СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение на родном (русском языке) 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование к учебнику  "Литературное чтение на родном (русском языке) 3 класс. Автор Е. Кутейникова, О.В. Синёва, Л.В. Дудова.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение на родном (русском языке) 3 класс»

Пояснительная записка


Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа «Литературное чтение на родном русском языке»:

-Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», утверждённый приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286;

- Примерные программы по учебным предметам.

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ-ООШ № 14 х. Ильинов на 2021-2022 учебный год

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ календарно-тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – основной общеобразовательной школы

№ 14 х. Ильинов Мартыновского района Ростовской области.

- Учебный план МБОУ-ООШ № 14 х. Ильинов на 2021-2022 учебный год.

Составлена на основе программы авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, издательство «Просвещение» 2014 г.

Рабочая программа по предмету рассчитана в 3 классе на 34 часа в год (1 час в неделю)


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения еѐ к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении литературы на родном языке как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.


Цели изучения учебного предмета «литературное чтение на родном (русском) языке»


Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом литературного чтения‚ изучение литературного чтения на родном (русском) языке, т.к. русский язык является родным для обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературного чтения, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы НОО по литературному чтению, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса литературного чтения в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

ФГОС НОО устанавливает следующие требования к предметным результатам предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»:

Литературное чтение на родном языке:

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и родная литература» в соответствии с ФГОС ООО отражают:



Родная литература:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа 3 класса «Литературное чтение на русском (родном) языке» составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа за год, в классном журнале записывается как учебный предмет «Литературное чтение на родном русском языке».

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

  • пользоваться аппаратом книги;

  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке;

  • адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации;

  • стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.


В круг чтения детей входят произведения отечественных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурноисторическим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;


самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится: распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).



Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных раммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:


  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Основные виды деятельности и предполагаемые формы.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога:

  • занятие-диспут,

  • занятие-спектакль,

  • занятие-праздник,

  • занятие-интервью,

  •  интегрированное занятие,

  • конференция,

  • устный журнал,

  • конкурсы,

  •  литературные встречи,

  • литературная гостиная,

  •  литературный ринг и т. д.

Формы и средства контроля результатов по программе.

 В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка наблюдений). В качестве форм подведения итогов применяются:

- диагностика (проверка читательского кругозора);

- проверка техники чтения;

- беседа, которая проводится в конце каждого занятия.







































Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке

п\п

Наименование раздела/

Темы уроков

Дата проведения

Формируемые УУД

Предполагаемое домашнее задание

План

Факт

(оюосно-вание)

1 четверть (9 часов)

Осень яснее лета 6 ч.

1

Осенние именины

03.09


Предметные: определяют тон речи, темп речи, художественные приёмы. Выразительно читают стихотворения.

Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Личностные: Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Уч. с.4-5

с.5 задание 5


2

Осенние именины

10.09




Предметные: работают с текстом стихотворения. Выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу. Выделяют логические ударения, указывают паузы, выбирают темп и тон чтения. Находит слова, выражающие чувства и мысли поэта.

Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Извлекают необходимую информацию из текстов, преобразовывают объекты из чувственной формы в модель.

Личностные: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Уч. с.5-6

с.6 задание 8, наизусть стих-е

3

Осеннее настроение


17.09


Предметные: определяют тон речи, темп речи, художественные приёмы (олицетворение), называют жанр произведения. Выразительно читают по ролям сказку.

Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Извлекают необходимую информацию из тектов, преобразовывают объекты из чувственной формы в модель.

Личностные: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Уч. с.6-9 чтение по ролям

с.9 задание 7

4

Тайное становится явным

24.09


Предметные: сравнивают жанры произведений и выделяют особенности. Называют особенности сказки, выделяют олицетворение. Читают сказку по ролям.

Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Сравнивают, анализируют, синтезируют, обобщают, классифицируют по родовидовым признакам.

Личностные: высказывают собственные суждения и дают им обоснование.

Уч. с.9-14

с.14 задание 6

5

Первый раз в третий класс

01.10


Предметные:узнают, что такое повесть, определяют диалог и монолог. Выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу. Выбирают темп и тон чтения.

Метапредметные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Развитие доброжелательности, самоуважения.

