СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное краеведение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию программу курсов внеурочной деятельности для учащихся 7 класса "Литературное краеведение". Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и направлена на ознакомление учащихся с творчеством и судьбой поэтов и писателей, связанных с Республикой Татарстан, в частности, с городами Набережные Челны и Елабугой.

Просмотр содержимого документа
«Литературное краеведение»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов»


«Принято

педагогическим советом».

Протокол от 29 августа 20 г. № 1

Введено приказом № _____

от 29 августа 20___г.

Директор МБОУ «СОШ №32»

_____________ ____________________.

Подпись Ф.И.О.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Литературное краеведение»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА (1 час в неделю, в год – 34 часа)


Обшекультурное направление развития личности школьника

Возраст обучающихся 13-14 лет, 7 класс



Разработчик: Алексеева Светлана Павловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

«Согласовано».

Зам. директора ____________ Белоусова Елена Васильевна

подпись Ф.И.О.

«Рассмотрено

на заседании МО, протокол от 29 августа 20____ г. № 1

Руководитель МО ___________ _____________________

подпись Ф.И.О.



Набережные Челны

2020 год



Планируемые результаты освоения программы

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Введение















Раздел 1. Литературная жизнь Казанского края XIX – первой половины XX веков










Раздел 2. Челны литературные. Поэтические имена нашего города
















Раздел 3. Мир детства в книгах писателей нашего края XX века

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные умения

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними,

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.


Формирование и развитие основ читательской компетенции.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

  • выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, Сформированность ответственного отношения к учению.

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры;

способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями.

Сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.




Содержание курса внеурочной деятельности

Перечень и название раздела и тем курса

Краткое содержание учебной темы

Количество часов

Введение

Что изучает литературное краеведение. Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении.

Раздел 1. Литературная жизнь Казанского края XIX – первой половины XX веков

Заочная литературно-краеведческая экскурсия: Казань - Елабуга – Набережные Челны. Писатели и другие деятели культуры и наш край. Пребывание писателей, художников, композиторов, артистов и других деятелей культуры в нашем крае. Памятные места, связанные с ними.

«…Державин – какое имя! Дивное явление!..» (В.Г. Белинский.) Роль Г.Р.Державина в совершенствовании поэтики классицизма. Любовь к родному Поволжью, Казани в стихотворении «Арфа». Философичность, метафоричность художественного мышления поэта. 

«Записки кавалерист - девицы» Надежды Дуровой. Музей Н.Дуровой в Елабуге.

Е.А.Баратынский и Казань. Мотивы одиночества и философские настроения. Музей Е.А. Баратынского в Казани.

«Первый казанский студент» С.Т.Аксаков. Быт и нравы жителей родного края в произведении «Детские годы Багрова – внука».

«Воспоминания» С.Т.Аксакова - бесценный источник познания истории и культуры Казани начала XIX века.

Юношеские годы Л.Н.Толстого в Казани. Казанские впечатления писателя в рассказе «Утро помещика», трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» (обзор).

В.Г.Короленко в Казани. Работа в казанской газете «Волжский вестник». Посвященные Казани рассказы «В ночь под светлый праздник», «Глушь», «Море», «Сторож».

Д.И.Стахеев и Елабуга. Изображение жизни «маленького человека» в творчестве писателя.

«Университеты» жизни М.Горького в Казани. Обзор трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Марина Цветаева и Елабуга»

Произведения татарской литературы. По следам поэта – героя Мусы Джалиля. «Моабитские тетради» как символ несгибаемого мужества, веры в победу, любви к Родине.

13ч

Раздел 2. Челны литературные. Поэтические имена нашего города

«Лебеди над Челнами». «Стройка века» КамАЗ в современной литературе.

Литературное объединение «Орфей». Поэтические имена Набережных Челнов: Е.Кувайцев, И.Лимонова, Е.Малков и др.

Пребывание писателей, художников, композиторов в нашем городе. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства их пребывания здесь. Потомки писателей.

Практическое занятие: знакомство с литературно – памятными местами города. Составление картотеки писателей и других деятелей культуры.

Николай Алешков. Тема «малой» Родины в лирике Н.Алешкова. Стихотворения «Будь негромким, слово о России…», «Письмо Поэма «Орловское кольцо» - признание в любви к родной земле.

Человек и война в поэме Н.П. Алешкова «Отец». Тема войны в творчестве поэта.

Память детства в лирике Петра Прихожана.

«Челныведение» Мансура Сафина.

«Как много в нашем мире красоты…» Человек и природа в поэзии Светланы Поповой (Гиматдиновой).

Практикум. Нахождение тропов в поэтическом тексте (анализ лирического стихотворения). Образность стихотворений челнинских поэтов. Лирическая наполненность поэзии Натальи Первовой. Обзор сборника «Китежанка».

