Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
1-4 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету « Литературное чтение » составлена на основании следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, с последующими изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2010 № 1241)
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Э. Э. Кац. Программа курса «Литературное чтение». Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. Учебно-методический комплект «Планета знаний» - М.; АСТ: Астрель, 2012.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Рабочая программа по литературному чтению соответствует учебному плану школы в 1-4 классах.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий, которые отражены в Основной образовательной программе начального общего образования
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Цели и задачи курса
Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования;
формирование у младших школьников начальные представления о самобытности и значимости культуры родного края, являющейся частью национальной культуры, используя потенциальные возможности региональной детской литературы.
Описание места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и согласно базисному плану школы на изучение литературного чтения в начальной школе выделяется 540 ч, из них:
в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели),
во 2-4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения предмета «Литературное чтение» для 1-4 классов
1 класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
Речевая и читательская деятельность
воспринимать на слух художественное произведение;
сознательно, плавно, правильно читать целыми словами, скорость чтения 25-20 слов в минуту;
объяснять смысл названия произведения;
читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Творческая деятельность
выразительно читать и учить наизусть стихотворения.
Литературоведческая пропедевтика
выделять рифмы в тексте стихотворения;
различать сказки, стихотворения, рассказы.
2 класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
Речевая и читательская деятельность
воспринимать на слух художественное произведение, определять произведённое им впечатление;
читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
объяснять действия персонажей;
делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
сравнивать героев разных произведений;
ставить вопросы к тексту.
Творческая деятельность
создавать рассказ по циклу картинок;
рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой учащихся.
Литературоведческая пропедевтика
выделять рифмы в тексте стихотворения
3 класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
эмпатия – умение определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметные
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные
правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, место логического ударения;
пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения;
определять и оценивать позиции литературных героев;
выявлять тему и главную мысль произведения;
сопоставлять героев, идеи разных произведений;
формулировать вопросы к тексту; составлять план рассказа;
определять свое и авторское отношение к героям;
составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
читать по ролям художественное произведение;
продолжать сюжет произведения, историю героя;
участвовать в инсценировании произведения.
создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;
выражать свое отношение к литературным произведениям, в устной и письменной форме, рисунках.
различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы.
определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа
использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.
Работа с информацией
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
понимать информацию, представленную в неявном виде;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
использовать различные виды чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
формулировать несложные выводы;
сопоставлять и обобщать информацию;
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
составлять небольшие отзывы о прочитанном;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную информацию.
4 класс
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
полноценное восприятие художественной литературы;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные освоение приемов поиска нужной информации;
овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметные
формирование необходимого уровня читательской компетентности;
овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
умение пользоваться словарями и справочниками;
осознание себя, как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Работа с информацией
находить в тексте конкретные сведения, факты;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
понимать информацию, представленную в неявном виде;
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
использовать различные виды чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
формулировать несложные выводы;
сопоставлять и обобщать информацию;
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
составлять небольшие отзывы о прочитанном;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую информацию).
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
2 класс (136 часов)
Осень пришла (12 ч):
Вспомним лето (6 ч)
С. Щипачёв «Подсолнух»; И.Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».
Здравствуй, осень (6 ч)
М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; К. Паустовский «Прощание с летом».
Внеклассное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада».
Народные песни, сказки, пословицы (30 ч)
Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок...», «Ходит конь по бережку...», «Заинька, где ты был-побывал...»; шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».
Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алё нушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».
Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип…»; сербская колыбельная «Нашей Любице…»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок…»
Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».
Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.
Внеклассное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю...»; «Тень-тень, потетень…»; шведская песня «Отличные пшеничные…»; французская песня «Сюзон и мотылёк».
Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».
Зимние картины (12 ч)
И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок). Загадки о зиме.
Внеклассное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; М. Пришвин «Птицы под снегом».
Авторские сказки (35 ч)
К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен «Оле-Лу-койе» (главы); А. Толстой «Золотойключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».
