СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Имя задачи: Задача о русских народных сказках

     Предмет: литературное чтение

     Класс: 3

     Тема: Русские народные сказки

     Уровень: общий

     Текст задачи.

     

         Русские народные сказки представляют собой собрание народной мудрости, знаний о природе, представлений об окружающем мире, которое менялось и обновлялось из века в век. Ввиду неграмотности большей части простого  народа, сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Они всегда содержали в себе мораль, в них добро побеждало зло. Почему же русские сказки так нравятся детям и для чего их сочинял народ?

     а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

     б) Найдите и соберите необходимую информацию.

     в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

     г) Сделайте выводы.

     д) Сравните ваши выводы с культурным образцом.

     Возможные информационные источники.

     Книги:

     Народные русские сказки А. Н. Афанасьва. В 3-х томах. Издательство: Академический проект, 2020. - 1513 с.

     https://nukadeti.ru/skazki/russkie_narodnye

     Культурный образец

     Русские народные сказки. Энциклопедия 100 окошек. 2021 г.- 14 с.

          Сказки любят не только дети, но и взрослые. Они дают людям все то, чего им не хватает в реальной жизни: волшебство, далекие путешествия и тот факт, что добро всегда побеждает зло.

     С давних пор люди сочиняли сказки. В них они выражали свои мечты, надежды и желания: все то, чего не было в тяжелой жизни народа. Таким образом, возник жанр народной сказки. Кто именно придумал эти сказки и является подлинным автором произведений выяснить невозможно. Сказки передавались из поколения  в поколение. Что-то оставалось неизменным, а что-то сочинялось и прибавлялось к уже существующей истории.

     У каждого народа были свои сказки. И хотя герои сказок отличаются, но смысл и суть сказаний очень похожи. Добро всегда должно победить зло. Отрицательные персонажи сказок оказываются наказаны, а положительные всегда получают награду.

     Самыми распространенными народными сказками являются сказки о животных и волшебные сказки. В русских народных сказках популярными героями можно назвать лису, волка, зайца, медведя, кота, собаку, Бабу-ягу, Кощея Бессмертного, царя, мужика и тому подобных персонажей. Они олицетворяют определенные качества характера и пороки: лиса-хитрость, медведь-силу, кот-находчивость.

     Народные сказки были отдушиной для простого народа, который не мог открыто противостоять богачам. Только в сказке бедный мужик мог перехитрить царя и получить большую награду. Простой парень мог жениться на царевне и сам стать царем. Когда у людей не было  достаточно еды, они сочиняли сказки о скатерти-самобранке. Бедный народ не имел возможности путешествовать по миру. Тогда в сказках появлялись корабль-самолет и сапоги-скороходы, которые могли в мгновенье ока перенести человека в любую страну.

     Самыми же увлекательными были и будут сказки о волшебстве. Каждый мечтал иметь волшебную палочку  или, например, коня Сивку-бурку. Ведь как здорово получить желаемое и не трудиться для этого продолжительное время.

    Сказки были и будут любимыми всеми людьми, ведь они дают возможность окунуться в волшебство и отвлечься хоть на мгновенье от трудностей жизни.

Домашнее задание.

  1. Подготовить пересказ любой русской народной сказки.
  2. Нарисуй рисунок к любой русской народной сказке.

Методический комментарий

     Эта задача относится к общему уровню, так как в доступных источниках объем информации недостаточен или имеются лишь косвенные указания на способ решения. Решая эту задачу, дети узнают о том,  как возник жанр народной сказки, а также с какой целью народ сочинял сказки.

 

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 3 класс»

Имя задачи: Задача о героях сказок К.И.Чуковского

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тема: Особенности авторских сказок

Уровень общий

Текст задачи.

Прогулялась я по полю

И купила самовар,

А потом на мне женился

Храбрый маленький комар.

Угадали? Что это за сказка?

Первыми литературными произведениями, с которыми знакомятся дети, наряду с малыми фольклорными жанрами являются весёлые сказки К. И. Чуковского: «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Тараканице», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Путаница». Трудно представить ребёнка не знающего этих сказок. Весёлые сказки Чуковского на протяжении чуть ли не девяти десятков лет столь же привлекательны для современных малышей и стали образцом для нескольких поколений детских писателей.

Почему герои сказок К. И. Чуковского так нравятся детям?

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните ваши выводы с культурным образцом.

Возможные информационные источники.

Книги:

Чуковский Корней Иванович. К 125-летию со дня рождения / авт.- сост. М.С. Андреева, М.П. Короткова – М.: Школьная библиотека, 2007. – Серия 2, Выпуск 1. Биография. Мир сказок Чуковского. Кроссворд «Сказки Чуковского». Загадки о героях сказок. «Сказки дедушки Корнея» - сценарий литературного праздника.

Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти, М.: Премьера, Астрель – АСТ, 2001. – 701 с.

Все сказки К. Чуковского. Читают ребята из детского сада / К.И. Чуковский. - М.: АСТ, 2015. - 498 c

 Корней Корней Чуковский. Большая книга стихов и сказок / Корней Чуковский. - М.: Азбука-Аттикус, Machaon, 2012. - 144 c.

