СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение на родном русском языке 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение на родном русском языке 3 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» для 3 класса составлена на основе следующих документов:

  • федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • учебный план МБОУ СОШ № 49 на 2023-2024 учебный год;

  • примерная образовательная программа Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой О.В. «Литературное чтение на родном (русском) языке. 1-4 класс», - М.; «Просвещение», 2020;

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2023-2024 учебный год.


Учебник: «Литературное чтение на родном языке». 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. /[Александрова О.М., Беляева Н.В., Кузнецова М.И. - М.: «Просвещение», 2021


Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)


Цели и задачи изучения предмета

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:

  • развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;

  • включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;

  • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры.


Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлен на решение следующих задач:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа;

  • формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

  • формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;

  • обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

  • формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;

  • формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;

  • совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

  • развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.


Планируемые результаты освоения содержания курса


Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:

Личностные результаты:

  • осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.


Познавательные УУД

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета.


Коммуникативные УУД

  • развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


Предметные результаты:

К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающиеся научатся:

  • осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

  • осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;

  • давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;

  • применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

  • создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.


Учебно – тематический план курса

«Литературное чтение на родном языке» - 3 класс


раздела

Наименование разделов и тем

Всего часов

Раздел 1

Мир детства

«Я и мои книги» (4 часа)

«Я взрослею» (5 часов)

«Я и моя семья» (3 часа)

«Я фантазирую и мечтаю» (4 часа)

16

Раздел 2

Россия – родина моя

«Родная страна во все времена сынами сильна» (4 часа)

«От праздника к празднику» (6 часов)

«О родной природе» (8 часов)

18

Итого:

34 часа


Содержание учебного предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке» - 3 класс


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.


Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.


Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.


Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.


Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.


Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.


Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.


Информационно-методическое обеспечение учебного процесса

  1. Литературное чтение на родном языке. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. /[Александрова О.М., Беляева Н.В., Кузнецова М.И. - М.: «Просвещение», 2021

  2. Литературное чтение на родном (русском) языке. 1-4 класс, примерная образовательная программа / [Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой О.В.]

- М.; «Просвещение», 2020






































Календарно - тематическое планирование

Рабочих недель – 34

Часов – 34 (1 час в неделю)


урока

Дата


Тема урока

По плану

Корректировка

(если необходимо)

Раздел №1. «Мир детства» (16 часов)

«Я и мои книги» (4 часа)

1



Пишут не пером, а умом.

В. И. Воробьев. «Мой дневник».

2



И. Краева. Письмописательное искусство.

3



В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).

4



Т.В. Толстая. Детство Лермонтова.

«Я взрослею» (5 часов)

5



Жизнь дана на добрые дела.

Л.Л. Яхнин. «Последняя рубашка».

6



Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».

7



Живи по совести.

П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».

8



Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».


9



В.Н. Крупин. «Сушёная малина».

Пословицы.

«Я и моя семья» (3 часа)

10



В дружной семье и в холод тепло.

В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).

11



А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).

12



О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».

«Я фантазирую и мечтаю» (4 часа)

13



В. П. Крапивин. «Зелёная грива».

14



Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).

15



В. П. Крапивин. «Что такое стихия».

16



Г.А. Скребицкий. «Чему научила сказка».

Обобщение по разделу.

Раздел №2. «Россия – Родина моя» (18 часов)

«Родная страна во все времена сынами сильна» (4 часа)

17



Люди земли русской.

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).

18



Л.М. Дёмин. «Рассказывает бывалый человек».

В.А. Бахревский. «Семён Дежнёв».

19



О.М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор».

20



М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божьем величестве».

А.Н. Майков. Ломоносов.

«От праздника к празднику» (6 часов)

21



Всякая душа празднику рада.

В.А. Никифоров-Волгин. «Серебряная метель».

22



А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).

23



Е.В. Григорьева. «Радость».

А.А. Коринфский. «Христославы».

24



А.Н. Майков. «Христос Воскрес!»

А.И. Куприн. «Пасхальные колокола».

25



С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).

26



К.М. Фофанов. «Под напев молитв пасхальных».

«О родной природе» (8 часов)

27



Неразгаданная тайна в чащах леса…

И. С. Никитин. «Лес».

28



К. Г. Паустовский. «Клад».

29



Течет, течёт – не вытечет. Загадки.

М. М. Пришвин. «Река».

30



В. П. Астафьев. «Ночь темная тёмная»

31



В.Г. Распутин. «Горные речки».

32



Шёл седой старик туман

И. П. Токмакова. «Туман».

В.П. Астафьев. «Зорькина песня».

33



Проверочная работа по итогам изучения раздела.

34



Подведение итогов года. Выставка творческих работ.

Итого: 34 часа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!