ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» для 3 класса составлена на основе следующих документов:
федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
учебный план МБОУ СОШ № 49 на 2023-2024 учебный год;
примерная образовательная программа Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой О.В. «Литературное чтение на родном (русском) языке. 1-4 класс», - М.; «Просвещение», 2020;
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2023-2024 учебный год.
Учебник: «Литературное чтение на родном языке». 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. /[Александрова О.М., Беляева Н.В., Кузнецова М.И. - М.: «Просвещение», 2021
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)
Цели и задачи изучения предмета
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:
развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры.
Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлен на решение следующих задач:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа;
формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
Планируемые результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:
Личностные результаты:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета.
Коммуникативные УУД
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты:
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающиеся научатся:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Учебно – тематический план курса
«Литературное чтение на родном языке» - 3 класс
№ раздела | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Раздел 1 | Мир детства «Я и мои книги» (4 часа) «Я взрослею» (5 часов) «Я и моя семья» (3 часа) «Я фантазирую и мечтаю» (4 часа) | 16 |
Раздел 2 | Россия – родина моя «Родная страна во все времена сынами сильна» (4 часа) «От праздника к празднику» (6 часов) «О родной природе» (8 часов) | 18 |
Итого: | 34 часа |
Содержание учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке» - 3 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
Литературное чтение на родном языке. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. /[Александрова О.М., Беляева Н.В., Кузнецова М.И. - М.: «Просвещение», 2021
Литературное чтение на родном (русском) языке. 1-4 класс, примерная образовательная программа / [Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой О.В.]
- М.; «Просвещение», 2020
Календарно - тематическое планирование
Рабочих недель – 34
Часов – 34 (1 час в неделю)
№ урока | Дата | Тема урока |
По плану | Корректировка (если необходимо) |
Раздел №1. «Мир детства» (16 часов) «Я и мои книги» (4 часа) |
1 | | | Пишут не пером, а умом. В. И. Воробьев. «Мой дневник». |
2 | | | И. Краева. Письмописательное искусство. |
3 | | | В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»). |
4 | | | Т.В. Толстая. Детство Лермонтова. |
«Я взрослею» (5 часов) |
5 | | | Жизнь дана на добрые дела. Л.Л. Яхнин. «Последняя рубашка». |
6 | | | Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». |
7 | | | Живи по совести. П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». |
8 | | | Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». |
9 | | | В.Н. Крупин. «Сушёная малина». Пословицы. |
«Я и моя семья» (3 часа) |
10 | | | В дружной семье и в холод тепло. В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). |
11 | | | А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). |
12 | | | О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». |
«Я фантазирую и мечтаю» (4 часа) |
13 | | | В. П. Крапивин. «Зелёная грива». |
14 | | | Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). |
15 | | | В. П. Крапивин. «Что такое стихия». |
16 | | | Г.А. Скребицкий. «Чему научила сказка». Обобщение по разделу. |
Раздел №2. «Россия – Родина моя» (18 часов) «Родная страна во все времена сынами сильна» (4 часа) |
17 | | | Люди земли русской. Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). |
18 | | | Л.М. Дёмин. «Рассказывает бывалый человек». В.А. Бахревский. «Семён Дежнёв». |
19 | | | О.М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор». |
20 | | | М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божьем величестве». А.Н. Майков. Ломоносов. |
«От праздника к празднику» (6 часов) |
21 | | | Всякая душа празднику рада. В.А. Никифоров-Волгин. «Серебряная метель». |
22 | | | А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). |
23 | | | Е.В. Григорьева. «Радость». А.А. Коринфский. «Христославы». |
24 | | | А.Н. Майков. «Христос Воскрес!» А.И. Куприн. «Пасхальные колокола». |
25 | | | С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). |
26 | | | К.М. Фофанов. «Под напев молитв пасхальных». |
«О родной природе» (8 часов) |
27 | | | Неразгаданная тайна — в чащах леса… И. С. Никитин. «Лес». |
28 | | | К. Г. Паустовский. «Клад». |
29 | | | Течет, течёт – не вытечет. Загадки. М. М. Пришвин. «Река». |
30 | | | В. П. Астафьев. «Ночь темная тёмная» |
31 | | | В.Г. Распутин. «Горные речки». |
32 | | | Шёл седой старик туман И. П. Токмакова. «Туман». В.П. Астафьев. «Зорькина песня». |
33 | | | Проверочная работа по итогам изучения раздела. |
34 | | | Подведение итогов года. Выставка творческих работ. |
Итого: 34 часа |