СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное краеведение

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочные занятия, для конкурсов

Просмотр содержимого документа
«Литературное краеведение»

Литературное краеведение

Одними из разновидностей краеведения в современной школе, лицее или гимназии являются лингвистическое и литературное (в целом филологическое) краеведение.

Литературно-краеведческие знания углубляют у школьников представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. Вековые традиции народной (региональной) культуры осмысливаются глубже

именно на занятиях краеведческого типа, этому способствует усиленное чтение той литературы, которая некогда была незаметной. Процесс усвоения новых знаний благотворно сказывается на увеличении словарного запаса, обогащении языка и, в конечном счете, на повышении качества обучения и воспитания школьников.

Литературное краеведение условно можно разделить на три ветви:

— изучение народных обычаев и традиций, фольклора, устного и письменного народного творчества данного региона (края, области, республики), их влияния на становление современной публицистики и литературного творчества;

— исследование литературного прошлого своего региона (области, района, города или села): первых печатных СМИ, художественных, публицистических и драматических произведений, поэзии, их особенностей, своеобразия литературных жанров, языка и т. д.;

— изучение биографий и малоизвестных, и популярных авторов литературных произведений региона, известных литераторов, поэтов, журналистов и публицистов родного края.

Литературное краеведение учит обобщению и систематизации литературных фактов, помогает приобретать навыки публичных выступлений. В исключительных случаях определенную роль краеведческие уроки играют и в обогащении национального достояния страны: нередко собранный учениками библиографический и литературно- краеведческий материал помогает специалистам и ученым уточнить известные факты или события.

Следует отметить и еще одну особенность занятий литературным краеведением: они учат не только наблюдать, но и активно участвовать в социально-политической жизни общества, формируют у старшеклассников активную жизненную позицию. Профессиональная компетентность, опыт, эстетический вкус преподавателя словесности и глубокая его заинтересованность в деле образования молодежи и будут диктовать особые, неповторимые формы преподавания этой дисциплины в учебном заведении.



Внеклассная работа по литературному краеведению

1. Дидактические и воспитательные возможности литературного краеведения.

Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения.

Его ценность заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Современные методисты, краеведческий принцип обучения рассматривают как полнокровный самостоятельный принцип обучения, который отвечает всем педагогическим принципам и подкрепляется большой практикой учителей.

Краеведение нацеливает учащихся на познание истории и культурных объектов своей малой родины и вводит региональный компонент образования в общекультурный блок.

Своеобразными разновидностями краеведения являются лингвистическое и литературное краеведение (в целом филологическое), обогащающее общее краеведение и усиливающее его образовательное и воспитательное значение.

Д.С.Лихачев придавал особое значение занятиям литературным краеведением, он писал: «Огромную роль в формировании интеллигентности играет память, которая связывает человека с его прошлым. Огромную роль на этом пути играет книга, являющаяся проводником в разные эпохи и к другим народам. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем к человеческой культуре…».

Большое воспитательное и образовательное значение имеет собирание местного фольклора. Не в стенах школы, не по книгам, а в живом, непосредственном общении с народом ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа. Увлекательная работа по собиранию фольклора будит у учащихся интерес к славному прошлому нашей Родины.

Произведения фольклора, услышанные в живом исполнении сказителя (певца), помогают ощутить красоту устного народного творчества, приучают любить мелодию народной песни и живую народную речь, доставляют эстетическое наслаждение, развивают художественный вкус.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств. Параллельное изучение национальной и русской литературы в школах союзных и автономных республик, национальных округов и автономных областей, многочисленные примеры взаимосвязи культур братских народов помогают в обогащении и разнообразии тематики и форм работы, являются благодатной почвой для патриотического и интернационального воспитания.

Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы. Знакомство с работой сотрудников музеев-усадьб по сохранению природы заповедных мест, что связано с проблемами воспитания чувства бережливого отношения к природе, желания принять участие в мероприятиях по ее охране. Духовный подъем, вызванный пребыванием в заповедных местах, радость познания, обилие впечатлений, памятные встречи - все это может вызвать у школьников стремление занести свои впечатления в дневник. Ведение дневника, в свою очередь, способствует обогащению словарного запаса, воспитывает интерес к литературному творчеству.

Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Выполнение заданий государственных и научных организаций по сбору литературно-краеведческих материалов, содействие в охране памятников культуры, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком.

2. Периодические формы внеклассной работы по литературному краеведению (литературные праздники).

1. Литературно-краеведческие вечера.

Заметным событием в жизни школьного литературного краеведения последних лет явилась программа внеклассных и внешкольных занятий, рассчитанная на начинающих учителей-краеведов. Краеведческие вечера невозможно организовать при отсутствии нужного материала. Требуется серьезная подготовка: определение темы и цели вечера, отбор материала, значительного в идейном и художественном отношении, составление программы и т. д. Важно, чтобы вечер получил именно краеведческую окраску и отличался бы от обычных литературных. Для накопления материала могут быть проведены туристические поездки и походы по литературным местам, организовано изучение литературных произведений местных авторов, переписка и встречи с ними. Все это не может не натолкнуть учащихся на мысль о проведении литературных вечеров: юным краеведам хочется рассказать о том, что они увидели, услышали, узнали в результате занятий краеведением. Вечер и будет своеобразным отчетом о большой работе юных краеведов. Литературно-краеведческие вечера, несомненно, оставляют неизгладимый след в памяти их участников, помогают ближе узнать и полюбить литературу, развивают художественный вкус. Возможны классные и общешкольные литературно-краеведческие вечера. Тема классного вечера, как правило, значительно уже общешкольного, рассчитана на небольшой круг участников и не требует продолжительной подготовки. Наоборот, школьный литературно-краеведческий вечер предполагает длительную и многостороннюю подготовку многих учащихся. В последние годы получили распространение литературно-исторические и литературно-географические вечера на местном материале. Они помогают удовлетворению запросов учащихся, любящих литературу, историю, географию. В программе вечера может преобладать литературный, исторический или географический материал. Но во всех случаях важно, чтобы краеведческий вечер имел четкую идейно-тематическую направленность, способствовал нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Тематика литературно-исторических и литературно-географических вечеров многообразна. Она охватывает историю края и его природные особенности, жизнь, культуру и быт населения в прошлом и в наши дни. Вот несколько примерных тем: «Родные просторы», «Пути-дороги родного края», «По историческим местам нашего города», «Прошлое родных мест», «Природа и люди родного края»,

В программу входит подготовка художественного чтения и пересказа отрывков из художественных произведений, чтение в лицах, постановка отдельных сцен из пьес. В программу вечера включаются также музыкальные номера и песни в исполнении учащихся. Пополнению словарно-фразеологического запаса учащихся, проявлению их находчивости помогают литературные игры и викторины. В рамках проекта «Победа», проводится вечер, где звучат стихи К. Симонова, Е.Долматовского, А.Яшина и др. поэтов, а также отрывки из произведений наших поэтов об этом событии. А вечер, посвященный батюшке Дону, прошел, на наш взгляд, очень интересно, так как ребята рассказывали о традициях местных жителей, казачества по страницам произведений Шолохова.

Интересно на наш взгляд пройдет вечер лирики, где выступят многие ребята, подготовившие стихи разных поэтов, живущих в Липецкой области или связанных с нашем краем. Так большую помощь в подготовке этого вечера может оказать серия «Поэты нашего края».

2. Встречи.

Наиболее простая с точки зрения организации и активности учащихся, литературные встречи. Это приезд в школу по специальному приглашению писателя, литературоведа, друга или современника поэта или писателя. А также человека, с которым интересно пообщаться школьникам, который может увлечь ребят. В процессе, во время выступления и после него, как правило, завязывается беседа. Некоторые выступления записываются на магнитофон, а потом эти записи используются на уроках и во внеклассной работе, прослушиваются на заседании совета клуба.

