Тема урока: Знакомство с учебником.
Педагогические цели:
Развитие внимания к структуре книги, к информации, помещённой на титульном листе, в предисловии, оглавлении. Формирование умения пользоваться толковым словарём. Актуализация летних впечатлений. Формирование умений воспроизводить их в уст-
ной речи, демонстрировать результаты творческой деятельности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: воспринимают на слух художественное произведение; читают вслух осмысленно, выразительно, передают нужную интонацию; пересказывают произведение выборочно, кратко; выделяют в тексте фрагменты для ответа на вопрос; объясняют смысл названия произведения; выявляют основную мысль произведения; находят сравнения в тексте произведения; придумывают сравнения и использовать их в собственной речи; сопоставляют картины природы в произведениях разных авторов;
Личностные: эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства, собственных поступков, действий других людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции, проявляют сопереживание; оценивают собственную учёбную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия;
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные:
самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные:
прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят нужные книги в библиотеке; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра, вырабатывают общую позицию; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставляют полученные ответы.
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь.
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Рано утром я встаю, бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняясь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Здравствуйте, дорогие ребята.
Как отдохнули летом?
Поднимите руки, кто соскучился по школе?
я рада вас видеть отдохнувшими и повзрослевшими.
Сегодня у нас первый урок по литературному чтению.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроках литературного чтения?
На уроках литературного чтения мы будем не просто читать. Мы будем знакомиться с различными литературными жанрами, стихами, песнями, сказками, рассказами и их особенностями. Узнавать информацию о жизни и творчестве авторов изучаемых произведений. Научимся понимать главную мысль изучаемых произведений и отношение автора к событиям, описываемых в них. попробуем себя в роли поэтов и писателей. одним словом, много интересного и увлекательного ждёт нас с вами на уроках литературного чтения.
III. Постановка учебной задачи
Сегодня же наша задача познакомиться с учебником литературного чтения, чтобы он мог стать нашим учителем т помощником на уроках.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Знакомство с информацией, размещённой на обложке.
Рассмотрите обложку учебника. Что вы видите?
Крупными буквами пишется название книги (Литературное чтение)
Найдите фамилию автора (Э.Э. Кац)
Для какого класса учебник? (для 2)
Найдите в нижней части обложки, какое издательство выпустило учебник. (Издательство «Астрель».
Планета знаний – программа, по которой мы учимся.
Что ещё вы видите на обложке? (рисунок)
Можно по этому рисунку-иллюстрации понять, о чём мы узнаем из книги? (Да)
Знакомство с информацией, размещённой на титульном листе книги.
Откройте титульный лист. Сравните информацию на титульном листе и на обложке. Что вы заметили? (Информация похожа)
Назовите отличия. (В нижней части титульного листа написано более подробно об издательстве книги, где и в каком году выпущена книга.)
Сказано, что это 1 часть учебника, который впущен в двух частях.
Знакомство с условными обозначениями.
Рассмотрите условные обозначения. Найдите эти значки на страницах учебника. Укажите номер страницы, и какой значок вы нашли.
Знакомство с структурой книги.
Найдите в книге содержание. Где оно расположено? (в конце книги)
Для чего нам нужно содержание? (Чтобы быстрее найти нужное произведение)
Откройте стр. 152-156, что вы на них видите? (Словарь)
Толковый словарь поможет вам понять значения некоторых трудных незнакомых вам слов, встречающихся в этой книге.
На форзаце учебника располагается маршрутный лист. Рассмотрите в путешествие по каким темам мы отправимся, в этой книге, сколько разделов получилось, назовите их по порядку.
Чтение и анализ обращения к второклассникам.
V. Первичное закрепление
Какие данные можно узнать, глядя на обложку книги? (название книги, фамилию автора, класс, какое издательство выпустило учебник)
Как называется первый раздел книги. Как вы думаете, какие произведения нам встретятся это разделе?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
Выпиши из второго абзаца обращения к второклассникам, чем вы будите заниматься на уроках литературного чтения. Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Перескажите обращение к второклассникам.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
IX. Домашнее задание
Читать и пересказывать статью «Вспомним лето» на стр. 4 учебника.