Уч. с.15-21

с.20-21 вопросы

6

«Мы едем, едем, едем в далёкие края»

08.10


Предметные: сравнивают жанры произведений и выделяют особенности. Называют особенности сказки, стихотворения, загадки,рассказа. Узнают, что такое ирония.

Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Личностные: высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Уч. с.22-28

с.27 ответы на вопросы

Мы с приятелем вдвоём 6 ч.

7

«Не похожи мы, а всё же нас не разольёшь водой!»

15.10


Предметные: определяют тему, тон, темп речи, художественные приёмы. Выразительно читают стихотворение.

Метапредметные: умеют выражать свои мысли, объяснять смысл пословиц и фразеологизмов.

Личностные: развитие этических чувств, дружелюбия, понимания действий.

Уч. с.30-33

написать сочинение по пословице с.33

8

Благодарность и верность в дружбе

22.10


Предметные: сравнивают жанры произведений и выделяют особенности. Выполняют словарную работу. Выбирают темп и тон чтения. Упражняются в выразительном чтении.

Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Личностные: развитие этических чувств, дружелюбия, понимания действий.

Уч. с.34-37

с.37 задание 4

9

«Мы умножим нашу радость и разделим пополам!»

29.10


Предметные: сравнивают жанры произведений и выделяют особенности. Выполняют словарную работу. Выбирают темп и тон чтения. Упражняются в выразительном чтении.

Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Личностные: развитие этических чувств, дружелюбия, понимания действий.

Уч. с.38-42

с.42 ответы на вопросы

2 четверть (7 часов)

10

«Мы умножим нашу радость и разделим пополам!»

12.11


Предметные: определяют тему, тон, темп речи, художественные приёмы. Выразительно читают стихотворение.

Метапредметные: умеют выражать свои мысли, анализируют, выделяют главную мысль текста. Делят текст на части. Самостоятельно составляют план.

Личностные: развитие этических чувств, дружелюбия, понимания действий.

Уч. с.43-45

чтение по ролям

11

Рождение печатной книги на Руси.

19.11


Предметные: определяют жанр произведения, его особенности. Выполняют словарную работу. Выбирают темп и тон чтения.

Метапредметные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, создают способы решения проблем поискового характера, инициативно сотрудничают в поиске информации. Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: развитие любознательности, понимания действий, наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Уч. с.45-52

выразительное чтение

12

Рождение печатной книги на Руси.

26.11


Предметные: определяют жанр произведения, его особенности. Выполняют словарную работу. Выбирают темп и тон чтения.

Метапредметные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, создают способы решения проблем поискового характера, инициативно сотрудничают в поиске информации. Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: развитие любознательности, понимания действий, наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Уч. с.45-52

с.51 составить рассказ о том, как делались первые печатные книги по плану.


Человек без Родины что соловей без песни 2 ч.

13

Старинный обычай

03.12


Предметные: понимать понятия-лирическое стихотворение, лирический герой.

Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков, выражать своё мнение.

Личностные: Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Уч.с.54-55

выразительное чтение

14

Моя сторона

10.12


Предметные: Выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу. Выделяют логические ударения, указывают паузы, выбирают темп и тон чтения. Находит слова, выражающие чувства и мысли поэта.

Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков, выражать своё мнение.

Личностные: любовь к своему родному краю, бережное отношение к природе, сопереживание главному герою.

Уч.с.55-60

с.60 ответы на вопросы

Зимняя сказка 3 ч.

15

«Зима...пора отдохновенья...»

17.12


Предметные: Выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу. Выделяют логические ударения, указывают паузы, выбирают темп и тон чтения. Находит слова, выражающие чувства и мысли поэта.

Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков, выражать своё мнение.

Личностные: любовь к поэзии А.С.Пушкина, доброе отношение к своим близким, сопереживание главному герою.

Уч.с.62-64

пересказ статьи

16

«Зима...пора отдохновенья...»

24.12


Предметные: Выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу. Выделяют логические ударения, указывают паузы, выбирают темп и тон чтения. Находит слова, выражающие чувства и мысли поэта.

Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков, выражать своё мнение.

Личностные: любовь к поэзии А.С.Пушкина, доброе отношение к своим близким, сопереживание главному герою.

