СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный поединок. Творчество русских писателей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературный поединок. Творчество русских писателей»

 Творчество русских писателей 18 века    Урок литературы в 9 классе Сайбанова Артемида Валериевна  МАОУ «Саянская СОШ»

Творчество русских писателей 18 века

Урок литературы в 9 классе

Сайбанова Артемида Валериевна

МАОУ «Саянская СОШ»

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих. О ваши дни благословенны, Дерзайте, ныне ободренны, Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. М.В.Ломоносов

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих.

О ваши дни благословенны,

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

М.В.Ломоносов

1 задание для команд Расположите в правильной последовательности предложения, чтобы получился текст   2. Воцарилась Екатерина Вторая, и для русского народа наступила эра новой, лучшей жизни. 4. Её царствование – это эпопея, эпопея гигантская и дерзкая по замыслу, величественная и смелая по созданию, обширная и полная по плану, блестящая и великолепная по изложению. 1. Её царствование – это драма, драма многосложная и запутанная по завязке, живая и быстрая по ходу действия, пёстрая и яркая по разнообразию характеров, наконец, драма, зрелище которой исторгнет у вас невольно крики восторга и радости. 3. Да – чудно, дивно было это время.

1 задание для команд

  • Расположите в правильной последовательности предложения, чтобы получился текст

2. Воцарилась Екатерина Вторая, и для русского народа наступила эра новой, лучшей жизни.

4. Её царствование – это эпопея, эпопея гигантская и дерзкая по замыслу, величественная и смелая по созданию, обширная и полная по плану, блестящая и великолепная по изложению.

1. Её царствование – это драма, драма многосложная и запутанная по завязке, живая и быстрая по ходу действия, пёстрая и яркая по разнообразию характеров, наконец, драма, зрелище которой исторгнет у вас невольно крики восторга и радости.

3. Да – чудно, дивно было это время.

2 задание для команд  Вопросы для 1 команды : А) Дайте определение сентиментализма. Б) Назовите автора оды «Фелица» В) В чём состоит новаторство М.В.Ломоносова в области литературы?   Вопросы для 2 команды: А) Дайте определение классицизма. Б) Назовите автора книги «История государства Российского» В) Что обозначают названия глав из книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?   Вопросы для 3 команды: А) Дайте определение оды. Б) Кому посвящена ода Г.Р.Державина «Фелица». В) Какова главная тема оды М.В.Ломоносова, посвящённой Елизавете.

2 задание для команд

Вопросы для 1 команды :

А) Дайте определение сентиментализма.

Б) Назовите автора оды «Фелица»

В) В чём состоит новаторство М.В.Ломоносова в области литературы?

Вопросы для 2 команды:

А) Дайте определение классицизма.

Б) Назовите автора книги «История государства Российского»

В) Что обозначают названия глав из книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?

Вопросы для 3 команды:

А) Дайте определение оды.

Б) Кому посвящена ода Г.Р.Державина «Фелица».

В) Какова главная тема оды М.В.Ломоносова, посвящённой Елизавете.

5 задание для команд  . По отрывку узнайте произведение, назовите автора. А) «Я обозрел в первый раз всю утварь крестьянской избы…» (А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», гл. «Пешки»).  Б) « Тут я увидел, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие душонки»  (Д.И.Фонвизин «Недоросль»).  В)  Воззри в поля твои широки,  Воззри на горы превысоки…  (М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…»).  Г) «Может быть никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестности города сего, как я…» (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»).  Д) «Наступил день и час продажи. Покупщики съезжаются. В зале, где оное производится, стоят неподвижно на продажу осуждённые…» (А.Н.Радищев «Путешествие…», гл. «Медное»).  Е)  Ваш долг есть сохранять законы,  На лица сильных не взирать… ( Г.Р.Державин «Властителям и судиям»).

5 задание для команд

. По отрывку узнайте произведение, назовите автора.

А) «Я обозрел в первый раз всю утварь крестьянской избы…»

(А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», гл. «Пешки»).

