Детство Лермонтова
Т.В. Толстая
Не знаю я даже, как вам и сказать:
Наш Вова на днях научился читать.
Спит с книжкой в обнимку всю ночь напролёт,
Проснётся – и тут же ко всем пристаёт,
Прочтёт два-три слова и просит: «Проверь!»
Он гордый такой: «Я читатель теперь!»
– Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
Как вы поняли его смысл?
– Какие чувства испытывает мальчик, научившись читать?
Вспомните, какое произведение мы прочитали на прошлом уроке.
Кто его автор?
Михаил Лермонтов
Сегодня мы отправимся в прошлое. Познакомимся с семьёй Михаила Лермонтова. Узнаем о детстве маленького Миши Лермонтова.
Поможет нам в этом писатель
Татьяна Владимировна Толстая
Папа Михаила Лермонтова
Юрий Петрович
Мама Михаила Лермонтова
Мария Михайловна
Маленький Миша Лермонтов в возрасте трёх лет
Бабушка Михаила Лермонтова
Елизавета Алексеевна Арсеньева
Маленький Миша Лермонтов в возрасте 6 – 7 лет
Физминутка
У нас славная осанка.
(Вытягиваемся в струнку, руки вдоль туловища.)
Мы свели лопатки.
(Сводим лопатки, руки на поясе.)
Мы шагаем на носках
(Шагаем на носочках.)
И идём на пятках.
(Шагаем на пятках.)
Пойдём мягко, как лисята,
(Идём, плавно ступая.)
Ну а если надоест,
То пойдём мы косолапо,
Как медведи ходят в лес.
(Идём, изображая поступь медведя, руки на поясе.)
Словарик
Тиснение – выдавленные рельефные рисунки, узоры, например
на обложках книг.
Восхищённый (взгляд) – полный восхищения.
Восхищение – необычайная радость, восторг.
Прийти в восторг – почувствовать необычайную радость.
Словарик
Самолюбие (было) уязвлено – задето чувство собственного достоинства.
Чтение произведения
Беседа после чтения
- Сколько лет было Мише, когда он научился читать?
Давайте проанализируем, пользуясь текстом, что делал
Миша, чтобы научиться читать. Нам помогут слова из текста.
• Спрашивал у всех (о чём?) – про разные буквы .
• Упорно разглядывал (что?) – каждую страницу .
• Убегал в сад и заучивал (что?) – буквы .
• Трудился долго (над чем?) – трудился над книгой Жуковского больше месяца
Беседа после чтения
Послушайте и скажите, кому принадлежат слова:
– Я вижу, ты любишь книги. Разве ты умеешь читать? ( Аркадию Фёдоровичу Мосоло́ву .)
– Ему шесть, и я считаю, что его ещё рано учить. ( Бабушке .)
– А ты все буквы знаешь? ( Миша .)
– Как же читать первую букву? ( Миша .)
– Я теперь могу писать всё, что хочу. ( Миша .)
– Я согласна ехать в Москву за покупкой книг. ( Бабушка .)
Беседа после чтения
Определите, о каких чувствах говорят эти слова. Кто из героев их испытывал и почему? (Дети читают фразы и определяют.)
• Восхищённый взгляд – удивление, восторг; Миша.
• С нетерпением ждал – интерес; Миша.
• Глаза его горели – увлечённость, стремление к знаниям; Миша.
• Волновалась, но была довольна – любовь к внуку; бабушка.
• Пришла в восторг – радость, удовлетворение, гордость; бабушка.
Итог урока
Какой вывод вы сделали? Можно ли научиться читать самому?
Какие качества нужно иметь, чтобы самому научиться читать?