Внеклассное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Писатели о детях и для детей (32 ч)
Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю...», А. Майков «Спи, дитя моё, усни…»; И. Токмакова «Как на горке — снег, снег...»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».
Внеклассное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».
Весеннее настроение (15 ч)
Русские народные песни: «Идёт матушка-весна...», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних...»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?».
Внеклассное чтение. Народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; О. Дриз «Зелёная карета»; М. Пришвин «Трясогузка».
Региональное содержание "Морянка" (6 ч)
Мой Север, скупой чародей! Ф. Абрамов «Комары», «Осина», «Соловей», «Жаворонок», «Ржаное поле», «Сентябрь», «Первый снег», «Январь», «Утренняя заря», «Где лето с зимой встречается». В. Белов «Тунеядец». И. Полуянов «Без парашюта», Н. Рубцов «Про зайца», Д. Ушаков «Морошка».
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»
Обучающиеся 2 класса научатся:
объяснять смысл заглавия произведения;
делить текст на части и озаглавливать их;
определять основную мысль текста;
характеризовать героя, выбирая слова из предложенного списка;
объяснять причины поступков героя;
пересказывать небольшое произведение или фрагмент;
выражать своё отношение к герою произведения;
формировать умение сочинять сказки, загадки по темам и рисункам;
заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста.
Обучающиеся 2 класса получат возможность научиться:
пересказывать тексты от имени одного из героев;
развивать сюжет произведения;
писать сочинения-миниатюры;
читать по ролям;
составлять устные рассказы по рисункам;
находить средства выразительности;
Планируемые предметные результаты изучения освоения программы «Морянка»
Обучающиеся 2 класса научатся:
узнавать произведения Северных писателей и поэтов (Ф. Абрамов, С. Писахов, Н. Рубцов)
воспринимать художественные произведения северных писателей и поэтов в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова;
находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о русском Севере;
использовать источники дополнительной информации для расширении знаний о культуре родного края;
понимать тексты о природе;
Обучающиеся 2 класса получат возможность научиться:
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека.
Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение»
2 класс (136 ч)
№ | Наименование разделов | Всего часов | Внеклассное чтение | Тематические проверочные работы | Проект | Р.с.М. |
1 | Осень пришла | 12 | 1 | | | 3 |
2 | Народные песни, сказки, пословицы | 30 | 1 | 1 | | |
3 | Зимние картины | 12 | 1 | | | 1 |
4 | Авторские сказки | 35 | 1 | 1 | | |
5 | Писатели о детях и для детей | 32 | 1 | | | |
6 | Весеннее настроение | 15 | 1 | 1 | 1 | 2 |
| Общее количество часов: | 136 | 6 | 3 | 1 | 6 |
Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение» 2 класс
№ урока | Осо бые пометки | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
Дата |
| | Осень пришла 12 часов |
| | Вспомним лето – 6 часов |
1/1 | Р.с.М.1 | Вспомним лето. Лето в произведениях писателей, поэтов Севера. | Личностные Оценивать свои эмоциональные реакции. Соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями. Регулятивные Воспринимать на слух художественное произведение, Читать вслух осмысленно, выразительно, передавать нужную интонацию. Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, определять место паузы, способ выделения слов. Развитие внимания к ритму стихотворения Формирование умений работать с текстом: пересказывать отдельные части рассказа, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос, рассказывать по предложенному плану, выборочно, кратко. Объяснять смысл названия произведения. Выявлять основную мысль произведения. Овладение «технологией» осмысленного выразительного чтения лирического произведения. Развитие внимания к слову в поэтическом тексте. Познавательные Развитие внимания к структуре книги, к информации, помещенной на титульном листе, в предисловии, оглавлении. Развитие внимания к смыслу отдельных слов и словосочетаний в поэтическом тексте. Формирование умения пользоваться толковым словарем, находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения. Сопоставление картин природы в стихотворениях разных поэтов Коммуникативные Формирование умения рассказывать о зрительных и звуковых впечатлениях, переданных поэтом.. Внимательно выслушивать собеседника и оценивать его высказывание. | |
