СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная композиция "Дети блокады"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная композиция к 9 мая, посвященная блокадным детям. Слова и стихи читаются на фоне фильма о блокадном ленинграде.

Просмотр содержимого документа
«Литературная композиция "Дети блокады"»

В 1941 году фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от нашей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

Жителей города должны были убить голод, бомбёжки, обстрелы и наступившая зима.

Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит; почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по вою сирены надо бежать в бомбоубежище …Много детского почему?

Всё, что происходило у детей на глазах, наводило ужас. Им пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в таком малом возрасте.

В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.



Ребенок в валенках, тулупе, сверху обвязан шалью. Стоит с санками, на которых ведро.

Варвара  Вольтман-Спасская «По воду»

Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.

Метет колючая пороша,

А ветер каменит слезу.

Изнемогая, точно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

И смерть сама сидит на козлах,

Упряжкой странною горда…

Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.



Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.



Мальчик в рабочей одежде, в руках макет снаряда.

Юрия Воронова “Сотый день”.

Вместо супа - бурда из столярного клея, 
Вместо чая - заварка сосновой хвои. 
Это б всё ничего, только руки немеют, 
Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик, 
И глухие удары пойдут невпопад... 
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. 
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость, 
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт! 
...Сотый день догорал. Как потом оказалось, 
Впереди оставалось ещё восемьсот.



Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.



Девочка сидит за партой, на плечах теплая шаль, на голове шапка, на руках рукавицы.

И. Обуховой “О школьных подругах блокадной поры”.

Блокадные дети...
Блокадные дети...
И сердце сжимается вдруг.
Я снова грущу и с тоской вспоминаю
Голодных, ослабших подруг.

Застывшая школа, холодные классы
На верхнем пустом этаже
Они снова в ужасе, у смерти во власти,
Но пишут диктовку уже...

А крыша над ними звенит от осколков,
Над городом снова налёт!
Слышна канонада, грохочут зенитки,
Но девочка ручку берет.

Сидит, как боец, непреклонно и твёрдо, 
Не дрогнет, слезу не прольёт,
Она – ленинградка, где дети не плачут,
Где мужество вечно живёт!


За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!