Игра «Поэтическое попурри» (лирика челнинских поэтов Н.Алешкова, П. Прихожана, М.Сафина, С.Поповой, Н.Первовой)

Литературная гостиная «Поэзия родного края»

Защита учебного проекта на одну из тем по творчеству поэтов Нижнего Прикамья. Подготовка учащихся к участию в научно-практической конференции.

11ч

Раздел 3. Мир детства в книгах писателей нашего края XX века


Знакомство с книгой С.Радзиевской  «Повести и рассказы».  Вера в человека в повести «Болотные робинзоны».

Елабужские впечатления в творчестве С.Романовского. Рассказы «Ивовый овраг», «Костер из тальника». Родина, человек и природа в рассказах. Рассказчик и его роль в повествовании.

Мир «братьев наших меньших» в произведениях С.Радзиевской («Джумбо»), С.Романовского («Мальчик и две собаки»).

Рассказы о природе казанского писателя Аяза Хасанова. Родство человека и природы в сборнике А.Хасанова «Легенды нехоженых троп».

Раннее взросление героев произведений Рустема Кутуя из книги «Такая жизнь».

Нравственный выбор героя «Детских рассказов» Михаила Гоголева.

«Радуга сказок» Сании Шавалиевой (Софьи Андреевой).

Литературная игра «Знай и люби свой край»

Урок–рекомендация книг челнинских авторов на лето «Открой эти книги …»

Итого


34ч

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности ФГОС

№ п/п

Название разделов

Тема занятий

Количество часов

Основные формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

Введение (1ч)

Что изучает литературное краеведение. Родной край как источник творчества.

Эвристическая беседа

Творческое задание: подобрать стихотворения, песни, пословицы и поговорки о родном крае.

6.09


Раздел 1. Литературная жизнь Казанского края XIX – первой половины XX веков (13ч)

Заочная литературно-краеведческая экскурсия: Казань- Елабуга – Набережные Челны

Заочная экскурсия

Акцентно-смысловое чтение; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

13.09


«…Державин – какое имя! Дивное явление!..» (В.Г. Белинский.) Роль Г.Р.Державина в совершенствовании поэтики классицизма. Любовь к родному Поволжью, Казани в стихотворении «Арфа».

Урок- мастерская

Акцентно-смысловое чтение; формулировка вопросов.

Диагностическое задание типа: выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

20.09


«Записки кавалерист - девицы» Надежды Дуровой. Музей Н.Дуровой в Елабуге.

Эвристическая беседа

Диагностическое задание типа: определите, какие события в произведении являются центральными;

27.09


Е.А.Баратынский и Казань. Мотивы одиночества и философские настроения. Музей Е.А. Баратынского в Казани.

Урок- мастерская

Диагностическое задание типа: выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

4.10


«Первый казанский студент» С.Т.Аксаков. Быт и нравы жителей родного края в произведении «Детские годы Багрова – внука».

Подготовка сообщений. Игра «Переводчик».

Диагностическое задание типа: определите, где и когда происходят описываемые события; опишите, каким вам представляется герой произведения.

11.10


«Воспоминания» С.Т.Аксакова - бесценный источник познания истории и культуры Казани начала XIX века.

Эвристическая беседа

Диагностическое задание типа: выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места; прокомментируйте слова героя;

18.10



Юношеские годы Л.Н.Толстого в Казани. Казанские впечатления писателя в рассказе «Утро помещика», трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» (обзор).

Эвристическая беседа

Подготовка сообщений

Диагностическое задание типа: прокомментируйте слова героя;

ответьте на поставленный учителем вопрос;


25.10


В.Г.Короленко в Казани. Работа в казанской газете «Волжский вестник». Посвященные Казани рассказы «В ночь под светлый праздник», «Глушь», «Море», «Сторож».

Чтение с комментированием

Диагностическое задание типа: определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали

8.11


Д.И.Стахеев и Елабуга. Изображение жизни «маленького человека» в творчестве писателя. Рассказ «На базаре».

Самостоятельная работа

Участие в коллективном диалоге. Уст­ные высказывания по плану. Устное иллюстриро­вание.

15.11


«Университеты» жизни М.Горького в Казани. Обзор трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Эвристическая беседа

Подготовка сообщений

Поиск в Интернете материалов о детстве и юности М.Горького и порт­ретов писателя.

22.11


Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Марина Цветаева и Елабуга».

Заочная экскурсия

Акцентно-смысловое чтение; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

29.11


Произведения татарской литературы.

По следам поэта – героя Мусы Джалиля. «Моабитские тетради» как символ несгибаемого мужества, веры в победу, любви к Родине.

Литературно-музыкальная композиция

Поиск в Интернете материалов о детстве, юности и героических страницах жизни М.Джалиля и порт­ретов писателя. Акцентно-смысловое чтение

6.12


Защита проектной работы (исследование, презентация, творческий проект, фильм) по предложенным темам.

Презентация и защита проектов

Создание собственных иллюст­раций исследований, презентаций, творческих проектов, фильмов по предложенным темам и подготовка к их презентации и защите.

