1. Познакомиться с биографией М.Ю. Лермонтова.
2. Подготовить сообщение на тему «Детство М.Ю. Лермонтова».
Этап/время | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Орг. момент | Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. | | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности | -Существует такая пословица: «Знания собираются по капле». Как вы понимаете смысл данной пословицы? - Поднимите руку, кто готов получить новую каплю знаний? | | -Это значит, что знания накапливаются постепенно, по маленькой частичке. Поднимают руки. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - На прошлых уроках литературного чтения вы знакомились с биографией и творчеством А.С. Пушкина. Что вы помните из его биографии? - Помните ли вы год, в который погиб Александр Сергеевич? - В январе этого же года (1837) Россия услышала голос молодого поэта. Это был Михаил Юрьевич Лермонтов. Настоящая слава пришла к Михаилу Юрьевичу в 1837 году, когда он написал стихотворение на смерть А. С. Пушкина. С данным стихотворением вы познакомитесь в старших классах. | | Рассказывают то, что помнят из биографии А. С. Пушкина. - Александр Сергеевич погиб в 1837 году. |
Выявление места и причины затруднения | - Можете ли вы рассказать про жизнь Михаила Лермонтова, детство? - Я вижу, у вас возникло затруднение, но себе на уроке мы постараемся его преодолеть. | | - Нет, мы не можем. |
Построение проекта выхода из затруднения | - Тема нашего урока «Детство М.Ю. Лермонтова». Поставим цель нашего урока. Как вы думаете, с чем мы сегодня должны познакомиться на уроке? - После того, как мы познакомимся с биографией Михаила Юрьевича Лермонтова, мы составим в группах сообщение на эту тему. Поэтому, посмотрите на доску и скажите, подходит ли нам следующий план работы на урок? - Приступим к реализации нашего плана. Познакомимся с биографией М.Ю. Лермонтова. | План урока: 1. Познакомиться с биографией М.Ю. Лермонтова. 2. Подготовить сообщение на тему «Детство М.Ю. Лермонтова». 3. Научиться решать уравнения. | - Цель нашего урока: познакомиться с биографией М.Ю. Лермонтова. - Первые два пункта подходят, а третий – нет. Потому что сейчас урок литературного чтения, а уравнения мы решаем на уроках математики. |
Реализация построенного проекта | - М. Ю. Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве в семье офицера Юрия Петровича и Марии Михайловны Лермонтовых. Детство прошло в родовом поместье его бабушки — в Тарханах. В 11 лет бабушка занялась обучением внука. Сначала Михаил учился у двух иностранных учителей, но вскоре от них пришлось отказаться. В Тарханах была большая библиотека, и юный Лермонтов с упоением погрузился в чтение книг. В 1830 году Лермонтов поступил в Императорский Московский университет, но его не окончил, так как уехал в Петербург, где поступил на службу. Как я уже и говорила ранее, настоящая слава пришла к Михаилу Юрьевичу в 1837 году, когда он написал стихотворение на смерть А. С. Пушкина. Поэт погиб на дуэли, в возрасте 27 лет, на Кавказе. - Что вам запомнилось из моего рассказа? - Сейчас мы познакомимся с детством М. Ю. Лермонтова, прочитав повесть из учебника, автором которой является Татьяна Владимировна Толстая. Как вы уже поняли, рассказывается о детских годах Михаила Юрьевича Лермонтова. Для этого откройте учебник на странице 61. - Будем читать все, по цепочке, начинает первый ряд. Один ученик читает вслух, остальные внимательно следят, так как я прерву чтение в любой момент. | | Слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя, рассказывают то, что запомнили из его рассказа. Открывают учебник на странице 61, готовятся к чтению. Чтение по цепочке. Один ученик читает вслух, остальные следят. |
Динамическая пауза | - Вижу, что вы немного устали. - Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку для глаз. - Голову держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз. - Глазками начертите круг, треугольник, квадрат. - Закройте глаза, представьте себя на зеленой лужайке, вокруг летают разноцветные бабочки, шумит листва, журчит ручей… - Скажите, а полезно ли делать гимнастику для глаз? Или это бесполезное занятие? - Чем полезна гимнастика для глаз? | | Выполняют упражнение. - Гимнастика для глаз очень полезна! - Гимнастика для глаз полезна тем, что она снимает напряжение. |
Первичное закрепление с проговариванием | - Сейчас на основе текстов в учебнике, который дан на странице 60-62 вы должны составить краткое сообщение о детстве Михаила Лермонтова. Так же для помощи у вас распечатанный текст, в котором тоже есть информация про детство писателя и поэта. Само сообщение вы пишите на карточках, которые я вам выдала. Не забудьте на первой строке написать название сообщения - «Детство М.Ю. Лермонтова». Рекомендую в сообщении обязательно обратить внимание на то, когда родился Лермонтов, где и с кем прошло его детство. Работать будем в группах (учитель делит ребят на группы по 4-5 человек), на работу у вас будет 10 минут. Учитель просит подписать работы (каждый в группе пишет свою фамилию на карточку), после чего сдать карточки. | Шаблон, на котором можно выполнить сообщение. Дополнительный текст. | Работают в группах, составляют сообщение на тему «Детство М. Ю. Лермонтова». Сдают работы. |
Самостоятельная работа | - Сейчас я проверю, как вы усвоили биографию М.Ю. Лермонтова. Для этого вы выполните самостоятельную работу, состоящую из трех вопросов. Читаете вопрос, далее читаете варианты ответа, возле правильного ответа ставите галочку. Пожалуйста, возьмите карточки с самостоятельной работой, подпишите их и если все понятно, то приступайте к выполнению работы. | Самостоятельная работа: 1. В каком году родился М.Ю. Лермонтов? - 1814 г. - 1954 г. - 2014 г. 2. В каком имении прошло детство М.Ю. Лермонтова? - Тарханы. - Захарово. - Пушкино. 3. Кто начал заниматься обучением М.Ю. Лермонтова? | Выполняют самостоятельную работу. Подписывают, сдают. |
| | - мама. - папа. - бабушка. | |
Рефлексия | -Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Давайте вспомним, какая тема урока у нас была сегодня? -Какую мы ставили цель? Выполнили ли мы ее? -Все ли пункты плана мы выполнили? -Ребята, поднимите руки, кто сегодня на уроке получил новую каплю знаний. -Мы с вами большие молодцы. А сейчас я хочу, чтобы каждый взял карточку самооценки и оценил свою деятельность на уроке. Учитель оценивает активных детей на уроке. - Урок окончен, спасибо за работу. | | - Тема нашего урока «Детство М.Ю. Лермонтова». - Цель урока: познакомиться с биографией М.Ю. Лермонтова. Мы ее выполнили. - Да, мы познакомились с биографией Лермонтова, а так же подготовили сообщение на тему «Детство М.Ю. Лермонтова». Поднимают руки. Оценивают свою деятельность в карте самооценки. |