2/2 | | Картины летней природы в стихотворении С. П. Щипачева«Подсолнух» | |
3/3 | | Ритм стихотворения И. З. Суриков«Степь» (отрывок) | |
4/4 |
| Знакомство с произведением И.С.Соколова-Микитова «Вертушинка» | |
5/5 | | Словесное рисование иллюстрации к рассказу И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка» | |
6/6 | | Составление рассказа о собственных летних впечатлениях по произведению О. О. Дриз«Кончилось лето» | |
| | |
Здравствуй, осень (6 ч) | |
7/1 | | Знакомство со сравнением как художественным приемом. М. М. Пришвин«Полянка в лесу» | Личностные Формирование эстетической оценки произведения изобразительного искусства. Развитие внимания к деталям изображенных на картине предметов. Развитие внимания к собственным чувствам, вызванным литературным произведением, к точности слова, использованного писателем. Регулятивные Вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос. Познавательные Объяснять действия персонажей, определять отношение автора к героям. Определять настроение, выраженное в произведении, передавать его при чтении. Определять впечатление от прочитанного. Выражать свое отношение к прочитанному, обсновывать его. Обучение созданию рассказа по аналогии с прочитанным, записи его Формирование умения находить в тексте стихотворения слова и словосочетания, позволяющие ответить на поставленный вопрос. Коммуникативные Объяснять переносное значение слов, фразеологизмы. Привлекать свой жизненный опыт, рассказываяо своем впечатлении. Получать нужную информацию, задавая вопросы старшим Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека. Формирование умения выразительно читать лирическое произведение, заучивать стихотворение, выбранное самостоятельно. Развитие внимания к состоянию рассказчика. Формирование умений объяснять действия персонажей, аргументировать сделанные выводы. Формирование умения создавать рассказы на основании впечатлений от прочитанного произведения Сочинять рассказы, записывать их. Подтверждать фрагментами текста ответ на вопрос. | |
8/2 | | Трехсложный ритм стихотворения А. Н. Майков«Осень» | |
9/3 | | Картины осеннней природы в стихотворении А. С. Пушкина«Уж небо осенью дышало…» (отрывок) | |
10/4 | | Создание рассказа по аналогии с прочитанным.К. Г. Паустовский «Прощание с летом» | |
11/5 | Р.с.М. 2 | Картинная галерея И. И. Машков«Натюрморт. Камелия». Писатели и поэты о растениях нашего края. | |
12/6 | Р.с.М.3 Вн. ч. 1 | Внеклассное чтение. Осень в произведениях писателей и поэтов, художников Севера | |
| | НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ (30 ч) | |
| | Песни(5ч) | |
13/1 | | Песня как вид народного творчества. | Личностные Формирование эстетической оценки произведения устного народного творчества. Восприятие образа России, родного края. Проявлять уважение к традициям своего народа, к своей малой родине. Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции. Адекватно воспринимать оценку собственной деятельности. Регулятивные Намечать план выполнения заданий на уроках. Познавательные Объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Рисовать иллюстрацию к прочитанному Развитие творческого воображения. Творчество по образцу Коммуникативные Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать ее при чтении. Рассказывать о персонаже по предложенному плану. Придумывать продолжение песни, сочинять. Формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении. | |
14/2 | | Придумывание по аналогии продолжения народной песни «Ходит конь по бережку…» | |
