Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение А.С. Пушкин « У Лукоморья дуб зеленый…»»
Подготовила Черновол Лейла Алмазовна МБОУ « Лицей № 37 г. Донецка» Урок литературного чтения Тема урока: А.С. Пушкин « У Лукоморья дуб зеленый…» Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению произведения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:
Создать условия для ознакомления обучающихся с историей стихотворения « Зимний вечер» А.С.Пушкина. Способствовать развитию слуховой памяти, выразительной речи, слухового внимания, воображения, пополнению словарного запаса. Содействовать воспитанию познавательного интереса к чтению, народному и авторскому творчеству.
Планируемые результаты фрагмента урока: Коммуникативные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно - определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под управлением учителя - соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем Познавательные: - ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы - отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике Предметные: Формирование необходимого уровня читательской компетентности - овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения - овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно – популярных и учебных текстов
Личностные: - ценить и принимать следующие базовые ценности « добро», « дружба» - освоение личностного смысла учения, желания учиться - оценка жизненных ситуаций и поступков героев худ. текстов с точки зрения общечеловеческих норм Содержание урока
Орг. Момент
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Представьте что вы зимой оказались на улице. Покажите, что вы замерзли и съёжились, а теперь попрыгали и отогрелись. У вас раскраснелись щеки, вам хорошо и весело. С таким же хорошим настроением мы сегодня поработаем на уроке. 2.Актуализация знаний - Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из стихотворения
Пришла зима веселая С коньками и салазками, С лыжнею припорошенной, С волшебной старой сказкою. На ёлке разукрашенной Фонарики качаются. Пусть зимушка веселая Подольше не кончается. - Какое настроение у этого стихотворения? - Как надо его читать? - Почему? - Прочитаем вместе, ставя логические ударения на выделенные слова. - Зима - это прекрасное время года. Его красоту описывали многие писатели и поэты, художники написали множество картин, композиторы сочинили мелодии. - Кто является автором строк:
« Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало…» - О ком будем говорить сегодня на уроке? - Сегодня мы познакомимся со стихотворением « Зимний вечер» А.С.Пушкина Познакомимся с историей создания стихотворения. 3.Изучение нового материала. Период, к которому относится написание стихотворения « Зимний вечер», является одним их самых сложных в жизни Александра Пушкина. В 1824 году поэт добился возвращения из южной ссылки. Вместо Москвы И Петербурга Пушкину разрешили жить в родовом имении Михайловское, где в это время находилась вся его семья. Зимой 1825 года, поэт написал свое знаменитое стихотворение « Зимний вечер». - Откройте учебник. Послушайте данное стихотворение, представляя картины, которые описывает поэт. Чтение стихотворения учителем на фоне музыки. - Какое красивое стихотворение. Какие картины вы представили, слушая его? - Какое впечатление оно произвело на вас? -В стихотворении нам встретились незнакомые слова. На ваших партах лежат листы. На одних написано слово, на других его определение. Дайте определения словам. - Проверим. Посмотрите слайд. Сегодня прошел снег, и снежинки остались на слова, закрыв некоторые буквы. Отгадайте слова и дайте их определения. Анализ стихотворения. - Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение. - Это стихотворение делится на части. Как они называются? – Сколько строф в этом стихотворении? - Прочитайте первую часть про себя. - Что делает буря? - Что значит воет? - Как вы объясните строки:
« То как путник запоздалый К нам в окошко застучит» - Может ли буря стучать в окно? - С кем сравнивается буря? - Прочитайте. - Кого герой называет «старушка»? - Как герой обращается к своей собеседнице? ( Друг прелестный, красавица, звезда севера) - Ведь Арина Родионовна была не просто его няней. Она была его другом и наставником. Именно она привила Александру Сергеевичу любовь к сказкам, песням, на основе которых он написал свои известные произведения. - Каким настроением окрашена эта часть? - Докажите словами из текста. - Прочитаем третью часть. - Как называет поэт свою няню? - Почему же бедной юности подружка? - Какое настроение у поэта в этих строках? - Прочитаем следующую часть.. - Что поэт просит сделать няню? - Почему он просит ее спеть? - Прочитаем оставшиеся части. - Посмотрите на иллюстрацию. Найдите отрывок из текста, который подходит к ней. - Что можно сказать о настроении героя? - Одинаковым ли тоном вы будете читать все стихотворение? Почему? - Резкая смена настроения и картин в произведении называется антитезой, или противопоставлением. - Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? - Как вы думаете, какое настроение было у Александра Сергеевича? Что чувствовал? - Кому посвящено? - Почему? - Чему учит стихотворение?