ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ТЕМА: К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…»
Цели урока:
Познавательные:
- познакомить учащихся с произведениями К. Бальмонта и А.Плещеева;
- работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;
- формировать у учащихся умение подтверждать свои ответы текстом из
учебника;
- пробуждать познавательную активность.
Развивающие:
развитие мыслительной операции
анализа при анализе художественных текстов;
- развитие логического УУД синтеза на этапе обобщающей беседы по
произведению;
-развитие грамотной, правильной речи при ответе на вопрос учителя;
формирование воображения.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать красоту
слов; желание больше читать произведений писателей о природе.
ХОД УРОКА
Орг. Момент
Речевая разминка.
В осеннее ненастье
Семь погод на дворе:
Сеет, веет, кружит, рвет,
Сверху льет, а снизу метет
- Как вы понимаете пословицу?
- Прочитайте пословицу медленно, скороговоркой, четко проговаривая каждое слово
Проверка домашнего задания.
(Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» выразительно)
Сообщение темы и целей урока
Работа по теме урока.
- Сегодня мы продолжаем работу с произведениями русских поэтов.
К.Бальмонт. Биография
Родился 4 (16) июня 1867, деревня Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губ. В семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину.
А.Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».
Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, - так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты».
Умер 23 декабря 1942, приют «Русский дом» в Нуази-ле-Гран, близ Парижа.
Чтение стихотворения учителем. С.59
Словарная работа.
Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым и относящимся к семейству брусничных. Высота брусники достигает 30 см
-благовонье – приятный ароматный запах
Анализ стихотворения
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие чувства испытали вы? Какие картины осени представили?
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите строки, которые говорят о настроении поэта?
- О ком можно сказать, «проснется и заплачет»? К кому относит эти слова поэт?
Это одно из средств выразительности. Называется он - олицетворение - это когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета. Глагол, употребленный в переносном значении.
- Найдите в стихотворении олицетворение. ( солнце смеется, осень проснется и заплачет)
- Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока
Стихотворение А.Плещеева «Осень наступила»
Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893) – русский поэт, прозаик, переводчик, литературный и театральный критик. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 года служил его отец, скончавшийся, когда будущий поэт был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать Елена Александровна. Она дала сыну хорошее домашнее образование.
Чтение стихотворения учителем. С.60
Анализ стихотворения
- Какие слова и выражения использует поэт для описания осени?
- Где поэт наблюдает осеннюю картину?
- Как осень изменила всю окружающую природу?
- Какие краски для изображения осени использует автор?
- Что такое озимь? (Озимь – озимый посев, его всходы. Озимый – об однолетних растениях: засеиваемый осенью, зимующий под снегом.)
Закрепление изученного
Подготовка к выразительному чтению.
- Какое настроение создают картины природы, описанные поэтом?
- Как вы будете читать это стихотворение: громко или тихо, в быстром темпе или неторопливо?
- Возьмите карандаши, и расставьте построчные паузы, потренируйтесь в соблюдении их при чтении.
Рефлексия.
Выберите фразеологизм, который соответствует вашей работе на уроке.
- работал в поте лица
- ловил мух
- -работал, засучив рукава
- считал ворон
Домашнее задание. С.50-60, выразительно читать.