживлять.
Здравствуй, сказка и рассказ,
Что готовишь нам сейчас? /хором/



2. Вступительная беседа.

- Почему этими строками начинаем мы наш урок?


- Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством и стихотворениями какого русского поэта?

- А.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже будете читать его произведения.

- Вот и сегодня на уроке мы будет говорить о сказке А.Пушкина «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»

- Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин? /слайд /

- Кто был лучшим другом поэта?

- Где учился А. С. Пушкин?

- С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?

- Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть?

- Кто готов сегодня их прочесть?


3. Проверка домашнего задания. /по 1 ученику/


- Домашнее задание у вас было по выбору, вы выучили то стихотворение, которое вам больше всего понравилось:

  • Кто учил стихотворение «Няне» встаньте около 1 парты 1 ряда.

  • Кто учил стихотворение «Туча», те встанут около 1 парты 2 ряда.

  • А кто учил стихотворение «Осень», те встанут около 1 парты 3 ряда.

- Каждый расскажет стихотворение в своей группе, оцените ответы, а потом выберите лучшего. Он будет отвечать у доски.

- Какое чувство возникает у тебя при чтении стихотворения «Осень»?



- Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к стихотворению «Туча»?

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал стихотворение «Няне»?

- Молодцы ребята. Вы отлично справились с домашним заданием.


4. Постановка цели урока.


- В своих стихотворениях А.Пушкин воспевает красоту природы, замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке. А какие чудеса в сказках?


- Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?





5. Работа над сказкой.


- Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже знакома, может быть вы даже видели мультфильм, на уроках труда мы делали с вами творческую коллективную работу, а сегодня посмотрим на Пушкинский удивительно красивый язык.

- В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.

- При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов.



Лексическая работа.

Инда очи разболелись – глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Девичник – вечеринка.


Чтение сказки.


- Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к. нужно будет отвечать на вопросы.


Беседа о прочитанном.


- С какими героями сказки вы познакомились?

- Какое время года описывается в данной части?

- Сколько месяцев ждала царица своего царя?

- Какое чудо произошло накануне Рождества?

- Когда воротился царь-отец?

- Что произошло с царицей?

- Через сколько времени царь женился на другой?

_ Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.

- Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем, представив себя богатырями как в сказке А. Пушкина.


Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Прогнозирование содержания сказки.


- Ребята, давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке.


Самостоятельное чтение учащимися. С. 73 – 74


- Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1 вариант читает половину части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант читает 2 часть 1 варианту. Читаете внимательно, так как вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:


- Найти и прочитать описание царицы.




- Что было дано ей в приданое?



- Какое свойство имело зеркало?



- Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.


Чтение по цепочке 3 части с. 74 - 76

- А сейчас мы прочитаем 3 часть по цепочке.

- Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части.


Беседа о прочитанном.

- Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?

- Какой была молодая царица?

- Как звали её жениха?

- Какое приданое приготовил царь своей дочери?


- Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

- Как повела себя царица с зеркалом?

- О каком качестве царицы этот поступок говорит?

- Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

- Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?


Итог: - Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.


- Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.


6. Итог урока.


- Что особенно вам понравилось на уроке?
- Что нового для себя вы узнали на этом уроке?
- Ребята, может быть вы хотите прочитать еще другие произведения А. Пушкина. В школьной библиотеки вы найдите очень много интересных произведений А.Пушкина?

- Оценки, которые вы получили в группах, это оценки за урок. Сегодня вы работали активно. Молодцы.


7.Домашнее задание.

  • Подготовить выразительное чтение 1-3 части сказки

- А вот следующее задание по выбору:

  • Происценировать сцену с зеркалом.

  • Составить кроссворд по сказке А. Пушкина.














Урок чтения, говорим о сказках, рассказах

А. С. Пушкин










6 июня 1799 г., в Москве

Арина Родионовна

В Царскосельском лицее

В. А. Жуковским

Туча. Няня. Осень.




О Ц Е Н К И












Возникает чувство грусти, так как приближается зима.














Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”.































Царь, царица, дочь

Зима

9 месяцев

Родилась у царя дочь

Рано утром

Умерла

Через год

































Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.


Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;


Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.











Царицу с зеркалом.

Белолица, черноброва

Елисей

Семь торговых городов, да 140 теремов

Но царевна всех милее, всех румяней и белее.



Злость, зависть



Злые, низкие, мстительные






Просмотр содержимого презентации
«Презентация к моему уроку чтения»

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

6 июня 1799 года, в Москве  Арина Родионовна  в Царскосельском лицее  В. А. Жуковским  Туча. Няня. Осень

6 июня 1799 года, в Москве

Арина Родионовна

в Царскосельском лицее

В. А. Жуковским

Туча. Няня. Осень

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Лексическая работа глаза разболелись Инда очи разболелись- Сочельник- вечер накануне Рождества Перст - палец Сенная девушка- служанка

Лексическая работа

глаза разболелись

Инда очи разболелись-

Сочельник-

вечер накануне Рождества

Перст -

палец

Сенная девушка-

служанка

Физкультминутка Дружно встали – раз, два, три.  Мы теперь богатыри.  Мы ладонь к глазам  приставим,  Ноги крепкие расставим,  Поворачиваясь вправо  Оглядимся величаво.  И налево надо тоже  Поглядеть из-под ладошек.  И направо, и еще  Через левое плечо.  Буквой Л расставим ноги,  Точно в танце - руки в боки.  Наклонились влево, вправо,  Получается на славу!

Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце - руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу!

Найдите и прочитайте описание    царицы.
  • Найдите и прочитайте описание царицы.

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда , ломлива,

Своенравна и ревнива.

Что было дано ей в приданое?  Какое свойство имело зеркало?
  • Что было дано ей в приданое?
  • Какое свойство имело зеркало?

Какую картину вы нарисовали в своем воображении?
  • Какую картину вы нарисовали в своем воображении?

Какой была молодая царица?
  • Какой была молодая царица?

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

Как звали её жениха?
  • Как звали её жениха?

Королевич Елисей

Что ответило зеркало мачехе?
  • Что ответило зеркало мачехе?

«Но царевна всех милее, всех румяней и белее»

Итог урока  Что особенно Вам понравилось на уроке? Что нового для себя Вы узнали на этом уроке?

Итог урока

  • Что особенно Вам понравилось на уроке?
  • Что нового для себя Вы узнали на этом уроке?

Домашнее задание  подготовить выразительное чтение I - III части сказки. Задание по выбору:  происценировать сцену с зеркалом; составить кроссворд по сказкe А.С.    Пушкина.

Домашнее задание

  • подготовить выразительное чтение I - III части сказки.

Задание по выбору:

  • происценировать сцену с зеркалом;
  • составить кроссворд по сказкe А.С. Пушкина.

Спасибо за работу .

Спасибо за работу .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!