СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение В. Бианки "Первая охота"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературного чтения в 1 классе с презентацией к уроку

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение В. Бианки "Первая охота"»

МБОУ «Новоазовская школа №2»

администрации Новоазовского района

Алексеенко С.И.,

учитель начальных классов


Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: В.В. Бианки "Первая охота".

Учебник: Азбука. 1 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – М. : Просвещение, 2016. (Школа России)

Цель урока: 

Формировать эмоционально - ценностное отношения к природе посредством внутреннего переживания учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Задачи урока:

1) образовательные: познакомить ребят с сведениями из жизни В.В.Бианки, формировать интерес к братьям нашим меньшим;

2) развивающие: развивать умение анализировать содержание рассказа, формировать навыки выразительного чтения, памяти и логического мышления, связной речи, совершенствовать умение находить выразительные средства языка.

3) воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся правильно, осознанно и выразительно читать небольшой текст, рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы по содержанию текста, пересказывать текст на основе опорных слов.

Универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия

Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действий.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, формулировать высказывание.

Личностные:   уважительное отношение к иному мнению, терпимость.

Оборудование:

1. Портрет В.В. Бианки.

2. Выставка В.Бианки "Лесная газета, " Мышонок Пик", " Чей нос лучше" и др.

3. Компьютерная презентация

4. Рисунки щенка, ящерицы

5. Карточки для работы парах

5. Смайлики.

Тип урока.

Урок новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок –

Начинаем наш урок.

Посмотрите друг на друга,

Улыбнитесь,

Пожелайте всем удачи

И тихонечко садитесь.

2. Включение в учебную деятельность.

2.1. Развитие речевого аппарата.

Проведем дыхательную гимнастику

«Свеча» - сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи (2 р.)

«Колесо спустило» - плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [с] (2 р.)

3. Определение учащимися темы и цели урока.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину! (М.И. Пришвин) (Слайд 2)

- Как вы понимаете это высказывание? Что значит охранять природу?

- Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора (портрет)

(Виталий Валентинович Бианки).(Слайд 3)

- Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого отгадаем кроссворд: (на доске)

1 2 3 4 5 6 7

1

2




3


4


5


6


7



- Какое слово получилось в вертикальном столбце? (природа)

- Скажите одним словом: о чём писал В. Бианки? (о природе).

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.


- Название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов. (Слайд 4)

(На слайде: павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула.)

- Как называется это произведение? (Первая охота).

Как вы думаете, о чем этот рассказ?

4. Прием «Верю – не верю»

Верите ли вы, что бывает лесная газета?

Верите ли вы, что бабочки охотятся?

Верите ли вы, что можно потерять хвост?


5. Работа над новым материалом

5.1. Подготовительная работа

Прочитайте на с. 98 «Азбуки» текст о В. В. Бианки.

- С какой увлекательной книгой рекомендуют подружиться?  («Лесная газета»)

Биография В.Бианки (Слайд 5)

Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц  и их повадки. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». В доме всегда было много клеток с птицами, аквариумов с рыбками, змеями, пауками. Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведения. Два таких героя изображены писателем в рассказе " Первая охота".

(Слайд 6)

щекон

щеякар

(щенок)

(ящерка)

- Как вы думаете, о ком наш рассказ?

5.2. «Глоссарий». Отметь слова, которые могут быть связаны с этим текстом:

Подкрался, ухватился, извернулась, грелась, фыркнул, отращивает. (Слайд 7)


- Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как они выглядят? Что вы о них знаете? (Ящерица – небольшое животное. У неё удлинённое тело, длинный хвост).

(Слайд 8)

- Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).

- Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).

5.3. Работа в парах.

«Текст с дырками». (карточки) (Слайд 9)

- Перед прочтением посмотрите «дырки-окошечки» и предположите: «О чём пойдёт речь?».

