Имя задачи: Задача о героях сказок К.И.Чуковского
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тема: Особенности авторских сказок
Уровень общий
Текст задачи.
Прогулялась я по полю
И купила самовар,
А потом на мне женился
Храбрый маленький комар.
Угадали? Что это за сказка?
Первыми литературными произведениями, с которыми знакомятся дети, наряду с малыми фольклорными жанрами являются весёлые сказки К. И. Чуковского: «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Тараканице», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Путаница». Трудно представить ребёнка не знающего этих сказок. Весёлые сказки Чуковского на протяжении чуть ли не девяти десятков лет столь же привлекательны для современных малышей и стали образцом для нескольких поколений детских писателей.
Почему герои сказок К. И. Чуковского так нравятся детям?
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите и соберите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните ваши выводы с культурным образцом.
Возможные информационные источники.
Книги:
Чуковский Корней Иванович. К 125-летию со дня рождения / авт.- сост. М.С. Андреева, М.П. Короткова – М.: Школьная библиотека, 2007. – Серия 2, Выпуск 1. Биография. Мир сказок Чуковского. Кроссворд «Сказки Чуковского». Загадки о героях сказок. «Сказки дедушки Корнея» - сценарий литературного праздника.
Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти, М.: Премьера, Астрель – АСТ, 2001. – 701 с.
Все сказки К. Чуковского. Читают ребята из детского сада / К.И. Чуковский. - М.: АСТ, 2015. - 498 c
Корней Корней Чуковский. Большая книга стихов и сказок / Корней Чуковский. - М.: Азбука-Аттикус, Machaon, 2012. - 144 c.
Web-сайты:
http://bibl-140.blogspot.com/2012/03/blog-post_27.html
https://videouroki.net/razrabotki/gumanistichieskoie-napravlieniie-skazok-chukovskogho-i-obraz-polozhitiel-nogho-g.html
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-populyarniy-geroy-skazok-ki-chukovskogo-3820854.html
Культурный образец
Шестокрыл Ю.Ф. «Популярный герой К. И. Чуковского»
Корней Иванович Чуковский - детский писатель, переводчик. Настоящее имя писателя - Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился 31 марта 1882 года в Петербурге, затем семья переехала в Одессу. Хотя семья жила очень бедно, матери всё же удалось отдать детей в гимназию. Но из пятого класса гимназии Николай был исключён из-за низкого происхождения (по «закону о кухаркиных детях»). Он много работал, но каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал «запоем и без всякого порядка». Экзамены за гимназический курс он сдал экстерном и самостоятельно выучил английский язык (а позже овладел им в совершенстве). С 1901 года он стал печататься в газете «Одесские новости». Из своей длинной фамилии «Корнейчуков» он придумал литературный псевдоним «Корней Чуковский». В 1903 году редакция газеты направила Чуковского корреспондентом в Лондон. В Лондоне он пользовался каждым случаем, чтобы пополнить своё образование: посещал лекции и библиотеку Британского музея, где читал книги английских писателей в подлинниках. В 1905 году Корней Чуковский возвратился в Россию. Затем переезжает в Петербург, где сотрудничает, по его собственным словам, «в тысяче изданий» и постепенно входит как равный в круг петербургских литераторов. Первая детская сказка К.И. Чуковского «Крокодил» была опубликована в 1916 году. Она сразу же полюбилась маленьким читателям. Следом за «Крокодилом» появились «Мойдодыр», «Тараканище».
Сказки Чуковского известны всем с раннего детства, сначала нам их читает мама, потом мы учимся читать и узнаем о любимых героях сами.
Мне нравятся сказки Чуковского, читая их, я стала обращать внимание на то, что в отличии от других писателей и поэтов у К.Чуковского очень часто вместе с героями-людьми и героями-животными наших родных просторов действуют экзотические животные, в том числе и крокодил. Мне стало интересно.
В сказке «Мойдодыр» крокодил предстает в образе героя, помогающего мальчику, съевшего мочалку – которую боялся грязнуля, хотя и в твердой форме, учащего мальчика уму-разуму. Сам автор здесь любит героя. Крокодил здесь грозный, но справедливый и учит детей.
В сказке «Бармалей» крокодил приходит на помощь зверям, он грозен, но справедлив и приятен автору и читателям своим образом. В этих словах мы видим, что автор любит и уважает своего героя.
В сказке «Путаница» - крокодил предстает в образе пожарного, он помогает животным спастись от беды. Он отважный, смелый находчивый.
В сказке «Крокодил» - главный герой, здесь автор наделяет его и некоторыми отрицательными чертами (он курил, бросался на людей).
И в первый момент может показаться, что крокодил здесь отрицательный герой, но читая внимательно сказку, можно предположить, что такое поведение крокодила было вызвано тем, что люди сами дразнили его и обзывали, а у крокодила – это защитная реакция. Мне кажется, сам автор жалеет своего героя, он называет его уважительно Крокодил Крокодилович. Он здесь выступает как герой с отрицательными чертами характера, но возникшими в нем и по вине тех, кто его окружает. Я думаю, здесь автор хочет призвать нас к тому, что нужно уважать людей и любить, не смотря на их недостатки.
В сказке «Краденое солнце» крокодил предстает жадным, проглотившим солнце . Почему автор сделал его таким? Наверное, хотел показать, что в каждом может жить жадность и упрямство. Здесь наверное нужно не просто осудить крокодила, но и подумать, почему он это сделал, хорошо ли ему живется с таким характером.
В сказке « «Телефон» крокодил – заботливый отец, который просит калоши для своих детей (и в сказке «Крокодил» - он тоже отец семейства).
В сказке «Тараканище» крокодилу не чужды слабости, испуг.
Я считаю, что Крокодил так любим Чуковским, потому что в нем автор смог показать образ человека, который может быть и смелым, храбрым, и напуганным чем-то. Может воспитывать, учить и защищать, а может и обладать вредными привычками, как любой человек.
По своей природе крокодил хищное, некрасивое, мало привлекательное и опасное для человека животное.
Я решила посмотреть в энциклопедии научные сведения о нем.
Длина большинства крокодилов 2—5,5 м. Голова плоская, с длинным рылом; туловище приплюснутое; хвост мощный, сжатый с боков; ноги довольно короткие. На передних конечностях — 5 пальцев, на задних — 4 (нет мизинца), соединённых перепонкой. Глаза с вертикально-щелевидным зрачком расположены очень высоко; ноздри и ушные отверстия под водой закрываются подвижными клапанами.
Наверное, Чуковский, хотел и в отрицательном некрасивом гадком на ряду с отрицательным показать и положительные черты, сказать нам, что даже в некрасивых и грозных людях нужно находить хорошее.
Домашнее задание.
Нарисовать рисунок к любой сказке К.И.Чуковского
Подготовить пересказ любой сказки автора.
Методический комментарий
Решая эту задачу, дети познакомятся с биографией детского писателя К. И. Чуковского и героями его сказок.
.