СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 3 класс. Урок по теме: И.А. Крылов "Ворона и Лисица"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 3 класс. Урок по теме: И.А. Крылов "Ворона и Лисица"»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Подготовили Гузиева Е.С., Берлизова С.А.

Цели: 

  • совершенствовать знания учащихся о творчестве И.А. Крылова;

  • познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;

  • формировать умение определять басню как жанр;

  • дать образец выразительного чтения басни;

  • способствовать осмыслению нравственных ценностей в басне И. А. Крылова «Ворона и Лиса»

  • воспитывать стремление к правде, неприятию лести, чувству товарищества, искренность;

  • развивать творческие способности детей, речь, мышление, память, навыки чтения наизусть.


Ход урока

  1. Организационный момент (2 слайд)

- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок будет посвящен басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Надеюсь, все подготовили басню к чтению наизусть. Прежде, чем начать урок, давайте обратим внимание на доску. Произнесите слово, изображенное на доске (Здравствуйте!). Давайте пожелаем друг другу чего-нибудь хорошего на каждую букву слова

З – здоровья

Д – добра

Р – радости

А – аккуратности

В – великодушия

С – старания

Т – терпения

В – воспитанности

У – уважения

Й – интереса

Т – трудолюбия

Е – единства


- Молодцы! Думаю, чтобы урок прошел интересно, мы должны быть едины. Ребята, вы готовы к работе? (да)

4 мин


  1. Биография автора (3 -4 слайд)


- К сегодняшнему дню вы подготовили басню к рассказу наизусть. Прежде, чем приступить к работе над произведением, давайте немного поговорим об авторе.

Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Отец будущего писателя после выхода в отставку поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом Иван Крылов сносно выучил французский.

В 1780 году будущий писатель начал подрабатывать подканцеляристом (переписчик бумаг в канцеляри). Позже Крылов поступает на службу в казенную палату. В 1789 году начинает печатать журнал «Почта духов». К тому времени он уже написал немало сочинений и сделал перевод французской оперы.

Творческий взлет и всеобщая любовь приходят к автору в 1809 году, после первого напечатанного сборника басен, среди которых знаменитая «Слон и Моська». Через 3 года писатель возвращается на службу в публичную библиотеку, где проработает 29 лет. В эти годы свет увидели более 200 басен, написанные Иваном Андреевичем. Писатель мастерски умел высмеять в них человеческие пороки и действительность суровой жизни того времени. Огромное множество его фраз стали крылатыми, они были понятны всему обществу. Всенародную любовь доказывает то, что только при его жизни были издано 80 тысяч сборников басен.

6 мин


  1. Обсуждение басни (5-6 слайд)


- Теперь давайте восстановим последовательность событий басни по картинкам, представленным на экране.

3 мин


  1. Словарная работа (7-8 слайд)

- Хорошо, мы вспомнили сюжет басни, и перед тем как мы исполним ее по ролям, давайте разберем значение слов, значения которых могут быть вам не понятны.

4 мин


  1. Артикуляционная гимнастика

(На доске выведен текст скороговорки)

- Прочитайте скороговорку медленно, затем с ускорением. Повторяем за мной.

Осип орет,
Архип не отстает.
Кто кого переорет?
Осип охрип.
Архип осип.

3 мин


  1. Инсценировка

- Сейчас мы определим ребят, которые будут играть роли рассказчиков (у нас их 3, был разделен текст, чтобы больше ребят могли поучаствовать в сценке) и лисицы с вороной. Просим выйти вас к доске.

Рассказчик 1:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Рассказчик 2:
Да подзадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
Лисица:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Рассказчик 3
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.


15 мин


  1. Заключение

- Выберите 3 пословицы, подходящие по смыслу к басне. (пословицы представлены на слайде)


  1. Льстивые речи душу калечат.

  2. Говорить не думая - что стрелять не целясь.

  3. Не верь чужим речам, а верь своим глазам.

  4. Без труда не выловишь рыбку из пруда.

  5. Нету хлеба ни куска, заберёт и в горнице тоска.

  6. Кто любит труд, того люди чтут.

  7. При солнышке тепло, при матушке добро.


- Всем спасибо за участие! Давайте еще немного поговорим о произведении.

Проблемный анализ

Почему на роль льстеца выбрана Лиса, а на роль доверчивой слушательницы Ворона?

(Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего)

(Ворона: глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть)

Почему лисе удалось обмануть ворону? (Ворона любит лесть, а Лиса умеет льстить)

Нравственная проблема

-В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)
-Бывает ли так у людей? (Да.) Приведите примеры.
-Прочитайте первые 3 строчки басни.
-Как понимаете смысл выражения «Уж сколько раз твердили миру»? (Много
раз повторяли одно и то же.)
-Что значит «лесть гнусна»? (Некрасиво, когда кто-то льстит.)  
-Объясните, как вы понимаете выражение «только все не впрок»?
(Бесполезно) 
- Подумайте, что значит «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Есть
люди, которые пускают в свое сердце льстивых людей, позволяют им
говорить льстивые слова.) 
-Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними)


10 мин



Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.

Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.

Не впрок – не на пользу

Пленил – очаровал, увлёк.

Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать.

Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.

Плутовка – обманщица, хитрая.

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжесть на что-то высокое.

Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и

предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная

железа, а также ожирение шеи под подбородком.

Гнусный - отвратительный, омерзительный.

Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.

Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.

Не впрок – не на пользу

Пленил – очаровал, увлёк.

Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать.

Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.

Плутовка – обманщица, хитрая.

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжесть на что-то высокое.

Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и

предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная

железа, а также ожирение шеи под подбородком.

Гнусный - отвратительный, омерзительный.

Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.

Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.

Не впрок – не на пользу

Пленил – очаровал, увлёк.

Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать.

Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.

Плутовка – обманщица, хитрая.

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжесть на что-то высокое.

Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и

предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная

железа, а также ожирение шеи под подбородком.

Гнусный - отвратительный, омерзительный.







Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

по теме: «И.А.Крылов «Ворона и Лисица»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!