Пояснительная записка
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа «Литературное чтение на родном русском языке»:
-Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», утверждённый приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286;
- Примерные программы по учебным предметам.
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ-ООШ № 14 х. Ильинов на 2021-2022 учебный год
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ календарно-тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – основной общеобразовательной школы
№ 14 х. Ильинов Мартыновского района Ростовской области.
- Учебный план МБОУ-ООШ № 14 х. Ильинов на 2021-2022 учебный год.
Составлена на основе программы авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, издательство «Просвещение» 2014 г.
Рабочая программа по предмету рассчитана в 3 классе на 34 часа в год (1 час в неделю)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения еѐ к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении литературы на родном языке как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
Цели изучения учебного предмета «литературное чтение на родном (русском) языке»
Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом литературного чтения‚ изучение литературного чтения на родном (русском) языке, т.к. русский язык является родным для обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературного чтения, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы НОО по литературному чтению, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса литературного чтения в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
ФГОС НОО устанавливает следующие требования к предметным результатам предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»:
Литературное чтение на родном языке:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и родная литература» в соответствии с ФГОС ООО отражают:
Родная литература:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа 3 класса «Литературное чтение на русском (родном) языке» составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа за год, в классном журнале записывается как учебный предмет «Литературное чтение на родном русском языке».
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке;
адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
В круг чтения детей входят произведения отечественных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурноисторическим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится: распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных раммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ»
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Основные виды деятельности и предполагаемые формы.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога:
Формы и средства контроля результатов по программе.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка наблюдений). В качестве форм подведения итогов применяются:
- диагностика (проверка читательского кругозора);
- проверка техники чтения;
- беседа, которая проводится в конце каждого занятия.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке
№ п\п | Наименование раздела/ Темы уроков | Дата проведения | Формируемые УУД | Предполагаемое домашнее задание |
План | Факт (оюосно-вание) |
1 четверть (9 часов) Осень яснее лета 6 ч. |
1 | Осенние именины | 03.09 | | Предметные: определяют тон речи, темп речи, художественные приёмы. Выразительно читают стихотворения. Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Личностные: Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Уч. с.4-5 с.5 задание 5 |
2 | Осенние именины | 10.09 | | Предметные: работают с текстом стихотворения. Выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу. Выделяют логические ударения, указывают паузы, выбирают темп и тон чтения. Находит слова, выражающие чувства и мысли поэта. Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Извлекают необходимую информацию из текстов, преобразовывают объекты из чувственной формы в модель. Личностные: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Уч. с.5-6 с.6 задание 8, наизусть стих-е |
3 | Осеннее настроение | 17.09 | | Предметные: определяют тон речи, темп речи, художественные приёмы (олицетворение), называют жанр произведения. Выразительно читают по ролям сказку. Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Извлекают необходимую информацию из тектов, преобразовывают объекты из чувственной формы в модель. Личностные: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Уч. с.6-9 чтение по ролям с.9 задание 7 |
4 | Тайное становится явным | 24.09 | | Предметные: сравнивают жанры произведений и выделяют особенности. Называют особенности сказки, выделяют олицетворение. Читают сказку по ролям. Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Сравнивают, анализируют, синтезируют, обобщают, классифицируют по родовидовым признакам. Личностные: высказывают собственные суждения и дают им обоснование. | Уч. с.9-14 с.14 задание 6 |