15/3 | | Рассказывание о персонаже по предлложенному плану «Заинька, где ты был…» | |
16/4 | | Творчество по образцу «Спляшем!» (шотландская народная песенка) «Разговор лягушек», «Сенокос» | |
17/5 | | Считалки. | |
| Сказки народов России(15 ч) |
18/1 | | Сказки народов России «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) | Личностные Формирование эстетической оценки авторских произведений Восприятие образа России, родного края. Проявлять уважение к традициям своего народа, к своей малой родине. Сравнивать героев разных произведений. Оценивать действия героев. Выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов. Адекватно воспринимать оценку собственной деятельности. Регулятивные Намечать план выполнения заданий на уроках. Делить произведение на части, озаглавливать их. Определять главную мысль сказки, свое отношение к персонажам произведения Познавательные Сообщение начальных знаний о народах, населяющих Россию. Объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Развитие внимания к многозначности слова и его значению в контексте. Рисовать иллюстрацию к прочитанному Развитие творческого воображения. Творчество по образцуё Объяснять значение устойчивых выражений. Сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства Формирование умения привлекать читательский опыт для сравнения персонажей различных сказок. Формирование умений воспроизводить отдельные сюжетные линии; находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; сравнивать персонажей различных сказок; делать вывод о главной мысли сказки Коммуникативные Читать по ролям. Подтверждать собственное высказывание словами из текста. Создавать продолжение сказки. Создавать рассказ по циклу картинок. Формирование умений пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, озаглавливать отдельные части сказки, оценивать героев, обосновывать свой вывод. Формирование умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста; рассказывать сказку от лица определенного персонажа | |
19/2 | | Русские народные сказки | |
20/3 | | Пересказ фрагмента сказки с использованием сказочной лексики. | |
21/4 | Вн.ч.2 | Внеклассное чтение. Русский фольклор | |
22/5 | | Знакомство с текстом сказки «Хаврошечка» (русская народная сказка) | |
23/6 | | Причины поступков героев сказки «Хаврошечка» | |
24/7 | | Знкомство с текстом сказки «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка) | |
25/8 | | Пересказ русской народной сказки «Мальчик с пальчик» с использованием фольклора. | |
26/9 | | Объяснение причин поступков героев русской народной сказки «Каша из топора» | |
27/10 | | Пересказ сказки от лица героев. «Кукушка» (ненецкая народная сказка) | |
28/11 | | Чтение по ролям сказки «Три дочери» (татарская народная сказка) | |
29/12 | | Проверочная работа № 1 | |
30/13 | | Выделение эпизодов из текста сказки для ответов на вопросы. «Врозь — плохо, вместе — хорошо» (мордовская народная сказка) | |
31/14 | | Прогнозирование развития сюжета сказки «Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка) | |
32/15 | | Создание рассказа по циклу иллюстраций. «Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка | |
| | Колыбельные песни(3 ч) |
33/1 | | Фольклорный жанр и его особенности. «Березонька скрип-скрип…» (русская колыбельная) | Личностные Формирование эстетической оценки произведения устного народного творчества. Восприятие образа России, родного края. Проявлять уважение к традициям своего народа, к своей малой родине. Развитие внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции. собственной деятельности. Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать ее при чтении. Регулятивные Намечать план выполнения заданий на уроках. Познавательные Объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Рисовать иллюстрацию к прочитанному Развитие творческого воображения. Творчество по образцу Коммуникативные Рассказывать о персонаже по предложенному плану. Придумывать продолжение песни, сочинять. | |
34/2
| | Колыбельные песни «Нашей Любице…» (сербская колыбельная) «Спи, усни, мой медвежонок…» (латышская колыбельная) | |