Встречи с писателем требуют определенной подготовки. Чем больше узнают учащиеся о его жизни и творчестве, тем лучше. Это повысит интерес к его личности и книгам. По совету учителя школьники знакомятся с биографией писателя, читают доступные произведения. Некоторые готовят для громкого чтения понравившиеся стихи и отрывки из прозы. Солисты разучивают песни, написанные композиторами на слова поэта. Иногда возможны простейшие литературно-краеведческие разыскания учащихся, связанные с предстоящей встречей: беседы со старожилами о писателе-земляке, знакомство с описанными в его произведениях местами, фотографирование памятных мест, например, дома, в котором он родился или жил. Немало забот ложится на плечи словесника. Вместе с учащимися он обдумывает, как лучше устроить выставку книг писателя, что показать на ней из литературного творчества школьников, как оформить стенную газету, посвященную этому событию. Не простая задача в этом направлении.

3. Концерты.

Во многих школах систематически практикуются литературные концерты, организуемые с помощью филармонии, актеров, певцов. В школу приезжают мастера художественного слова и выступают с концертной программой. Часто они сопровождают чтение рассуждениями, воспоминаниями. Получается не просто концертное выступление, а встреча, разговор, общение.

На концерты приглашают актеров, которые читают стихи, отрывки из постановок наших театральных трупп, а так же исполнители старинных романсов, песен. Об актерском выразительном чтении уже шла речь. Здесь можно только подтвердить еще раз неоспоримую силу познавательного и эмоционального воздействия, которое оказывают литературные концерты на учащихся. Концерт можно провести и силами самих учащихся, на нем могут звучать, как и стихи, так и песни.

В нашей школе распространенной формой в этом направлении – выезд в театры или концерты в Доме культуры и досуга.

3. Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению (литературные объединения).

1. Кружковая работа.

Кружковая работа по краеведческой литературе в школе находит распространение в среднем звене. Кружок «Увлекательное чтение» объединяет учащихся, интересующихся литературой и жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возможность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, помогает развитию творческих способностей молодежи.

В книге П. Г. Воробьева, посвященной описанию работы литературно-краеведческого кружка, так определяются его задачи:

  1. углубить и укрепить знания по литературе, полученные на классных занятиях;

  2. применять эти знания к изучению литературной жизни местного края;

  3. понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы;

  4. развить умение связывать изученную в классе литературу прошлого с жизнью своей родины в настоящем;

  5. уяснить роль общественной среды, в условиях которой формировались характер, мировоззрение и творчество писателя; осознать значение органической связи писателя с людьми и местом его рождения и воспитания;

  6. выявить и усовершенствовать навыки исследовательской работы; развить наблюдательность и умение оперировать фактами жизни при изучении любимого предмета.

К этому надо добавить, что литературно-краеведческий кружок призван также, прививать учащимся любовь к народному творчеству и родной литературе, помогать формированию их художественного вкуса. Не следует опасаться того, что иной раз краеведческие интересы школьников выходят за рамки кружка и последний теряет свои отчетливые контуры. В ряде случаев кружковые занятия учащихся могут переходить в общешкольные (литературно-краеведческие экскурсии, походы), и наоборот, нередко лишь кружок способен наиболее полно ответить на запросы пытливых. Только, найдя дело по душе и по силам, школьники будут захвачены им, по-настоящему увлечены. Юные краеведы собирают местный фольклор, читают и обсуждают произведения писателей-земляков, ведут розыски литературно-краеведческого материала, участвуют в разборе творчества кружковцев. Таково общее содержание работы. Внеклассная работа – самая распространенная форма внеурочных занятий по литературе. Внеклассная работа задает тон ломке методических стереотипов и рождает новые подходы к преподаванию литературы, становится своеобразной лабораторией творчества словесника Внеклассная работа по литературе - явление многовариантное. Взаимодействие разных видов искусства (литература и театр, музыка, живопись и др.), освоение конкретной литературной темы, разных видов деятельности школьников. Самостоятельным направлением во внеклассной работе является литературное краеведение. Марацман В.Г. писал: «Литературное краеведение помогает в привычном обыденном окружении обнаружить высокую культурную тенденцию... Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают, повседневно не может вести себя как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме». Краеведение в широком плане - это и знакомство с памятными местами, отмеченными пребыванием в них писателя, судьбами его героев.

