МБОУ «Новоазовская школа №2»
администрации Новоазовского района
Алексеенко С.И.,
учитель начальных классов
Урок литературного чтения в 1 классе
Тема: В.В. Бианки "Первая охота".
Учебник: Азбука. 1 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – М. : Просвещение, 2016. (Школа России)
Цель урока:
Формировать эмоционально - ценностное отношения к природе посредством внутреннего переживания учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.
Задачи урока:
1) образовательные: познакомить ребят с сведениями из жизни В.В.Бианки, формировать интерес к братьям нашим меньшим;
2) развивающие: развивать умение анализировать содержание рассказа, формировать навыки выразительного чтения, памяти и логического мышления, связной речи, совершенствовать умение находить выразительные средства языка.
3) воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родной природе.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся правильно, осознанно и выразительно читать небольшой текст, рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы по содержанию текста, пересказывать текст на основе опорных слов.
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия
Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действий.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, формулировать высказывание.
Личностные: уважительное отношение к иному мнению, терпимость.
Оборудование:
1. Портрет В.В. Бианки.
2. Выставка В.Бианки "Лесная газета, " Мышонок Пик", " Чей нос лучше" и др.
3. Компьютерная презентация
4. Рисунки щенка, ящерицы
5. Карточки для работы парах
5. Смайлики.
Тип урока.
Урок новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.
Посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь,
Пожелайте всем удачи
И тихонечко садитесь.
2. Включение в учебную деятельность.
2.1. Развитие речевого аппарата.
Проведем дыхательную гимнастику
«Свеча» - сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи (2 р.)
«Колесо спустило» - плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [с] (2 р.)
3. Определение учащимися темы и цели урока.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину! (М.И. Пришвин) (Слайд 2)
- Как вы понимаете это высказывание? Что значит охранять природу?
- Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора (портрет)
(Виталий Валентинович Бианки).(Слайд 3)
- Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого отгадаем кроссворд: (на доске)
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
- Какое слово получилось в вертикальном столбце? (природа)
- Скажите одним словом: о чём писал В. Бианки? (о природе).
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
- Название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов. (Слайд 4)
(На слайде: павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула.)
- Как называется это произведение? (Первая охота).
Как вы думаете, о чем этот рассказ?
4. Прием «Верю – не верю»
Верите ли вы, что бывает лесная газета?
Верите ли вы, что бабочки охотятся?
Верите ли вы, что можно потерять хвост?
5. Работа над новым материалом
5.1. Подготовительная работа
- Прочитайте на с. 98 «Азбуки» текст о В. В. Бианки.
- С какой увлекательной книгой рекомендуют подружиться? («Лесная газета»)
Биография В.Бианки (Слайд 5)
Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». В доме всегда было много клеток с птицами, аквариумов с рыбками, змеями, пауками. Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведения. Два таких героя изображены писателем в рассказе " Первая охота".
(Слайд 6)
щекон | щеякар |
(щенок) | (ящерка) |
- Как вы думаете, о ком наш рассказ?
5.2. «Глоссарий». Отметь слова, которые могут быть связаны с этим текстом:
Подкрался, ухватился, извернулась, грелась, фыркнул, отращивает. (Слайд 7)
- Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как они выглядят? Что вы о них знаете? (Ящерица – небольшое животное. У неё удлинённое тело, длинный хвост).
(Слайд 8)
- Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).
- Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).
5.3. Работа в парах.
«Текст с дырками». (карточки) (Слайд 9)
- Перед прочтением посмотрите «дырки-окошечки» и предположите: «О чём пойдёт речь?».
Ящерка сидела на _____ , глаза _____ ,_____ на солнышке. Тихонько к ней _______ щенок, прыг и ухватился за ______ . А ящерка ______ , хвост в зубах у него _______ , сама под камень. Фыркнул щенок, _____ хвост – и за ней. Да куда там! Ящерка давно под камнем ________ , новый хвост себе ________ .
- Проверим наши предположения, прочитаем текст.
6. Работа над текстом
6.1. Первичное чтение учителем
6.2. Проверка первичного восприятия
- Докажите, что это сказка (рассказ, стихотворение…).
- Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ?
- Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).
- Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).
- А как бы вы назвали этот рассказ?
Физкультминутка
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь! (Зайчиков, белочек, медвежат).
6.3. Вторичное воспроизведение и анализ текста.
- Прочитайте текст ещё раз. (Дети читают вслух произведение «по цепочке»).
- Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).
- Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки? (Выборочное чтение).
- Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).
- Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделался и остался в зубах у щенка).
Обозначьте правильный порядок развития событий (на доске)
| К ящерке подкрался щенок |
| Хвост отвалился |
| Ящерка грелась на солнышке |
| Щенок погнался за ящеркой |
| Ящерка новый хвост отращивает |
| Ящерка убежала |
Физкультминутка (Слайд 10)
Ящерка на солнце грелась.
Как юла она вертелась.
Ручки к солнцу подставляла.
Глазки сладко закрывала.
6.4.Повторное чтение рассказа и его анализ.
- Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно)
- Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно и что неправильно. (выборочное чтение)
- Какие действия были правильными? (щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)
- Какое действие было неправильным? (то, что щенок схватил ящерку за хвост)
- Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост)
- Какой эпизод рассказа изображён на иллюстрации? Каким вы видите щенка? (Он удивлён, растерян). А ящерицу? (сердитая)
- Что обозначает предложение: Да куда там!?
- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избежать многих ошибок, неправильных решений.
- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?
6.5.Проверка предугадывания. Повторное чтение текста с дырками.
7. Приём «Тонкие и толстые вопросы» (Слайд 11)
Придумай вопрос: Как …?, Зачем…?, Где…?, Что …?, Почему?
8. Подготовка к пересказу. Самостоятельное чтение.
9. Пересказ текста по опорным словам (Слайд 12)
Опорные слова: сидела на камне, подкрался щенок, ухватился за хвост, ящерка извернулась, оставила хвост в зубах, щенок фыркнул, сидит под камнем, новый хвост.
10. Работа у доски. (Рисунок ящерки и щенка)
Выбрать из предложенных вариантов: (разрезные карточки)
- слова, которые указывают на действия ящерки. (Сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила, сидит, отращивает)
- слова, которые указывают на действия щенка. (Подкрался, ухватился, фыркнул, бросил.)
11. Работа по иллюстрации (с.99)
- Как вы думаете, почему рисунки этих зверей, птиц появились на странице в книге? (Наверное, о них писал Бианки)
- Кого из этих птиц, зверей вы встречали на страницах книг, в телевизионных передачах, видели в окружающем мире?
- Каких ещё представителей животного мира вы можете назвать?
12. РЕФЛЕКСИЯ (Слайд 13)
1) - Я для себя сделал открытие:
- Меня удивило:
- Оказывается, что:
2)- Оцените свою работу на уроке (смайлики)
13. Итог урока
- С творчеством какого писателя познакомились?
- Над каким произведением работали?
- Чему учились, работая над этим произведением?
Книги Бианки учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей, птиц, насекомых.
Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/01/20/konspekt-uroka-i-prezentatsiya-v-bianki-pervaya-ohota
https://urok.1sept.ru/articles/644164
https://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniiu-v-v-biank.html
https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/171371-otkrytyy-urok-literaturnogo-chteniya-vv-bianki-pervaya-ohota-1-klass.html
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok_chtieniia_po_proizviedieniiu_v_v_bianki_piervaia_okhota