35/3 | | Придумывание колыбельной песни | |
| | | |
| | Сказки народов мира(4 ч) |
36/1 | | «Золотая рыба» (индийская народная сказка) | Личностные Оценивать героев, аргументировать свою позицию. Привлекать свой читательский опыт для оценки персонажей. Регулятивные Формирование умений определять причины поступков персонажей, оценивать их, выбирая нужные слова из предложенного списка, обосновывать свой выбор. Формирование умений выделять реплики персонажей, читать по ролям, передавая интонацию говорящих; определять основную мысль произведения Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию Познавательные Создавать сказки на определенную тему. Формирование умений находить в тексте нужный эпизод, читать или пересказывать его, объяснять и оценивать поступки персонажа, определять главную мысль произведения. Коммуникативные Читать по ролям, передавать интонацию говорящих. Пересказывать текст подробно и кратко, полностью или нужные фрагменты. Подтверждатьсобственное высказывание словами из текста. Формирование умения пересказывать произведение от лица разных персонажей Формирование умения создавать сказки, развивающие поставленную в изучаемом произведении проблему | |
37/2 | | Чтение текста сказки по ролям. |
38/3 | | Пересказ сказки от лица персонажа. «Счастливый мальчик» (иранская народная сказка) |
39/4 | | Создание сказок по образцу «Два ленивца» (сербская народная сказка) «Век живи — век учись» (хорватская народная сказка) |
| | ПОСЛОВИЦЫ(3 ч) |
40/1 | | Пословицы о правде, о труде и лени. | Личностные Соотносить содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей. Регулятивные Подготовка к самостоятельной работе с книгой под руководством учителя и библиотекаря Познавательные Определять особенности жанра. Выявлять смысл пословицы. Коммуникативные Создавать произведения на тему пословиц. | |
41/2 | | Пословицы о дружбе , об учебе. | |
42/3 | | Пословицы разных народов | |
| ЗИМНИЕ КАРТИНЫ (12 ч) |
43/1 | Р.с.М. 4 | Картины зимы в произведениях русских писателей.Зима в произведениях писателей, поэтов Севера. | Личностные Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения. Высказывать свою позицию в диалоге, аргументировать ее, анализировать позицию оппонента Регулятивные Адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения действий. Знакомство с некоторыми принципами построения загадок. Уметь сочинять загадки Познавательные Находить объяснение незнакомых слов в словаре. Выявлять смысл слова в лирическом произведении. Создавать рассказ по предложенным вопросам к репродукции картины. Сочинять рассказ, загадку на задуманную тему. Коммуникативные Рассказывать о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передавать свои переживания. Рассказывать о чувствах и зрительных образах, которое вызвало произведение. Рассказывать о собственных наблюдениях за природой по предложенным вопросам, создавать рассказ по репродукции с картины | |
44/2 | | К. Г. Паустовский «Первый зимний день» Пересказ фрагмента текста. | |
45/3 | | Картинная галерея А. А. Пластов«Первый снег» | |
46/4 | | Картины зимы в стихотворении С. А. Есенина«Пороша» | |
47/5 | | Создание устной картины возникшей при чтении стихотворения С.Есенина. | |
48/6 | | Знакомство с произведением А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» | |
49/7 | | Составление рассказа на заданную тему по произведению А.Пушкина. | |
50/8 | | Объяснение поведения героя в произведении Н. И. Сладкова «Песенки подо льдом» | |
51/9 | | Сопоставление картины природы, созданные писателем и увиденные в жизни. | |
52/10 | | Построение и сочинение загадок о зиме. | |
53/11 | | Загадки о зиме. | |
54/12 | Вн.ч.3 | Внеклассное чтение Зима в произведениях русских писателей | |
| АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (35 ч) |