Опыт многих школ и внешкольных учреждений показывает, что основной, самой распространенной начальной формой организации литературно-краеведческого коллектива школьников является кружок с фиксированным составом участников. Это объясняется необходимостью специальной подготовки актива: расширение общего кругозора, систематизация знаний по истории культуры родного края, накопление навыков исследовательской, поисковой и оформительской деятельности. В дальнейшем актив кружка станет организатором общешкольной работы по литературному краеведению (ядром литературно-краеведческого общества). По содержанию деятельности литературно-краеведческие кружки могут быть различными:

  • фольклорные;

  • фольклорно-этнографические;

  • кружки по изучению народного художественного творчества (включая народное поэтическое и песенное творчество);

  • историко-литературные (по изучению литературной истории родного края, современной литературной жизни своего города, села);

  • жизни и творчества писателя-земляка;

  • литературно-творческие, работающие по краеведческой тематике;

  • по изучению истории названий населенных пунктов (топонимические).

В деятельности литературно-краеведческого кружка ведущее место занимают следующее виды работы:

  1. Самостоятельная работа учащихся по сбору материала о различных сторонах жизни города и области, который может быть использован для бесед, письменных работ по литературе и русскому языку.

  2. Переписка и встреча с писателями.

  3. Организация экскурсий по местам, связанным с жизнью или творчеством писателей.

  4. Изучение произведений писателей, посвященных родному краю.

В каждой области найдутся свои объекты поиска, связанные с литературным краеведением. Работа эта увлекает учащихся, прививает любовь к родному краю и его культуре, воспитывает чувство интернационализма.

2. Клубы.

Литературное краеведение в школьном литературном клубе - часть его работы, тем неменее оно занимает довольно значительное место. Поездки учащихся литературно-краеведческого характера классифицируются следующим образом:

  • поездки с целью сбора дополнительных литературных материалов, представляющие собой один из видов поисковой литературной работы, имеющие характер исследования;

  • поездки с целью знакомства с памятными литературными местами, имеющие характер экскурсии;

  • поездки с целью пропаганды творчества писателя.

На практике все эти вида литературного краеведения взаимопроникающи, и очень редко учащиеся отправляются в путь, ставя перед собой только одну из указанных задач. Но в любой литературной экспедиции, как мы называем эти поездки, какая-нибудь задача все же является главной, определяющей, остальные решаются попутно. Все литературные экспедиции завершаются отчетом на совете клуба, который сопровождался вручением фотографий, вещей, документов, дневниковых записей, оформленных в альбомах. Иногда материалы литературных экспедиций могут получать выход в экспозицию в виде стендов, витрин. Литературные экспедиции всегда возглавляются учителями. Не обязательно это были словесники, но в этом есть и своя положительная сторона: преподаватели других предметов также литературно образовывались и воспитывались, приобщались к литературе и, особенно к клубу, в работе которого они, таким образом, принимали непосредственное участие. Одна из оправдавших себя форм работы школьного литературного клуба - клубная, массовая, имеющая целью способствовать углубленному литературному образованию учащихся. Она заключает в себе организацию литературных встреч, вечеров, читательских конференций, диспутов, литературных концертов, просмотров кинофильмов и театральных спектаклей с последующим обсуждением, посещение музеев и выставок. Значение этой работы, состоит, прежде всего, в том, что она дает учащимся дополнительные литературные знания, которые имеют весьма разносторонний характер.