5 | Первый раз в третий класс | 01.10 | | Предметные:узнают, что такое повесть, определяют диалог и монолог. Выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу. Выбирают темп и тон чтения. Метапредметные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Развитие доброжелательности, самоуважения. | Уч. с.15-21 с.20-21 вопросы |
6 | «Мы едем, едем, едем в далёкие края» | 08.10 | | Предметные: сравнивают жанры произведений и выделяют особенности. Называют особенности сказки, стихотворения, загадки,рассказа. Узнают, что такое ирония. Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Личностные: высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Уч. с.22-28 с.27 ответы на вопросы |
Мы с приятелем вдвоём 6 ч. |
7 | «Не похожи мы, а всё же нас не разольёшь водой!» | 15.10 | | Предметные: определяют тему, тон, темп речи, художественные приёмы. Выразительно читают стихотворение. Метапредметные: умеют выражать свои мысли, объяснять смысл пословиц и фразеологизмов. Личностные: развитие этических чувств, дружелюбия, понимания действий. | Уч. с.30-33 написать сочинение по пословице с.33 |
8 | Благодарность и верность в дружбе | 22.10 | | Предметные: сравнивают жанры произведений и выделяют особенности. Выполняют словарную работу. Выбирают темп и тон чтения. Упражняются в выразительном чтении. Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Личностные: развитие этических чувств, дружелюбия, понимания действий. | Уч. с.34-37 с.37 задание 4 |
9 | «Мы умножим нашу радость и разделим пополам!» | 29.10 | | Предметные: сравнивают жанры произведений и выделяют особенности. Выполняют словарную работу. Выбирают темп и тон чтения. Упражняются в выразительном чтении. Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Личностные: развитие этических чувств, дружелюбия, понимания действий. | Уч. с.38-42 с.42 ответы на вопросы |
2 четверть (7 часов) |
10 | «Мы умножим нашу радость и разделим пополам!» | 12.11 | | Предметные: определяют тему, тон, темп речи, художественные приёмы. Выразительно читают стихотворение. Метапредметные: умеют выражать свои мысли, анализируют, выделяют главную мысль текста. Делят текст на части. Самостоятельно составляют план. Личностные: развитие этических чувств, дружелюбия, понимания действий. | Уч. с.43-45 чтение по ролям |
11 | Рождение печатной книги на Руси. | 19.11 | | Предметные: определяют жанр произведения, его особенности. Выполняют словарную работу. Выбирают темп и тон чтения. Метапредметные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, создают способы решения проблем поискового характера, инициативно сотрудничают в поиске информации. Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: развитие любознательности, понимания действий, наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Уч. с.45-52 выразительное чтение |
12 | Рождение печатной книги на Руси. | 26.11 | | Предметные: определяют жанр произведения, его особенности. Выполняют словарную работу. Выбирают темп и тон чтения. Метапредметные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, создают способы решения проблем поискового характера, инициативно сотрудничают в поиске информации. Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: развитие любознательности, понимания действий, наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Уч. с.45-52 с.51 составить рассказ о том, как делались первые печатные книги по плану. |
Человек без Родины что соловей без песни 2 ч. |
13 | Старинный обычай | 03.12 | | Предметные: понимать понятия-лирическое стихотворение, лирический герой. Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков, выражать своё мнение. Личностные: Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Уч.с.54-55 выразительное чтение |
14 | Моя сторона | 10.12 | | Предметные: Выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу. Выделяют логические ударения, указывают паузы, выбирают темп и тон чтения. Находит слова, выражающие чувства и мысли поэта. Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков, выражать своё мнение. Личностные: любовь к своему родному краю, бережное отношение к природе, сопереживание главному герою. | Уч.с.55-60 с.60 ответы на вопросы |
Зимняя сказка 3 ч. |
15 | «Зима...пора отдохновенья...» | 17.12 | | Предметные: Выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу. Выделяют логические ударения, указывают паузы, выбирают темп и тон чтения. Находит слова, выражающие чувства и мысли поэта. Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков, выражать своё мнение. Личностные: любовь к поэзии А.С.Пушкина, доброе отношение к своим близким, сопереживание главному герою. | Уч.с.62-64 пересказ статьи |