55/1 | | Прогнозирование поведения персонажей в произведении К. Д. Ушинского«Мена» | Личностные Формирование собственного отношения к героям произведения, умения аргументированно его выразить. Актуализировать прошлый опыт общения с разными видами искусства Регулятивные Работа с текстом: выделять в тексте нужный эпизод и пересказывать его, определять причины поступков героя и оценивать их. Расширение круга чтения. Формирование умения пользоваться аппаратом книги. Развитие внимания к оформлению книги. Формирование умения составлять и записывать план произведения Познавательные Развитие внимания к названию произведения, смысловым оттенкам слова Пересказ фрагментов произведения с использованием слов из текста, определение внутреннего состояния героев, причины их поведения. Оценивание героев произведения, используя предложенный список слов, объяснение сделанных выводов, определение основной мысли произведения, сопоставление персонажей авторских и народных сказок. Умение прогнозировать поведение персонажа. Развитие внимания к состоянию и поведению персонажа, к позиции автора.Формирование умения обосновывать сделанный вывод Развитие внимания к композиции картины, осознание эмоционально-смысловой связи её элементов. Использовать письменную речь для фиксации результатов творческой деятельности. Развитие внимания к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи. Развитие внимания к многозначности слова, выявлению его смысла в контексте. Формирование собственного отношения к прочитанному, умений определять позицию автора в произведении. Развитие умения помещать себя в вымышленную ситуацию, продолжать предложенный сюжет. Развитие внимания к личности рассказчика. Обогащение словаря, определяющего чувства человека. Работа над выразительным чтением прозаического текста. Развитие умения сочинять рассказы по жизненным впечатлениям, ассоциирующимся с прочитанным, и записывать их. Формирование умений определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать внутреннее состояние героев при чтении по ролям, Коммуникативные Умение кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды, развивать отдельные сюжетные линии, Умение пересказывать сюжет понравившейся сказки, характеризовать главного героя, высказывать мнение об иллюстрациях к конкретному произведению. Обогащение словаря, определяющего нравственную характеристику человека. Воспроизводить ситуацию от лица разных персонажей, пересказывать произведение от лица одного из персонажей. | |
56/2 |
| Знакомство с текстом сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
57/3 | | Герои сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
58/4 | | Сопоставление персонажей авторских и народных сказок. | |
59/5 | | Пересказ фрагмента произведения с использованием слов из текста. | |
60/6 | | Инсценирование сказки А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | |
61/7 | | Знакомство с текстом сказки братьев Гримм«Храбрый портной» | |
62/8 | | Работа с текстом сказки. | |
63/9 | | Причины поступков героев сказки. | |
64/10 | | Передача в рисунке впечатления, полученного от чтения сказки | |
65/11 | | Ритм стихотворения И. П. Токмаковой«Гном» | |
66/12 | | Знакомство с текстом сказки Х.-К. Андерсена«Оле Лукойе» | |
67/13 | | Волшебная палочка в произведении Х-К Андерсена | |
68/14 | | Составление рассказа о собственных сновидениях | |
69/15 | | Иллюстрирование произведения Х.-К. Андерсен «Сказки» | |
70/16 | | Краткий и подробный пересказ по произведению братья Гримм «Маленькие человечки» | |
71/17 | | Знакомство с текстом произведения А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | |
72/18 | | Чтение по ролям отрывков сказки | |
73/19 | | Работа над выразительным чтением текста. А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | |
74/20 | | Картинная галерея А. Муха «Плакат» | |
75/21 | | Знакомство с произведением С. Хопп. «Волшебный мелок» | |
76/22 | | Составление словесного портрета фру Мунсен | |
77/23 | | Юн и Софус. | |
78/24 | | Сказочные повести скандинавских писателей | |
79/25 | | Знакомство с текстом произведения Н. Н. Носова«Приключения Незнайки и его друзей» | |
80/26 | | Чтение сказки по ролям | |
81/27 | Вн.ч. 4 | Внеклассное чтение Н. Носов«Приключения Незнайки и его друзей» | |