13.12


Раздел 2. Челны литературные. Поэтические имена нашего города (11ч)

«Стройка века» КамАЗ в современной литературе.

Агитбригада

Составление летописи "Современная литературная жизнь нашего города (края)".

20.12


«Лебеди над Челнами». Литературное объединение «Орфей». Поэтические имена Набережных Челнов: Е.Кувайцев, И.Лимонова, Е.Малков и др.

Встречи с местными писателями и журналистами.


Акцентно-смысловое чтение; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

10.01


Николай Алешков. Тема «малой» Родины в лирике Н.Алешкова. Стихотворения «Будь негромким, слово о России…», «Письмо». Поэма «Орловское кольцо» - признание в любви к родной земле.

Составление кроссвордов

Воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией);

17.01


Человек и война в поэме Н.П. Алешкова «Отец». Тема войны в творчестве поэта.

Урок- мастерская

Составление альбомов, плакатов, стендов о современных писателях.

24.01


Память детства в лирике Петра Прихожана.

Эвристическая беседа

Подготовка сообщений

Акцентно-смысловое чтение; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

31.01


«Челныведение» Мансура Сафина.

Эвристическая беседа

Подготовка сообщений

Сообщения о детстве и юности поэта на основе поиска материалов о его биографии и творчестве.

Акцентно-смысловое чтение; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

7.02


«Как много в нашем мире красоты…» Человек и природа в поэзии Светланы Поповой (Гиматдиновой).

Игра «Корректор»

Акцентно-смысловое чтение; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

14.02


Нахождение тропов в поэтическом тексте (анализ лирического стихотворения). Образность стихотворений челнинских поэтов.

Лирическая наполненность поэзии Натальи Первовой. Обзор сборника «Китежанка».

Практикум.

Выявление художественно зна­чимых изобразительно-выразительных средств язы­ка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художе­ственной функции в стихотворении.

21.02


Игра «Поэтическое попурри» (лирика челнинских поэтов Н.Алешкова, П. Прихожана, М.Сафина, С.Поповой, Н.Первовой)

Викторина, тестирование.

Работа со словарём литературоведческих терми­нов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих стихотворные размеры. Определение видов рифм и способов рифмовки, двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере стихотвор­ных произведений. Игровые виды деятельности, ответы на вопросы викторины

28.02



Литературная гостиная «Поэзия родного края»

Литературная гостиная

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использова­нием цитирования). Участие в коллективном диало­ге.

9.03


Защита учебного проекта на одну из тем по творчеству поэтов Нижнего Прикамья. Подготовка учащихся к участию в научно-практической конференции.

Игра «Конструктор»

Составление альбома на тему "Наш город (район, край) в художественной литературе".

16.03


Раздел 3. Мир детства в книгах писателей нашего края XX века (9ч)

Знакомство с книгой С.Радзиевской  «Повести и рассказы».  Вера в человека в повести «Болотные робинзоны».

Инсценирование эпизодов

Ответы на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?».

Написание отзывов.

4.04


Елабужские впечатления в творчестве С.Романовского. Рассказы «Ивовый овраг», «Костер из тальника». Родина, человек и природа в рассказах. Рассказчик и его роль в повествовании.

Урок- мастерская

Работа со словарём литературоведческих терминов. Анализ термина «композиция». Поиск цитат, иллюстрирующих понятие «композиционные элементы».

11.04


Мир «братьев наших меньших» в произведениях С.Радзиевской («Джумбо»), С.Романовского («Мальчик и две собаки»).

Чтение по ролям

Нахождение незнакомых слов и определение их значений. Устное рецензирование вы­разительного чтения одноклассников. Различ­ные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в кол­лективном диалоге.

18.04


Рассказы о природе казанского писателя Аяза Хасанова. Родство человека и природы в сборнике А.Хасанова «Легенды нехоженых троп».

Подготовка устного ответа в виде связного текста на один из проблемных вопросов.

Устные ответы на вопросы (с использованием ци­тирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции в рассказах.

25.04


Раннее взросление героев произведений Рустема Кутуя из книги «Такая жизнь».

Эвристическая беседа

Подготовка сообщений

Воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией).

2.05


Нравственный выбор героя «Детских рассказов» Михаила Гоголева.

Урок- мастерская

Диагностическое задание типа: определите, где и когда происходят описываемые события; опишите, каким вам представляется герой произведения.

10.05


«Радуга сказок» Сании Шавалиевой (Софьи Андреевой).

Чтение по ролям с комментированием

Участие в коллективном диалоге. Уст­ные высказывания по плану. Устное иллюстриро­вание.

16.05


Литературная игра «Знай и люби свой край»

Викторина, тестирование.

Игровые виды деятельности, ответы на вопросы викторины

23.05


Урок–рекомендация книг челнинских авторов на лето «Открой эти книги …»


Эвристическая беседа


Составление рекламных слоганов о книге.

30.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!