Ящерка сидела на _____ , глаза _____ ,_____ на солнышке. Тихонько к ней _______ щенок, прыг и ухватился за ______ . А ящерка ______ , хвост в зубах у него _______ , сама под камень. Фыркнул щенок, _____ хвост – и за ней. Да куда там! Ящерка давно под камнем ________ , новый хвост себе ________ .


- Проверим наши предположения, прочитаем текст.


6. Работа над текстом

6.1. Первичное чтение учителем

6.2. Проверка первичного восприятия

- Докажите, что это сказка (рассказ, стихотворение…).

- Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ?

- Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

- Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

- А как бы вы назвали этот рассказ?

Физкультминутка

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в зверюшек превратитесь! (Зайчиков, белочек, медвежат). 

6.3. Вторичное воспроизведение и анализ текста.

- Прочитайте текст ещё раз(Дети читают вслух произведение «по цепочке»).

- Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).

- Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки? (Выборочное чтение).

- Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).

- Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделался и остался в зубах у щенка).

Обозначьте правильный порядок развития событий (на доске)



К ящерке подкрался щенок


Хвост отвалился


Ящерка грелась на солнышке


Щенок погнался за ящеркой


Ящерка новый хвост отращивает


Ящерка убежала


Физкультминутка (Слайд 10)

Ящерка на солнце грелась.

Как юла она вертелась.

Ручки к солнцу подставляла.

Глазки сладко закрывала.

6.4.Повторное чтение рассказа и его анализ.

- Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно)

- Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно и что неправильно. (выборочное чтение)

- Какие действия были правильными? (щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)

- Какое действие было неправильным? (то, что щенок схватил ящерку за хвост)

- Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост)

- Какой эпизод рассказа изображён на иллюстрации? Каким вы видите щенка? (Он удивлён, растерян). А ящерицу? (сердитая)

- Что обозначает предложение: Да куда там!?

- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избежать многих ошибок, неправильных решений.

- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

6.5.Проверка предугадывания. Повторное чтение текста с дырками.

7. Приём «Тонкие и толстые вопросы» (Слайд 11)

Придумай вопрос: Как …?, Зачем…?, Где…?, Что …?, Почему?

8. Подготовка к пересказу. Самостоятельное чтение.

9. Пересказ текста по опорным словам  (Слайд 12)

Опорные слова:  сидела на камне, подкрался щенок, ухватился за хвост, ящерка извернулась, оставила хвост в зубах, щенок фыркнул, сидит под камнем, новый хвост.

10. Работа у доски. (Рисунок ящерки и щенка)

Выбрать из предложенных вариантов: (разрезные карточки)

- слова, которые указывают  на действия ящерки.  (Сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила, сидит, отращивает)

- слова, которые указывают на действия щенка.  (Подкрался, ухватился, фыркнул, бросил.)


11. Работа по иллюстрации (с.99)

- Как вы думаете, почему рисунки этих зверей, птиц появились на странице в книге? (Наверное, о них писал Бианки)

- Кого из этих птиц, зверей вы встречали на страницах книг, в телевизионных передачах, видели в окружающем мире?

- Каких ещё представителей животного мира вы можете назвать?

12. РЕФЛЕКСИЯ (Слайд 13)

1) - Я для себя сделал открытие:

 - Меня удивило:

 - Оказывается, что:

2)- Оцените свою работу на уроке (смайлики)

13. Итог урока

- С творчеством какого писателя познакомились?

- Над каким произведением работали?

- Чему учились, работая над этим произведением?

Книги Бианки учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей, птиц, насекомых.





Интернет ресурсы:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/01/20/konspekt-uroka-i-prezentatsiya-v-bianki-pervaya-ohota

https://urok.1sept.ru/articles/644164

https://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniiu-v-v-biank.html

https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/171371-otkrytyy-urok-literaturnogo-chteniya-vv-bianki-pervaya-ohota-1-klass.html

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok_chtieniia_po_proizviedieniiu_v_v_bianki_piervaia_okhota