1 | Проблема разрушающего влияния денег | Рассказ «Ионыч». Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть — деньги |
2 | Проблема двуличия, беспринципности | В рассказе «Хамелеон» у полицейского надзирателя Очумелова нет чёткой позиции. Он хочет наказать хозяина собаки, которая укусила за палец Хрюкина. После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки – генерал Жигалов, вся его решительность пропадает. |
3 | Проблема эгоизма | В рассказе «Анна на шее» Анюта, став по расчёту женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных – рабами. Она даже забыла о своём отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голоду. |
4 | Проблема самопожертвования | В рассказе «Душечка» Ольга Семёновна обладала удивительной способностью стать двойником человека, в которого она влюблялась, смотреть на мир его глазами, думать, как он. В рассказе «Попрыгунья» врач Дымов, спасая мальчика, заболевшего дифтеритом, через трубку высасывает у него дифтеритные плёнки, сам заражается и умирает. |
5 | Проблема одиночества | Рассказ «Тоска». У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю. |
6 | Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых | Рассказ «Ванька». Ванька Жуков - сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живётся. Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу» с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким в холодном мире тех взрослых, которые его окружали. |
7 | Проблема социальной несправедливости | «Записки охотника». В произведении показаны люди, таланты, которые не нужны обществу. Рассказ «Певцы» (Яков спивается в кабаке), рассказ «Бирюк» (Бирюк отвественно несёт службу, а живёт в нищете) . Над ними смеются |
8 | Проблема чинопочитания | Рассказ «Хамелеон». Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше его по служебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации своё мнение в зависимости от того, какое лицо – значительное или нет – оказывается в ней задето Рассказ «Смерть чиновника». Чиновник Иван Дмитриевич Червяков заражён духом чинопочитания. Чихнув и обрызгав лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимание), Иван Дмитриевич Червяков настолько испугался, что после неоднократных унизительных просьб простить его умер от страха. Рассказ «Толстый и тонкий». Герой рассказа, чиновник Порфирий, встретил на вокзале Николаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее существо, готовое унижаться и лебезить. |
9 | Проблема подлинных и мнимых ценностей | Рассказ «Попрыгунья». Ольга Ивановна всю жизнь искала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их расположение, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым человеком, поисками которого она занималась. Только после его героической смерти она осознала своё легкомыслие. |
10 | Проблема возможного, но несостоявшегося счастья | Повесть «Дом с мезонином». Финал повести рождает чувство горечи от осмысления ситуации несостоявшегося счастья героев. Художник и Женя могли бы быть счастливы, но обстоятельства и окружающие против них. У герое недостаёт силы характера, решимости, чтобы отстоять своё право на любовь. Повесть «Ася». Герой слишком поздно разобрался в собственной душе и понял , что любит Асю. |
11 | Проблема ложного понимания счастья | Рассказ «Крыжовник». Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовников, недоедает, отказывает себе во всём, женился по расчёту, одевается, словно нищий, и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалое он, когда со счастливым видом поедает кислый крыжовник |
12 | Проблема нравственной деградация | Рассказ «Крыжовник». Герой рассказа — чиновник, добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья. Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, — писал Чехов. И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. Он теряет человеческий облик («располнел, обрюзг….того и гляди, хрюкнет в одеяло») В рассказе «Ионыч» перед нами открывается картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много интеллигентных людей. А в качестве примера образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим, что на самом деле это мелкие, ограниченные, пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя. Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания. |
13 | Проблема стремления человека к добру и счастью | «Невеста». В разгар свадебных приготовлений Надя Шумина решается на небывалый для того времени по смелости шаг - убегает и от жениха, ставшего ей неприятным, и от бабушки, властно руководившей всем этим внутренне праздным мирком, показавшимся ей вдруг невыносимо скучным, и от матери, которая тоже перестала быть для нее эталоном ума и красоты. Она бросает дом и прекрасный сад, где весной ей бывало так хорошо, и бежит без оглядки, бежит - хотя со слезами, но с радостью, с надеждой. Не испугавшись возможного материнского проклятия, Надя мужественно вынесла испытание, на которое сама себя обрекла. |
14 | Проблема роли искусства в жизни человека | «Скрипка Ротшильда». Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих. |
15 | Проблема выбора профессии | Рассказ «Ионыч». Честно служить людям мечтал Дмитрий Старцев. Выбранная им профессия – самая гуманная. Однако, поселившись в городе, где самые образованные люди оказались мелкими и ограниченными, Старцев не нашёл в себе сил противостоять застою, косности. Доктор превратился в простого обывателя, мало думающего о своих больных. Итак, самое ценное условие для того, чтобы не прожить скучную жизнь – честный творческий труд, какую бы профессию ни выбрал человек |
16 | Проблема умения или неумения радоваться жизни | «Человек в футляре». Герой рассказа А. П. Чехова Беликов в любую погоду, даже когда ярко светило солнце, носил с собой зонтик. Любимое его выражение – «как бы чего не вышло». Осторожность и подозрительность таких людей показывают их неспособность радоваться жизни |
17 | Проблема роли книги | «Невеста», «Дом с мезонином» |
18 | Проблема неоднозначного восприятия искусства | «Дом с мезонином» (сёстры) |
19 | Проблема сохранения исторической памяти | Рассказ «Студент» Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии, рассказывая случайно встреченным женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция женщин необычна: они плачут, слушая ту далёкую историю. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим непрерывной цепью событий. |