Читательские конференции как форма клубной работы чрезвычайно распространены в школах и библиотеках. Читательские конференции проводятся не часто, пожалуй, даже еще реже, чем литературные вечера. Они требуют еще более серьезной подготовки. Прежде всего, необходимо организовать массовое чтение книги учащимися, предварительно настроив их на чтение, заинтересовать их краткой, но интригующей аннотацией (разумеется, устной). Можно рассказать об авторе, об истории создания; можно подойти с другой стороны - осветить морально-этическую проблему, поставленную в книге. Обычно мы даем краткий вопросник, помогающий учащимся в процессе чтения заострить свое внимание на важных для обсуждения вопросах. Едва ли не самым трудным бывает организовать обсуждение таким образом, чтобы оно прошло активно, естественно, живо и чтобы учащиеся не просто пели дифирамбы писателю, а анализировали проблемы, поставленные в книге, задавали вопросы. 4. Организация кабинета литературного краеведения.

Данный вариант кабинета по литературному краеведению всего лишь виртуальная попытка автора представить модель своего видения этого воспитательного и образовательного объекта. Тем более что в образовательных учреждениях страны накоплен большой опыт работы по этому направлению. Главная задача таких «музеев» заключается в том, чтобы передать творческую обстановку, среду, в которой жил и работал известный поэт, писатель, что повлияло на развитие его как творца. Письменные источники, в особенности рукописи и книги с авторскими замечаниями, становятся реликвиями такого типа. Интересно заметить, что такие «экспонаты» способны выступать и в качестве носителей общественной памяти, «являясь сосредоточением информации об историческом прошлом человечества, отражением реалистичных явлений общественной жизни», и, одновременно, предметами, способными оказывать на зрителя эмоциональное воздействие. Мы можем почерпнуть из написанного в них какую-либо значимую информацию, а так же получить эстетическое переживание лишь от одного только созерцания.

В Липецкой области существует музей-квартира И.Бунина, Л.Толстого, С.Есенина, краеведческие музеи в Липецке, Ельце, Задонске…

1. Библиотека кабинета

Содержание

1

Книги, статьи по литературному краеведению

2

Карты, справочная литература о родном крае

3

Произведения живописи, фотографии

4

Материалы экскурсий, походов (дневники, видеофильмы, аудиозаписи)

5

Портреты писателей, поэтов, связанных с нашим краем

6

Методическая литература по краеведению в помощь учителю

7

Методическая литература по краеведению в помощь ученику

2. Информационные ресурсы кабинета.

Содержание

1

Книги различной тематики.

2

Альбомы на тему:
– Гении проездом (поэты и писатели 19–20 века в нашем крае);
– Строка, оборванная пулей (поэты, погибшие на войне);
– Я – капля Дона (писатели-земляки);
– Тропинка к Мастеру (литературные места края).

3

Литературная карта района, города, области.

4

Стенды «Край наш Липецкий», «Земля родная».



7

Библиографии на тему: «Наш край в художественной, мемуарной, научно-популярной литературе», «Русские и зарубежные писатели и наш край».

3. Формы работы с учащимися.

Содержание

Классы

1

Уроки литературного и лингвистического краеведения.

5–7

2

Работа кружка краеведческой направленности.

5–8

3

Литературно-краеведческие вечера.

5–9

4

Литературно-краеведческие турниры, викторины, устные журналы.

5–9

5

Заочные экскурсии по литературным местам края для младших школьников и их родителей.

1–9

6

Фольклорные праздники.

5–8

7

Конференции по книгам местных авторов.

5–9

8

Встречи с писательской интеллигенцией.

5–9

9

Книжные выставки.

4–9

10

Топонимические исследования (проектная деятельность).

5–9

4. Формы работы с педагогами.

Содержание

Учителя

1

Методическое объединение учителей русского языка и литературы.

Учителя русского языка илитературы

2

Учительские семинары.

Учителя русского языка и истории.

3

Работа творческих групп над проектами.

Учителя, увлекающиеся краеведением.

4

Презентации книжных новинок.

Библиотекарь.



На базе школы (учитель Кулешова Е.Н..) ведется активная работа по созданию кабинета по краеведению. Собран богатый информационный материал, ведется работа по трем проектам «Гении проездом», «Литературный край», «Летопись родного края».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!