82/28 | | Музыка стиха (ритм, рифма, звукопись)Б. В. Заходер «Про пана Трулялинского» | |
83/29 | | Знакомство с текстом сказки Дж. Родари«Волшебный барабан» | |
84/30 | | Три конца сказки. | |
85/31 | | Составление плана произведения. С. А. Седов «Два медведя» | |
86/32 | | Знакомство с текстом сказки О. О. Дриз«Очень Высокий Человек» | |
87/33 | | Сочинение сказки определенной эмоциональной окрашенности | |
88/34 | | Северный сказочник Б.Шергин Рифмы. Дразнилки. | |
89/35 | | Проверочная работа № 2 | | |
| | Писатели о детях и для детей (32 часа) |
90/1 | | Колыбельные песни как особый поэтический жанр Л. А. Мей«Баю-баюшки…» А. Н. Майков«Спи, дитя мое, усни…» | Личностные Определять свое отношение к прочитанному, аргументировать его. Привлекать опыт собственных переживаний в процессе анализа произведений. Оценивать свои переживания по поводу собственных оступков. Регулятивные Выявлять общие черты жанра. Определять отличие сказки от рассказа. Объяснять смысл названия произведений. Сравнивать героев. Выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. Объединять слова, близкие по смыслу, группы. Пользоваться толковым словарем. Находить книгу в библиотеке. Ориентироваться в аппарате книги. Сопоставлять иллюстрации разных художников к произведениям одного автора. Познавательные Ставить вопросы к тексту. Выбирать нужное слово из ряда предложенных для решения поставленной задачи. Придумывать подписи к иллюстрациям учебника. Соотносить предложенные пословицы с главной мыслью прочитанного рассказа. Подбирать рифмы. Коммуникативные Выразительно читать текст, делая нужные паузы. Читать по ролям, передавая состояние героев. Пересказывать фрагменты текста, весь текст кратко, от лица персонажей. Характеризовать состояние героев, определять причины совершаемых ими поступков, отношения автора к ним. Сочинять рассказы по жизненным и читательским впечатлениям, записывать их полностью или частично. Рассказывать истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным. Рассказывать о человеке, изображенном на картине, по предложенному плану. Вести диалог: выслушивать мнение оппонента, формулировать свою точку зрения. | |
91/2 | | Сравнение колыбельных песен И. П. Токмакова «Как на горке снег, снег…» О. О. Дриз«Нашумелись…» | |
92/3 | | Колыбельные песни. | |
93/4 | | Закрепление знаний о жанре колыбельной песни А. Л. Барто«Колыбельная» | |
94/5 | | Знакомство с текстом произведения Н. Н. Носова«Фантазеры» | |
95/6 | | Обман и фантазии. Характеристика главных героев. | |
96/7 | | Переживания героя: оценка, причины.С. Я. Маршак «Чего боялся Петя?» | |
97/8 | | Ритм, рифма лирического произведения.А. Л. Барто «Олень» | |
98/9 | | Игры со взрослыми О. Ф. Кургузов«Надоело летать» | |
99/10 | | Определение позиции автора к своим героям Ю. М. Владимиров«Чудаки» | |
100/11 | | Составление рассказа от лица героя рассказа Л. Н. Толстого«Косточка» | |
101/12 | | Нравственный выбор в рассказе А. П. Гайдара«Совесть» | |
102/13 | | Знакомство с текстом рассказа В.Ю.Драгунского «Друг детства» | |
103/14 | | Рассказ истории из собственной жизни | |
104/15 | | Работа над выразительным чтением отрывка прозаического произведения. | |
105/16 | | Картинная галерея. В.И.Суриков «Портрет дочери художника | |
106/17 | Вн.ч. 5 | Внеклассное чтение Поэты о детях. | |
107/18 | | Знакомство с текстом рассказа Л.Н.Толстого «Птичка» | |
108/19 | | Сравнение героев рассказов В.Ю.Драгунского и Л.Н.Толстого | |
109/20 | | Знакомство с текстом рассказа В. А. Осеевой«Волшебное слово» | |
110/21 | | Сравнение рассказов В.А.Осеевой «Обида» и «Волшебное слово» | |
111/22 | | Поведение и внутреннее состояние литературных персонажей в рассказе Л. Пантелеева«Трус» | |
112/23 | | Составление рассказа от лица героев произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа» | |
113/24 | | Внутреннее состояние героя стихотворения А. Л. Барто «Снегирь» | |
114/25 | | Знакомство с текстом рассказа В. К. Железникова«Рыцарь» | |
115/26 | | Составление рассказа от лица шофера, Саши, бабушки. | |