Б) « Тут я увидел, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие душонки»

(Д.И.Фонвизин «Недоросль»).

В) Воззри в поля твои широки,

Воззри на горы превысоки…

(М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…»).

Г) «Может быть никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестности города сего, как я…»

(Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»).

Д) «Наступил день и час продажи. Покупщики съезжаются. В зале, где оное производится, стоят неподвижно на продажу осуждённые…»

(А.Н.Радищев «Путешествие…», гл. «Медное»).

Е) Ваш долг есть сохранять законы,

На лица сильных не взирать…

( Г.Р.Державин «Властителям и судиям»).

Определите, какому герою из комедии  принадлежат эти слова: А) «При твоих глазах мои ничего не видят…»  (Простаков) Б) «Потому что она приложена к своему месту»  (Митрофан) В) «Невежда без души – зверь» (Стародум) Г) «Что греха таить, одного помёту, да вишь как развизжалась» (Скотинин) Д) «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила я тебе, воровская харя, чтоб кафтан пустил шире?» (Простакова) Е) «Дайте правила… Руководствуйтесь сердцем. Оно готово вам повиноваться.   (Софья)

Определите, какому герою из комедии принадлежат эти слова:

А) «При твоих глазах мои ничего не видят…»

(Простаков)

Б) «Потому что она приложена к своему месту»

(Митрофан)

В) «Невежда без души – зверь»

(Стародум)

Г) «Что греха таить, одного помёту, да вишь как развизжалась»

(Скотинин)

Д) «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила я тебе, воровская харя, чтоб кафтан пустил шире?»

(Простакова)

Е) «Дайте правила… Руководствуйтесь сердцем. Оно готово вам повиноваться.

(Софья)

Найдите признаки оды Какой приятный зефир веет И нову силу в чувства льёт? Какая красота яснеет? Что всех умы к себе влечёт? Мы славу дщери зрим Петровой, Зарёй торжеств светящу новой. Чем ближе та сияет к нам, Мрачнее ночь грозит врагам. Брега Невы руками плещут, Брега Ботнийских вод трепщут. Дерзай ступить на сильны плечи Атлантских к небу смежных гор

Найдите признаки оды

Какой приятный зефир веет

И нову силу в чувства льёт?

Какая красота яснеет?

Что всех умы к себе влечёт?

Мы славу дщери зрим Петровой,

Зарёй торжеств светящу новой.

Чем ближе та сияет к нам,

Мрачнее ночь грозит врагам.

Брега Невы руками плещут,

Брега Ботнийских вод трепщут.

Дерзай ступить на сильны плечи

Атлантских к небу смежных гор

В данном отрывке из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» найдите как можно больше изобразительно-выразительных средств.   «Лиза спала очень худо. Новый гость души её, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Ещё до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зелёном покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнулись и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света».

В данном отрывке из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» найдите как можно больше изобразительно-выразительных средств.

«Лиза спала очень худо. Новый гость души её, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Ещё до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зелёном покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнулись и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света».

Кроссворд 3 1 2 4 5 6 7 8 9

Кроссворд

3

1

2

4

5

6

7

8

9

Кроссворд к а п е н у т т д к е е а е м ш р р т ж ч б а е е и т к у а д с р а р р о а в р р и в и т щ а о с и г в н м е в е н т и а з д в и в е о и к и н я о в с к и й

Кроссворд

к

а

п

е

н

у

т

т

д

к

е

е

а

е

м

ш

р

р

т

ж

ч

б

а

е

е

и

т

к

у

а

д

с

р

а

р

р

о

а

в

р

р

и

в

и

т

щ

а

о

с

и

г

в

н

м

е

в

е

н

т

и

а

з

д

в

и

в

е

о

и

к

и

н

я

о

в

с

к

и

й

Куштысева Лариса Александровна г.Сыктывкар

Куштысева Лариса Александровна г.Сыктывкар

А.С.Пушкин

А.С.Пушкин