СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный язык и его нормы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературный язык и его нормы»

Четвертое сентября.  Классная работа. Литературный язык и его нормы Учитель русского языка и литературы МБОУ «Чернухинская СШ»  Тимофеева Н.Ю.

Четвертое сентября. Классная работа.

Литературный язык и его нормы

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Чернухинская СШ»

Тимофеева Н.Ю.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно –  запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума. Д.С. Лихачев

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно –  запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо.

Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума.

Д.С. Лихачев

Интеллигентность - (лат. intelligens, intelligentis «знающий, понимающий, разумный») — высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура поведения, высокие нравственные качества. Уравновешенность – это умение трезво и рационально воспринимать все происходящие события и оценивать окружающих людей. Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Интеллигентность - (лат. intelligens, intelligentis «знающий, понимающий, разумный») — высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура поведения, высокие нравственные качества.

Уравновешенность – это умение трезво и рационально воспринимать все происходящие события и оценивать окружающих людей.

Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

М……………. или ………….. язык — язык, который может быть использован для коммуникации значительным количеством людей по всему миру. …………… . язык - основной язык государства, используемый в законодательстве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении и т.д. Язык ……………… общения — язык-посредник, используемый народами многонационального государства для взаимного общения. Отличается от международного языка использованием в пределах одного государства.

М……………. или ………….. язык — язык, который может быть использован для коммуникации значительным количеством людей по всему миру.

…………… . язык - основной язык государства, используемый в законодательстве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении и т.д.

Язык ……………… общения — язык-посредник, используемый народами многонационального государства для взаимного общения. Отличается от международного языка использованием в пределах одного государства.

Литературный   язык   — общий  язык  письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов —  язык  официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной.

Литературный   язык   — общий  язык  письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов —  язык  официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной.

Как давно сформировались нормы литературного языка? Что такое НОРМА?

Как давно сформировались нормы литературного языка?

Что такое НОРМА?

Норма – это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). - Какие бывают нормы? Орфоэпические Лексические Морфологические Синтаксические Орфографические Пунктуационные Нормы содержатся в словарях и справочниках

Норма – это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

- Какие бывают нормы?

Орфоэпические

Лексические

Морфологические

Синтаксические

Орфографические

Пунктуационные

Нормы содержатся в словарях и справочниках

Язык –  это живая система, которая постоянно развивается, изменяется, совершенствуется, поэтому главными помощниками в трудных языковых ситуациях являются словари.

Язык –  это живая система, которая постоянно развивается, изменяется, совершенствуется, поэтому главными помощниками в трудных языковых ситуациях являются словари.

Какое слово нужно употребить со словом «язык» Р азвитый Развитой Развитый

Какое слово нужно употребить со словом «язык»

Р азвитый

Развитой

Развитый

Р а звитый –обладающий высокой степенью развития, доведенный до высокого уровня развития.  Развит о й - 1. Достигший высокой степени физического развития, созревший, окрепший, больших размеров.  2. Духовно зрелый, культурный, обладающий широким кругозором.  3. Достигший высокого уровня в процессе роста и совершенствования. Разв итый – раскрученный, расплетенный (о том, что ранее было свито)

Р а звитый –обладающий высокой степенью развития, доведенный до высокого уровня развития. Развит о й - 1. Достигший высокой степени физического развития, созревший, окрепший, больших размеров. 2. Духовно зрелый, культурный, обладающий широким кругозором. 3. Достигший высокого уровня в процессе роста и совершенствования.

Разв итый – раскрученный, расплетенный (о том, что ранее было свито)

Расставьте ударения в словах: сироты, мышление, приговор, каталог, квартал, звонит, ножницами, терпящий, осуждённый.

Расставьте ударения в словах:

сироты, мышление, приговор, каталог, квартал, звонит, ножницами, терпящий, осуждённый.

К словам из левой колонки подберите подходящие по смыслу слова из правой колонки. Выполните разбор одного словосочетания. Табун Гуси  Стая Овцы  Отара Коровы  Стадо Лошади

К словам из левой колонки подберите подходящие по смыслу слова из правой колонки. Выполните разбор одного словосочетания.

Табун Гуси

Стая Овцы

Отара Коровы

Стадо Лошади

Исправьте ошибки: В конце вечера трибуну представили гостям. Одень пальто, на улице холодно. Пушкин был крепко связан узлами с декабристами. Татьяна любила вставать с зарницей. День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет.

Исправьте ошибки:

  • В конце вечера трибуну представили гостям.
  • Одень пальто, на улице холодно.
  • Пушкин был крепко связан узлами с декабристами.
  • Татьяна любила вставать с зарницей.
  • День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет.
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать. В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. Когда солнце село с блеяньем и ревом, прошло стадо. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
  • Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
  • В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
  • Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
  • Когда солнце село с блеяньем и ревом, прошло стадо.
  • Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
Домашнее задание:  упр.16, стр.9

Домашнее задание:

  • упр.16, стр.9