Уч.с.65-66

проект о няне Пушкина

3 четверть (10 часов)

17

Чудо Рождества

14.01


Предметные: Выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу.

Метапредметные: анализируют, работают в группах, слушают собеседника и ведут диалог. Признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: развитие любознательности, интереса к традициям народа и семьи, наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Уч. с.67-72

с.72 задание 8,9

Семья - опора счастья 6 ч.

18

Мать в детях как в цвету цветёт

21.01


Предметные: знают понятие легенда,

самостоятельно работают с текстом (делят на смысловые части, находят описание звезды).

Метапредметные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, умение выражать своё мнение.

Личностные: развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Уч. с.4-7

с.7 задание 4

19

Хлеб всему голова

28.01


Предметные: знать названия частей произведения: завязка, кульминация, развязка и композиция.

Метапредметные: анализировать поведение главного героя, давать свою оценку, работать в группе, высказывать своё мнение, слушать собеседника, вести диалог.

Личностные: развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Уч.с.8-12

с.11 задание 5

20

Каждый- сын своего отца

04.02


Предметные: знать названия частей произведения, понятие рассказчик.

Метапредметные: анализировать поведение главного героя, давать свою оценку, работать в группе, высказывать своё мнение, слушать собеседника, вести диалог.

Личностные: бережно относиться к хлебу, развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Уч. с.12-17

с.16-17 вопросы

21

Бабушка моя...

11.02


Предметные: комментируют заглавие, определяют тему, сравнивают жанры произведений.

Метапредметные: работают в группе, характеризуют поведение героев, выполняют дифференцированную самостоятельную работу., доказывают свою точку зрения.

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Уч.с.17-20

проект «Что значит быть настоящим человеком?»

22

Жили-были братья-сёстры...

18.02


Предметные: сравнивать авторские произведения и произведения устного народного творчества, выполняют словарную работу, упражняются в выразительном чтении

Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Самостоятельно перечитывают рассказ и выделяют композиционные части. Выделяют главную мысль. Комментируют заголовок. Рассматривают внутри текстовые иллюстрации. Строит рассуждения, отнесения к известным понятиям.

Личностные: находить компромисс в сложных вопросах, развивать доброжелательность, отзывчивость, самоуважение.

Уч. с.20-26

с.26 вопрос 4

23

Правда и кривда

25.02


Предметные: понятие противопоставление, сравнивать авторские произведения и произведения устного народного творчества, выполняют словарную работу, упражняются в выразительном чтении

Метапредметные: Самостоятельно перечитывают сказку и выделяют композиционные части. Выделяют главную мысль. Комментируют заголовок. Рассматривают внутри текстовые иллюстрации. Строит рассуждения, отнесения к известным понятиям.

Личностные: выражать отношение к собственным поступкам, развивать доброжелательность, отзывчивость, самоуважение.

Уч. с.26-32

пересказ


«Повсюду благовест гудит...» 3 ч.

24

Вербное воскресенье

04.03


Предметные: сравнение стихов по темам, авторам, выполняют словарную работу, упражняются в выразительном чтении .Знакомство с христианскими праздниками на Руси.

Метапредметные: вырабатывают критерии оценивания для проверки выразительного чтения стихотворения наизусть. Осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии, выражают своё отношение к празднику.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, Заинтересованность и расширение получаемых знаний .

Уч.с.34-37

наизусть по выбору

25

«Повсюду благовест гудит...»

11.03


Предметные: сравнение стихов по темам, авторам, выполняют словарную работу (благовест, клирос, хоругви, крестный ход), упражняются в выразительном чтении .Знакомство с христианскими праздниками на Руси.

Метапредметные: вырабатывают критерии оценивания для проверки выразительного чтения стихотворения наизусть. Осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии, выражают своё отношение к празднику.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, Заинтересованность и расширение получаемых знаний .

Уч.с.38-40

выразительное чтение

26

Весна пришла, весне- дорогу!

18.03


Предметные: сравнивают произведения С.Есенина, картину И.Левитана.,выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу.

Метапредметные: анализируют, находят художественные приёмы, используемые автором, слушают собеседника и ведут диалог. Признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: развитие любознательности, наблюдательности, бережное отношение к красоте природы, заинтересованность в получении дополнительных знаний.