16 | «Зима...пора отдохновенья...» | 24.12 | | Предметные: Выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу. Выделяют логические ударения, указывают паузы, выбирают темп и тон чтения. Находит слова, выражающие чувства и мысли поэта. Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков, выражать своё мнение. Личностные: любовь к поэзии А.С.Пушкина, доброе отношение к своим близким, сопереживание главному герою. | Уч.с.65-66 проект о няне Пушкина |
3 четверть (10 часов) |
17 | Чудо Рождества | 14.01 | | Предметные: Выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу. Метапредметные: анализируют, работают в группах, слушают собеседника и ведут диалог. Признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: развитие любознательности, интереса к традициям народа и семьи, наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Уч. с.67-72 с.72 задание 8,9 |
Семья - опора счастья 6 ч. |
18 | Мать в детях как в цвету цветёт | 21.01 | | Предметные: знают понятие легенда, самостоятельно работают с текстом (делят на смысловые части, находят описание звезды). Метапредметные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, умение выражать своё мнение. Личностные: развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Уч. с.4-7 с.7 задание 4 |
19 | Хлеб всему голова | 28.01 | | Предметные: знать названия частей произведения: завязка, кульминация, развязка и композиция. Метапредметные: анализировать поведение главного героя, давать свою оценку, работать в группе, высказывать своё мнение, слушать собеседника, вести диалог. Личностные: развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Уч.с.8-12 с.11 задание 5 |
20 | Каждый- сын своего отца | 04.02 | | Предметные: знать названия частей произведения, понятие рассказчик. Метапредметные: анализировать поведение главного героя, давать свою оценку, работать в группе, высказывать своё мнение, слушать собеседника, вести диалог. Личностные: бережно относиться к хлебу, развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Уч. с.12-17 с.16-17 вопросы |
21 | Бабушка моя... | 11.02 | | Предметные: комментируют заглавие, определяют тему, сравнивают жанры произведений. Метапредметные: работают в группе, характеризуют поведение героев, выполняют дифференцированную самостоятельную работу., доказывают свою точку зрения. Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Уч.с.17-20 проект «Что значит быть настоящим человеком?» |
22 | Жили-были братья-сёстры... | 18.02 | | Предметные: сравнивать авторские произведения и произведения устного народного творчества, выполняют словарную работу, упражняются в выразительном чтении Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Самостоятельно перечитывают рассказ и выделяют композиционные части. Выделяют главную мысль. Комментируют заголовок. Рассматривают внутри текстовые иллюстрации. Строит рассуждения, отнесения к известным понятиям. Личностные: находить компромисс в сложных вопросах, развивать доброжелательность, отзывчивость, самоуважение. | Уч. с.20-26 с.26 вопрос 4 |
23 | Правда и кривда | 25.02 | | Предметные: понятие противопоставление, сравнивать авторские произведения и произведения устного народного творчества, выполняют словарную работу, упражняются в выразительном чтении Метапредметные: Самостоятельно перечитывают сказку и выделяют композиционные части. Выделяют главную мысль. Комментируют заголовок. Рассматривают внутри текстовые иллюстрации. Строит рассуждения, отнесения к известным понятиям. Личностные: выражать отношение к собственным поступкам, развивать доброжелательность, отзывчивость, самоуважение. | Уч. с.26-32 пересказ |
«Повсюду благовест гудит...» 3 ч. |
24 | Вербное воскресенье | 04.03 | | Предметные: сравнение стихов по темам, авторам, выполняют словарную работу, упражняются в выразительном чтении .Знакомство с христианскими праздниками на Руси. Метапредметные: вырабатывают критерии оценивания для проверки выразительного чтения стихотворения наизусть. Осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии, выражают своё отношение к празднику. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, Заинтересованность и расширение получаемых знаний . | Уч.с.34-37 наизусть по выбору |
25 | «Повсюду благовест гудит...» | 11.03 | | Предметные: сравнение стихов по темам, авторам, выполняют словарную работу (благовест, клирос, хоругви, крестный ход), упражняются в выразительном чтении .Знакомство с христианскими праздниками на Руси. Метапредметные: вырабатывают критерии оценивания для проверки выразительного чтения стихотворения наизусть. Осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии, выражают своё отношение к празднику. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, Заинтересованность и расширение получаемых знаний . | Уч.с.38-40 выразительное чтение |
