Урок 44
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Будем все внимательны,
активны и старательны.
Прозвенел сейчас звонок. Он сказал «Начнём урок!». Руки «На месте». Ноги «На месте». Локти «У края». Спина «Прямая».
Чтоб умным человеком стать,
Учись читать, учись читать.
И помни: каждый ученик
не может жить без добрых
книг.
Речевая разминка.
Вот пошли три мальчика в лес.
В лесу грибы, ягоды, птицы.
Загулялись мальчики.
Не заметили, как день прошёл.
Попадёт ребятам дома.
Вот остановились и думают…
Великие русские писатели.
Александр
Сергеевич
Пушкин
Лев
Николаевич
Толстой
Михаил
Юрьевич
Лермонтов
Иван
Андреевич
Крылов
Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.
Что такое - басня?
В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, В. И. Майков, И. А. Крылов. В наши дни в этом жанре работали С. Михалков, Л. Филатов.
Проверка домашнего задания
С. 136 – чит. выр.
Скороговорки.
Проворонила ворона вороненка.
Лиса, лисонька, лиса.
Всему лесу ты краса.
Сегодня мы будем изучать басню, моралью которой являются следующие слова. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; Но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет
уголок.
Андрей Иванович Крылов
«Ворона и лисица
Тема урока
Цели урока:
Работать над выразительностью чтения. Находить мораль в произведении.
Как называется приём, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?
Иносказание придумал Эзоп, живший около 3 тысяч лет назад в Древней Греции. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идёт о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определённого человека. До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком.
Эзоп. Ворон и Лисица Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела , и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы , конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, -ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.
Работа по учебнику
с. 137
Слушать
басню
Словарь
Вещунья –
предсказательница.
В народных преданиях ворон и ворона – вещие птицы, могут предсказать будущее.
Лесть –
Взгромоздиться -
Пленить -
Ангельский (голосок) -
Царь птица -
Бог послал -
Всё не впрок -
угодливое восхваление;
взобраться и устроиться с трудом на что-либо;
покорить чем-либо, очаровать;
отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью;
лучшая из всех птиц;
так раньше говорили о чём-либо, случайно добытом или полученном;
не на пользу
-Найдите и прочитайте слова, которые говорят о неуклюжести Вороны. - Найдите и прочитайте слова о глупости Вороны, мечтавшей как бы получше съесть сыр. -Рассмотрите иллюстрацию к басне.
- Почему Лисица остановилась под деревом? - Как она подходила к дереву?
- Найдите в тексте и передайте голосом ее хитрость. - Перечитайте, как Лисица хвалила Ворону. - Что она ей говорила? - Была ли эта похвала правдой?
Что такое мораль басни?
Мораль басни – нравоучение, совет: что надо делать и чего не надо делать.
Какова мораль басни?
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда
отыщет уголок
- А почему же Лисица так лживо и долго хвалила Ворону? - Как подействовала на Ворону хвалебная речь
Лисицы? - Какой была Ворона?
- Удалось ли Лисицы добиться своей цели? - Какие качества осуждает и высмеивает автор? - В каких строчках заключается мораль басни? - Чем басня похожа на сказку? -Можно ли принять мораль этой басни сегодня?
Физкультминутка
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)
Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)
Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.)
Спать ребятам не давали,
Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)
Только к ночи умолкают,
Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)
Ш-ш-ш-ш. (Присед с выдохом.)
Заполни таблицу.
Название басни
Главные герои
Мораль
Какими словами автор характеризует Ворону?
-Какими словами автор характеризует Лисицу?
Ворона
Взгромоздясь - тяжелая
Лисица
Призадумалась - неуклюжая
Близехонько - быстрая
Сыр пленил - легкая
Бог послал - медлительная
Вертит хвостом - ловкая
- А можно ли прочитать по ролям басню Эзопа?
- В чём сходство и различие этих двух басен?
Сюжет практически один и тот же, но одна басня написана прозой, а другая – стихами. У Эзопа действует Ворон, а у Крылова – Ворона. Ворон держит кусок мяса, а Ворона – сыр. У Крылова прямая речь Лисицы очень выразительна. У Эзопа – Лисица ещё и философствует, она становится в позицию автора, читает Ворону мораль.
- Покажите голосом притворную лесть Лисицы, глупость вороны. - Прочитайте про себя. Читаем вслух. - Цепочкой по предложению. - Обратим внимание на слова Лисицы- с какой интонацией она их произносит? - В монологе Лисицы поставим логические ударения, найдите монолог Лисицы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом.
Чтобы правильно прочитать басню, надо:
- соблюдать логические ударения, повышая и понижая голос во время чтения,
- делать паузы, останавливаясь на знаках препинания.
Но самое главное правило при чтении – не спешить, чётко проговаривать слова.
Закрепление изученного
- Подберите строки из
басни к иллюстрации.
- Как вы думаете, для чего и зачем написана басня?
- Перечислите признаки басни.
Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха»
Умею…..
Понимаю…..
Знаю…..
Дневник.
ноябрь
ноябрь
28
25
26
29
27
30
1
Ноябрь
В
Т
О
Р
Н
И
К
26
1
Домашнее задание
чтение
2019
2
Оценка
С. 137-138, наизусть.
русский язык
3
4
математика
5
физ - ра
ИЗО
С. 137-138, наизусть.