Уч.с.41-44

наизусть по выбору

4 четверть (8 часов)

27

Жизнь дана на добрые дела

01.04


Предметные: Выполняют задания в учебнике. Упражняются в выразительном чтении. Выполняют словарную работу. Выделяют логические ударения, указывают паузы, выбирают темп и тон чтения. Находит слова, выражающие чувства и мысли поэта.

Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков, выражать своё мнение.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, Заинтересованность и расширение получаемых знаний .

Уч.с.46-48

с.47 вопрос 4

28

Жизнь дана на добрые дела

08.04


Предметные: работают с рассказом: чтение, работа с сюжетом, характеризуют героев рассказа. Определяют главную мысль. Делят текст на части, выделяют отдельные эпизоды.

Метапредметные: анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков, выражать своё мнение.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, сострадание и помощь. Заинтересованность и расширение получаемых знаний .

Уч.с.48-54

подробный пересказ

29

Сыновний поклон

15.04


Предметные: сравнивают жанры произведений и выделяют особенности. Выполняют словарную работу. Выбирают темп и тон чтения. Упражняются в выразительном чтении.

Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Личностные: развитие этических чувств, дружелюбия, понимания совершаемых действий, отношение к ветеранам войны, гордость за их подвиг.

Уч.с.54-58

выразительное чтение

с.57 вопрос 6


30

«Этот праздник с сединою на висках...»

22.04


Предметные: называют стихотворение С.С.Орлова, сравнивают содержание с фрагментом. Выразительно читают, указывают паузы, выдерживают темп. Выделяют логические ударения. Моделируют обложку.

Метапредметные: находят в библиотеке книги с произведениями поэтов о войне. Используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Находят информацию об авторе в разных информационных источниках.

Личностные: заинтересованность и расширение получаемых знаний , развитие патриотических чувств..

Уч.с.58-59

выразительное чтение (найти стихи о войне)

31

«Этот праздник с сединою на висках...»

29.04


Предметные: сравнивают стихотворение М.Исаковского и Л. Преображенской, соотносят содержание с фрагментами. Выразительно читают, указывают паузы, выдерживают темп. Выделяют логические ударения. Знакомятся с понятием антитеза.

Метапредметные: находят в библиотеке книги с произведениями поэтов о войне. Используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Личностные: заинтересованность и расширение получаемых знаний , развитие патриотических чувств..

Уч.с.60-62

наизусть по выбору

Удивительный мир вокруг нас 3 ч.

32

Дело мастера боится

06.05


Предметные: уметь находить устойчивые выражения и употреблять их в речи.

Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текста, самостоятельно перечитывают сказку и выделяют композиционные части. Выделяют главную мысль. Комментируют заголовок. Рассматривают внутри текстовые иллюстрации. Строят рассуждения, доказывая свою точку зрения.

Личностные: развитие любознательности, наблюдательности, доброжелательности, заинтересованность в получении знаний

Уч. с.64- 67

с.64 задание 2 (по желанию)

с.67 вопрос 6

33

Дело мастера боится

13.05


Предметные: уметь находить устойчивые выражения и употреблять их в речи.

Метапредметные: овладевают навыками смыслового чтения текста, самостоятельно перечитывают сказку и выделяют композиционные части. Выделяют главную мысль. Комментируют заголовок. Рассматривают внутри текстовые иллюстрации. Строят рассуждения, доказывая свою точку зрения.

Личностные: развитие любознательности, наблюдательности, доброжелательности, заинтересованность в получении знаний

Уч.с.67-70

с. 69-70 ответы на вопросы

34

Малиновое лето

20.05


Предметные: определяют рифму, вид народного творчества, перечисляют персонажи. Выразительно читают, указывают паузы, выдерживают темп. Выделяют логические ударения.

Метапредметные: Выделяют главную мысль. Комментируют заголовок. Рассматривают внутри текстовые иллюстрации. Строят рассуждения, доказывая свою точку зрения, обращаясь к тексту.

Личностные: развитие любознательности, наблюдательности, доброжелательности, заинтересованность в получении знаний

Уч.с.70-73

выразительное чтение






РАССМОТРЕНО

Протокол заседания методического объединения

МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов

от _________ 2021 г.

№ _____





СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР О.В.Петрова

______________ 2021 г.













1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!