Web-сайты:

http://bibl-140.blogspot.com/2012/03/blog-post_27.html

https://videouroki.net/razrabotki/gumanistichieskoie-napravlieniie-skazok-chukovskogho-i-obraz-polozhitiel-nogho-g.html

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-populyarniy-geroy-skazok-ki-chukovskogo-3820854.html

      1. Культурный образец

Шестокрыл Ю.Ф. «Популярный герой К. И. Чуковского»

Корней Иванович Чуковский - детский писатель, переводчик. Настоящее имя писателя - Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился 31 марта 1882 года в Петербурге, затем семья переехала в Одессу. Хотя семья жила очень бедно, матери всё же удалось отдать детей в гимназию. Но из пятого класса гимназии Николай был исключён из-за низкого происхождения (по «закону о кухаркиных детях»). Он много работал, но каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал «запоем и без всякого порядка». Экзамены за гимназический курс он сдал экстерном и самостоятельно выучил английский язык (а позже овладел им в совершенстве). С 1901 года он стал печататься в газете «Одесские новости». Из своей длинной фамилии «Корнейчуков» он придумал литературный псевдоним «Корней Чуковский». В 1903 году редакция газеты направила Чуковского корреспондентом в Лондон. В Лондоне он пользовался каждым случаем, чтобы пополнить своё образование: посещал лекции и библиотеку Британского музея, где читал книги английских писателей в подлинниках. В 1905 году Корней Чуковский возвратился в Россию. Затем переезжает в Петербург, где сотрудничает, по его собственным словам, «в тысяче изданий» и постепенно входит как равный в круг петербургских литераторов. Первая детская сказка К.И. Чуковского «Крокодил» была опубликована в 1916 году. Она сразу же полюбилась маленьким читателям. Следом за «Крокодилом» появились «Мойдодыр», «Тараканище».

Сказки Чуковского известны всем с раннего детства, сначала нам их читает мама, потом мы учимся читать  и узнаем о любимых героях сами.

Мне нравятся сказки Чуковского, читая их,  я  стала обращать внимание на то, что в отличии от других писателей и поэтов у К.Чуковского  очень часто вместе с героями-людьми и героями-животными наших родных просторов действуют экзотические животные, в том числе и крокодил. Мне стало интересно.

В сказке «Мойдодыр» крокодил предстает в образе героя, помогающего мальчику, съевшего мочалку – которую боялся грязнуля,  хотя и в твердой форме,  учащего мальчика уму-разуму. Сам автор здесь любит героя. Крокодил здесь грозный, но справедливый и учит детей.

В сказке  «Бармалей» крокодил приходит на помощь зверям, он грозен, но справедлив и приятен автору и читателям своим образом. В этих словах мы видим, что автор любит и уважает своего героя.

В сказке «Путаница» - крокодил предстает в образе пожарного, он помогает животным спастись от беды. Он отважный, смелый находчивый.

В сказке «Крокодил» - главный герой, здесь автор наделяет его и некоторыми отрицательными чертами (он курил, бросался на людей).

И в первый момент может показаться, что крокодил здесь отрицательный герой, но читая внимательно сказку, можно предположить, что такое поведение крокодила было вызвано  тем, что люди сами дразнили его и обзывали, а у крокодила – это защитная реакция. Мне кажется, сам автор жалеет своего героя, он называет его уважительно Крокодил Крокодилович. Он здесь выступает как герой с отрицательными чертами характера, но возникшими в нем и по вине тех, кто его окружает. Я думаю, здесь автор хочет призвать нас к тому, что нужно уважать людей и любить, не смотря на их недостатки.

В сказке «Краденое солнце» крокодил предстает жадным, проглотившим солнце . Почему автор сделал его таким? Наверное, хотел показать, что в каждом может жить жадность и упрямство. Здесь наверное нужно не просто осудить крокодила, но и подумать, почему он это сделал, хорошо ли ему живется с таким характером.

В сказке « «Телефон» крокодил – заботливый отец, который просит калоши для своих детей (и в сказке «Крокодил» - он тоже отец семейства).

В сказке «Тараканище»  крокодилу не чужды слабости, испуг.

Я считаю, что Крокодил так любим Чуковским, потому что  в нем автор смог показать образ человека, который может быть и смелым, храбрым, и напуганным чем-то. Может воспитывать, учить и защищать, а может и обладать вредными привычками, как любой человек.

По своей природе крокодил хищное, некрасивое, мало привлекательное и опасное для человека животное.

Я решила посмотреть в энциклопедии научные сведения о нем.

Длина большинства крокодилов 2—5,5 м. Голова плоская, с длинным рылом; туловище приплюснутое; хвост мощный, сжатый с боков; ноги довольно короткие. На передних конечностях — 5 пальцев, на задних — 4 (нет мизинца), соединённых перепонкой. Глаза с вертикально-щелевидным зрачком расположены очень высоко; ноздри и ушные отверстия под водой закрываются подвижными клапанами.

Наверное, Чуковский, хотел и в отрицательном некрасивом гадком на ряду с отрицательным показать и положительные черты, сказать нам, что даже в некрасивых и грозных людях нужно находить хорошее.

Домашнее задание.

  1. Нарисовать рисунок к любой сказке К.И.Чуковского

  2. Подготовить пересказ любой сказки автора.

      1. Методический комментарий

Решая эту задачу, дети познакомятся с биографией детского писателя К. И. Чуковского и героями его сказок.
















.