26 | Весна пришла, весне- дорогу! | 18.03 | | Предметные: сравнивают произведения С.Есенина, картину И.Левитана.,выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу. Метапредметные: анализируют, находят художественные приёмы, используемые автором, слушают собеседника и ведут диалог. Признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности. Личностные: развитие любознательности, наблюдательности, бережное отношение к красоте природы, заинтересованность в получении дополнительных знаний. | Уч.с.41-44 наизусть по выбору |
4 четверть (8 часов) |
27 | Жизнь дана на добрые дела | 01.04 | | Предметные: Выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу. Выделяют логические ударения, указывают паузы, выбирают темп и тон чтения. Находит слова, выражающие чувства и мысли поэта. Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков, выражать своё мнение. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, Заинтересованность и расширение получаемых знаний . | Уч.с.46-48 с.47 вопрос 4 |
28 | Жизнь дана на добрые дела | 08.04 | | Предметные: работают с рассказом: чтение, работа с сюжетом, характеризуют героев рассказа. Определяют главную мысль. Делят текст на части, выделяют отдельные эпизоды. Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков, выражать своё мнение. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, сострадание и помощь. Заинтересованность и расширение получаемых знаний . | Уч.с.48-54 подробный пересказ |
29 | Сыновний поклон | 15.04 | | Предметные: сравнивают жанры произведений и выделяют особенности. Выполняют словарную работу. Выбирают темп и тон чтения. Упражняются в выразительном чтении. Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Личностные: развитие этических чувств, дружелюбия, понимания совершаемых действий, отношение к ветеранам войны, гордость за их подвиг. | Уч.с.54-58 выразительное чтение с.57 вопрос 6 |
30 | «Этот праздник с сединою на висках...» | 22.04 | | Предметные: называют стихотворение С.С.Орлова, сравнивают содержание с фрагментом. Выразительно читают, указывают паузы, выдерживают темп. Выделяют логические ударения. Моделируют обложку. Метапредметные: находят в библиотеке книги с произведениями поэтов о войне. Используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Находят информацию об авторе в разных информационных источниках. Личностные: заинтересованность и расширение получаемых знаний , развитие патриотических чувств.. | Уч.с.58-59 выразительное чтение (найти стихи о войне) |
31 | «Этот праздник с сединою на висках...» | 29.04 | | Предметные: сравнивают стихотворение М.Исаковского и Л. Преображенской, соотносят содержание с фрагментами. Выразительно читают, указывают паузы, выдерживают темп. Выделяют логические ударения. Знакомятся с понятием антитеза. Метапредметные: находят в библиотеке книги с произведениями поэтов о войне. Используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Личностные: заинтересованность и расширение получаемых знаний , развитие патриотических чувств.. | Уч.с.60-62 наизусть по выбору |
Удивительный мир вокруг нас 3 ч. |
32 | Дело мастера боится | 06.05 | | Предметные: уметь находить устойчивые выражения и употреблять их в речи. Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текста, самостоятельно перечитывают сказку и выделяют композиционные части. Выделяют главную мысль. Комментируют заголовок. Рассматривают внутри текстовые иллюстрации. Строят рассуждения, доказывая свою точку зрения. Личностные: развитие любознательности, наблюдательности, доброжелательности, заинтересованность в получении знаний | Уч. с.64- 67 с.64 задание 2 (по желанию) с.67 вопрос 6 |
33 | Дело мастера боится | 13.05 | | Предметные: уметь находить устойчивые выражения и употреблять их в речи. Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текста, самостоятельно перечитывают сказку и выделяют композиционные части. Выделяют главную мысль. Комментируют заголовок. Рассматривают внутри текстовые иллюстрации. Строят рассуждения, доказывая свою точку зрения. Личностные: развитие любознательности, наблюдательности, доброжелательности, заинтересованность в получении знаний | Уч.с.67-70 с. 69-70 ответы на вопросы |
34 | Малиновое лето | 20.05 | | Предметные: определяют рифму, вид народного творчества, перечисляют персонажи. Выразительно читают, указывают паузы, выдерживают темп. Выделяют логические ударения. Метапредметные: Выделяют главную мысль. Комментируют заголовок. Рассматривают внутри текстовые иллюстрации. Строят рассуждения, доказывая свою точку зрения, обращаясь к тексту. Личностные: развитие любознательности, наблюдательности, доброжелательности, заинтересованность в получении знаний | Уч.с.70-73 выразительное чтение |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов от _________ 2021 г. № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР О.В.Петрова ______________ 2021 г. |
1