116/27 | | Рассказы о детях | |
117/28 | | Знакомство с текстом рассказа А. Г. Алексин«Первый день» | |
118/29 | | Соотношение пословиц с содержанием рассказа А. Г. Алексина «Первый день» | |
119/30 | | Подбор рифмы в стихотворении С. Я. Маршака«Друзья-товарищи» | |
120/31 | | Картинная галерея В.И. Суриков «Портрет дочери художника» | |
121/32 | | Придумывание подписей к иллюстрациям учебника | |
ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ (15 ч) |
122/1 | | Народные обряды, заклички «Идет матушка-весна…» «Призыв весны», «Сад» (русские народные песни), «Кораблик плывет» | Личностные Умения привлекать собственный опыт общения с природой, полученные ранее знания, переживания при восприятии художественного произведения Регулятивные Умения сопоставлять описания отдельных явлений природы в разных стихотворениях. Формирование умений понимать настроение художника, вычленять изобразительные средства, используемые им Познавательные Приобретение знаний о народных обрядах, обогащение словаря. Подбирать книги на заданную тему. Формирование умений рассказывать об отдельных персонажах, оценивать их, объяснять смысл названия произведения, придумывать сказки по аналогии с прочитанным Коммуникативнык Умение выбирать, читать и пересказывать нужные фрагменты текста, привлекать собственные наблюдения за отношением человека к природе, создавать сочинения по своим наблюдениям. Рассказывать о впечатлениях, полученных при восприятии природы, произведений разных видов искусства. Рассказывать о собственных наблюдениях за отношением человека к природе. Создавать сочинения по своим наблюдениям. Работать в группе, выслушивать мнение партнера, объяснять собственную позицию. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Любимые писатели, произведения и герои»: подбирать книги выбранной тематики; участвовать в коллективной подготовке выставки поделок, конкурса сочинителей; принимать участие в инсценировке Развитие внимания к переживаниям автора. Формирование культуры чтения лирического произведения, развитие внимания к поэтическому ритму | |
123/2 | | Сопоставление описания явлений природы в произведениях А. Н. Плещеева «Птичка», «Весна» | |
124/3 | | Картинная галерея И. И. Левитан «Март» | |
125/4 | | Человек и живая природа В. В. Вересаев«Перелетные птицы».Писатели, поэты о животных нашего края. | |
126/5 | | Картины весенней природы в стихотворении А. С. Пушкина«Только что на проталинах весенних…» | |
127/6 | Р.с.М.5 | Картины весенней природы в расказе А. Толстого «Весна» Весна в произведениях писателей, поэтов Севера. | |
128/7 | | Чтение лирического произведения. Саша Черный«Зеленые стихи» | |
129/8 | | Знакомство с текстом произведения Л. Милевой «Синяя сказка» | |
130/9 | | Проверочная работа № 3 | |
131/10 | | Сочинение рассказа по предложенному плану. О. Ф. Кургузов «Мы пишем рассказ» | |
132/11 | Р.с.М.6 | Писатели, поэты о животных нашего края | |
133/12 | Вн.ч. 6 | Внеклассное чтение М. Пришвин «Трясогузка». | |
134/13 | | Пересказ любимого произведения. | |
135/14 | | Оформление материалов проекта «Любимые писатели, произведения, герои» | |
136/15 | | Презентация проекта «Любимые писатели, произведения, герои» | |
Описание учено-методического комплекта и материально-технического обеспечения
Для реализации цели и задач обучения литературному чтению по данной программе используется УМК издательства «Астрель»
2 класс
Э.Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.,2015г.
Э.Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. — М., Астрель,2015г.
Э.Э. Кац. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. — М., Астрель. 2015г.
Э.Э. Кац. 2 класс. Литературное чтение (Планета знаний, ФГОС). Электронный учебник. CD. АСТ-Астрель. 2015г.
И.С.Хомякова 2-3 класс. Литературное чтение. Тематический контроль и оценка (ФГОС). Рабочая тетрадь для проверки знаний. АСТ-Астрель. 2015г.
«Морянка». Хрестоматия.
Морянка: Рабочая тетрадь для 2-х классов.- Архангельск, 2014г.
«Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников»-Архангельск, АО ИППК РО, 2011